Работа с родителями учеников: невербальные приемы установления контакта

297

Одна из проблем, с которой сталкиваются педагоги в своей работе, – проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие взрослые не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них и понимают правильно.

Приемы работы с родителями учеников: упражнение «Повторение ритма»

Цели: активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

Инструкция. Упражнение проходит в кругу, участники сидят на стульях. Педагог-психолог обращается к участникам: «Сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой “Здравствуйте, коллеги”. Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать ее в виде ритмического рисунка разными способами, например, так… (отхлопывает в ладоши данную фразу в любом ритме). Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по спинке стула (по коленкам, отщелкать пальцами, языком, оттопать ногами и т. д.). В ходе работы с родителями учеников можно скомбинировать различные звуки, например, начать фразу с хлопков, а закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом – один участник отстукивает фразу, затем все повторяют ее в неизменном виде. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме и исполнении, все повторяют и т. д.».

Примечание. По окончании можно спросить участников о том, что помогало и что мешало им выполнять это упражнение. Как правило, после выполнения данного упражнения участники более внимательно прислушиваются к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу речи говорящих.

Web-семинар 13 апреля 2017

Коммуникация администрации ОО с родителями, органами государственной власти

Лектор — Феклин Сергей Иванович, Юрисконсульт, контрактный управляющий ГБОУ гимназии 1544, кандидат юридических наук.

На вебинаре мы обсудим:

  • Правовые основы взаимодействия школьной администрации и родителей обучающихся.
  • Правовой статус родителей обучающихся.
  • Договоры об образовании, заключаемые с родителями обучающихся.
  • Права, обязанности и ответственность родителей школьников.
  • Рассмотрение жалоб от родителей обучающихся администрацией школы.
  • Подготовка ответов на обращения органов власти.

Приемы работы с родителями учеников: рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»

Цели: выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе.

Инструкция педагога-психолога: Педагог предлагает провести эту технику в парах и обращается к участникам: «Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, определив каждому для себя роль педагога и взрослого. Диалог будете вести на бумаге, т. е. используя только рисуночные и графические изображения. Для этого у каждого из вас будет пастельный мелок и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 5 минут. Вы можете использовать только бумагу и пастель. Запрещается разговаривать во время задания».

Примечание. По окончании данного типа работы с родителями учеников участники вывешивают работы на доску. Каждая пара презентует свою работу. Педагог-психолог старается подвести участников к осознанию того, что установление контакта со взрослыми начинается с невербальных приемов взаимодействия.

Слово педагога-психолога: Умение слушать и слышать взрослых и доведение этого умения до навыка – один из важных показателей мастерства педагога. Внимательное и целенаправленное слушание дает ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Наиболее простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе общения – это метод нерефлексивного слушания. Техники нерефлексивного слушания преимущественно направлены на прояснение именно эмоционального компонента взаимодействия. Задачи нерефлексивного слушания: 

  1. управление вниманием;
  2. поддержание интереса к теме разговора;
  3. поощрение взрослых вступить и продолжить разговор.

Приемы работы с родителями учеников: упражнение «Качели»

Цели: усвоение и закрепление информации о невербальных техниках установления контакта.

Инструкция. Участники группы работают в двух командах. Перед началом работы каждая из них получает текстовую информацию. Задача – проанализировать и изучить приемы невербального установления контакта, добавить информацию, которая была не учтена в предложенном тексте. На работу отводится 5–7 мин. Педагог-психолог находится все время рядом с участниками, помогая, направляя или подсказывая необходимую информацию. По окончании работы от каждой команды выходят к доске по одному участнику. Далее одна из команд озвучивает один, на их взгляд, из важных приемов невербальной коммуникации, участник из команды зарисовывает этот прием на доске. Далее другая команда информирует о другом критерии, участник этой команды зарисовывает этот прием на доске. Таким образом, озвучиваются все приемы.

В процессе данного типа работы с родителями учеников используются техники нерефлексивного слушания

Сосредоточение (минимизация отвлечений). Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, – это управление вниманием. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику. Такое слушание «всем телом» не только выражает готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Мы принимаем эту позу безотчетно.

Пауза. Вторая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы выдерживать паузу после реплик собеседника. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он, испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы в ходе работы с родителями учеников, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель.

Взгляд. Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника. Если мы избегаем контактировать с его взглядом, смотрим в сторону, в пол, в потолок или «сквозь» собеседника, он, вероятно, интерпретирует это как незаинтересованность в общении с ним. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее.

Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица, и прежде всего с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем: воспринимается только искренняя улыбка.

Поза и жесты. Важную роль в установлении контакта в работе с родителями учеников играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении.

Расстояние и положение относительно друг друга, как важный фактор работы с родителями учеников. Многочисленные психологические исследования коммуникаций показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным коммуникационным средством. В психологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны:

  1. интимную – менее 45 см (мы чувствуем себя комфортно, общаясь с человеком, находящимся внутри этой зоны, только если мы ему доверяем, знакомы с ним и хорошо к нему относимся);
  2. личную – 45–120 см (именно в этом интервале ведутся деловые разговоры, такая дистанция подходит для дружеской встречи или консультации);
  3. социальную – 1,2–3,5 м (на этом расстоянии мы чувствуем себя комфортно в ситуации формального общения с незнакомыми людьми или с небольшой группой людей);
  4. публичную – расстояние больше 3,5 м (а этом расстоянии обычно происходят контакты с большой группой людей: лекции, собрания, чтение докладов и т. д).

Минимальные поощряющие реплики. Следующий прием поощрения рассказчика в технике нерефлексивного слушания в ходе работы с родителями учеников состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими, фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас…», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…». Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание.

Приемы работы с родителями учеников: творческое задание «Рецепт эффективного невербального установления контакта»

Цель: закрепить знания участников о приемах нерефлексивного слушания.

Инструкция. Участники работают в подгруппах. Задача – составить рецепт эффективного невербального установления контакта. Время для работы – 5 мин. Рецепт должен удовлетворять следующим требованиям: он должен устраивать всех участников; ингредиенты должны быть полезными, хорошо усваиваемыми и разнообразными; рецепт должен быть воспроизводим другими людьми.

Пример рецепта коктейля «Контакт», который можно применить в процессе работы с родителями учеников.

Состав:

  • 50 г лайма «Мимика»;
  • 100 мл тоника «Расстояние»;
  • 10 г сахара «Пауза»;
  • 30 г льда «Взгляд»;
  • 5 г мяты «Поза и жесты».

Способ приготовления: все смешать в указанных пропорциях и выпить со взрослым по 3 глотка, сопровождая минимальными репликами и сосредоточиваясь на подстройке к родителю и активном слушании.

Приемы работы с родителями учеников: практическое задание «Установление контакта»

Цель: отработать приемы нерефлексивного слушания в установлении контакта.

Инструкция. Работа проходит в парах, путем вытягивания из «чудесного мешочка» карточки (П1, Р1, П2, Р2 и т. д., где Р – родитель, П – педагог). Участники объединяются в пары в соответствии с порядковым номером, например П1 работает в паре с Р1 и т. д.

Задание, выполняемое в ходе работы с родителями учеников, выполняется в два этапа:

  1. родитель рассказывает некую историю своему педагогу. Задача педагога – выслушать, используя невербальные приемы установления контакта;
  2. участники меняются ролями.

По окончании проходит обсуждение, при котором необходимо обратить внимание: на эмоциональный фон, используемые приемы, появилось ли желание продолжить общение и т. п.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение?
  • Как вы можете охарактеризовать нерефлексивное слушание?
  • Какие возможности вы видите в использовании этого метода?
  • Какова область его применения и возможные ограничения?

Приемы работы с родителями учеников: рефлексия «Дорисуй рисунок»

Цель: поддержание положительного эмоционального фона.

Инструкция. Каждый участник работает индивидуально, на своем листе бумаге. Задача – в течение 20 с нарисовать любую картинку, соответствующую состоянию в данный момент. По сигналу «Стоп!» лист передается партнеру справа. В течение следующих 20 с каждый участник дорисовывает картинку, которая оказалась перед ним. Задание заканчивается, когда присутствующие получают обратно свои листы. В заключение участники обмениваются мнениями о своей творческой работе.

Слово педагога-психолога: Нерефлексивное слушание может быть эффективным на определенном этапе беседы, но чаще его бывает недостаточно для того, чтобы показать родителям проявление нашего внимания и выявить их потребности. Поэтому нерефлексивное слушание следует использовать в сочетании с рефлексивным слушанием, которому посвящен тренинг «Техники рефлексивного слушания».

Одним словом, сегодня перед многими педагогами встает вопрос о том, как наладить контакт с родителями, чтобы с наибольшей пользой оказывать им содействие в воспитании и развитии детей. И для эффективной работы с родителями учеников стоит использовать какую-либо из предложенных техник. Поскольку лучший способ помочь человеку почувствовать его значимость – это активное слушание, сфокусированное на его проблеме.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль