Арт-терапия для младших школьников

104

Главную проблему для учителя обычно составляют конфликтные, неуправляемые, нарушающие дисциплину на уроках ученики и тем самым препятствующие образовательному процессу. Но в данной статье речь пойдет о другой группе проблемных детей: о безукоризненно послушных, исполнительных, «правильных» учениках. Обычно их ставят в пример двоечникам или просто не замечают. Они не вступают в конфликты, не жалуются, не требуют к себе внимания учителя, особенно если учатся неплохо. «Ну и прекрасно! В чем же тут проблема?» – скажет читатель. Проблем, между тем, целых две: одна связана с процессом обучения в школе, вторая – с  профессиональным и личностным развитием в будущем. Для решения этих проблем используются различные методики, одной из наиболее популярных является использование арт-терапии для младших школьников.

Разумеется, не все послушные ученики должны вызывать беспокойство у педагога. Некоторые из них правильно себя ведут просто потому, что хорошо воспитаны, уравновешенны и благоразумны. Мы же рассмотрим феномен болезненно послушного школьника.

Зачем нужна арт-терапия для зажатых и «правильных» младших школьников

Обычно такие ребята держатся в стороне от сверстников, а если и играют с ними, то выполняют роль ведомых (собачки, кошечки), мальчики часто выбирают себе в друзья девочек. Они обидчивы и всегда выглядят немножко печальными, пассивны, не склонны проявлять инициативу, часто кажутся заторможенными, флегматичными. Эти школьники опрятны, аккуратны, в тетрадях и портфелях у них всегда порядок. Они неплохо учатся (пока речь идет о репродуктивных знаниях, во время использования арт-терапии для младших школьников у таких учеников могут возникнуть трудности с творческими заданиями), такие ученики теряются, когда нет четкой инструкции по поводу того, что и как делать.

Арт-терапия для младших школьников

Научившись понимать таких детей, нельзя не испытать горечь и сострадание. Они родились с высоким уровнем чувствительности, эмпатии, с огромной потребностью в любви и быстро усвоили: для того чтобы родители их любили, нужно старательно делать все, чего от них требуют, – не сердить, не приставать, когда взрослые заняты, не прекословить им, иначе можно лишиться родительской любви, в наличии которой они и без того отнюдь не уверены.

Такие дети доверяют каждому слову взрослых. Стоит им услышать что-то наподобие: «Ах ты, бестолочь!» – и они уже чувствуют себя глупыми. «Мне не нужен такой нытик!» – сердится родитель, и ребенок молча глотает слезы, сдерживаясь изо всех сил. «Чтоб ты провалился!» – негодует взрослый, и вот уже запущена программа самоуничтожения. Если у других детей, покрепче, срабатывает внутренняя защита («Отругала? Ну и пусть! Сама такая!»; «Потом сама пожалеет!»), то послушные дети лишены ее начисто. Они всему верят и, как «песочный человечек» из рассказа Р. Брэдбери, поочередно превращаются во всех «ужасных» существ, которыми их называют.

Детям хочет нравиться, быть любимыми, поэтому они изо всех сил избегают конфронтации – сначала с родителями, потом с учителем, одноклассниками и дальше со всеми значимыми людьми на своем пути. Понятно, что этот путь не может привести к жизненному успеху, поэтому так часто приходится слышать истории о послушных умницах, которые вышли замуж за негодяев и пьяниц, о тяжелых зависимостях и случаях суицида среди бывших пай-мальчиков.

Арт-терапия для младших школьников

Трудно сказать, какой фактор важнее: повышенная чувствительность, нехватка любви или неправильное воспитание. В нашей практике была девочка, родители которой старались не подавлять ее волю. Все любили ее, красивую, нарядную, послушную. Она плохо успевала, точнее, – ничего не пыталась делать на уроках, потому что боялась, что не справится и родители ее разлюбят. Тем не менее это все-таки не такой уж печальный вариант, как в случаях, когда родители полностью регламентируют жизнь своих чад якобы для их блага, решая не только, в какие кружки им ходить, но и с кем дружить, что нарисовать в альбоме, о чем думать и т. п.

Человек развивается в борьбе: сначала за право надеть ту, а не эту кофточку, не есть рыбную котлету на обед и т. п., а потом – отстаивая свое мнение, право, защищая честь. Это разные грани одной и той же борьбы за собственное Я, за свою внутреннюю целостность. Отказываясь от борьбы, послушный ок предает это внутреннее ядро, которое мы назовем архаическим словом «душа», и потому глубоко несчастен.

Было бы несправедливо видеть в этом только слабость. Отметим, что такие дети эмпатичны и безошибочно чувствуют эмоциональное состояние другого человека. Им кажется невыносимым причинить кому-то боль, ведь невозможно обидеть, ударить того, кого воспринимаешь как самого себя. Для того, чтобы это сделать, сначала нужно «расчеловечить» противника, лишить его чувств, подобных твоим, увидеть в нем не личность, а объект, вещь.

По нашему глубокому убеждению, все зло в мире происходит от недостатка эмпатии в людях, поэтому дети, о которых идет речь, – лучшие представители человечества, его надежда и в то же время наиболее уязвимая часть.

Формы арт-терапии для младших школьников и послушных детей

Сегодня от педагогов требуется развивать в детях независимость, самостоятельное мышление, способность совершать выбор, умение отстаивать свое мнение, творчески подходить к решению поставленных задач. Школьнику со слабой волей, приученному только слушаться, в школе приходится трудно.

Арт-терапия для младших школьников

«Скажи, что ты думаешь об этом», «Согласен ли ты с мнением товарища?», «Докажи, приведи пример, дополни ответ, объясни, в чем твой товарищ не прав» – такого рода вопросы, задания вызывают у «правильных» учеников панику, замешательство. Между тем, родители ждут от них успехов в учебе. Даже не так: от них ожидают, что они будут первыми во всем, ведь в них столько вложено! Разочарование родителей сильно бьет по самооценке таких детей, которая и так всегда низка из-за болезненной зависимости от мнения окружающих.

Дети нигде не раскрываются так, как в игре. Потребность в ней у них почти столь же сильна, как потребность в еде и сне. Игра – это деятельная фантазия, пьеса, сочиняемая на ходу, в которой сами дети – и зрители, и участники. Поэтому для игры нужны развитое воображение, веселый энтузиазм, детская готовность верить «почти взаправду». Игра – естественное состояние дошкольника. Лишь постепенно учебная мотивация вытесняет игровую – вот почему арт-терапия и игровые моменты обязательно включаются в занятия для младших школьников.

Как педагогу-психологу работать с послушными, «правильными» учениками? И нужно ли это делать, ведь такие ребята гораздо удобнее других, расторможенных, дерзких?

На наш взгляд, несчастный школьник – всегда проблема. Речь не о том, чтобы разрешить ему то, что запрещено родителями и школьными правилами, а о том, чтобы найти способ освободить психическую энергию, скованную внутренней борьбой за «правильность», и направить ее в другое, позитивное русло, в творчество, которое само по себе – терапия.

Современные образовательные программы, разработанные в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, дают учителю огромные возможности для творческой работы с детьми в разных форматах. Во-первых, это внеурочная деятельность; во-вторых, проектная работа по всем предметам; в-третьих, уроки ИЗО и технологии – всё это часть арт-терапии для младших школьников. Кроме того, возможность творческого самовыражения учащегося заложена в разработку почти каждого урока предметной линии.

Практика показывает, что дети охотно откликаются на творческие формы подачи материала, с радостью вовлекаются в совместные проекты, исследования и эксперименты. При этом усвоение материала оказывается гораздо более эффективным.

Однако из всех категорий детей меньше всего творческие задания любят именно «правильные» дети. И в то же время они больше остальных нуждаются в такой форме работы, поэтому формы арт-терапии для младших школьников следует продолжать задействовать в процессах обучения, даже встречая сопротивление со стороны родителей.

Арт-терапия для младших школьников

Какие формы арт-терапии для младших школьников можно применить в работе с «правильными» детьми? Приведем примеры:

1. Творческое сочинение. Темы, которые можно предложить: «Моя семья», «Любимый домашний питомец», «Моя мамочка», «Мой лучший друг», «Самый веселый день каникул», «Если бы я стал волшебником», «Мой класс» и др.

2. Проективное рисование. Метод используется для диагностики и арт-терапии и подходит для младших школьников. Темы рисунков: «Несуществующее животное», «Я – герой сказки», «Моя семья», «В кого бы меня превратил волшебник», «Зоопарк», «Автопортрет».

3. Сочинение и иллюстрирование сказок. Дети очень любят сочинять собственные истории. Придуманные сказки можно оформить в виде книжек-самоделок.

4. Проектная деятельность. Например, наши учащиеся в течение прошлого учебного года реализовали следующие групповые проекты: «Путешествие в Игромир», «Мой прадед – герой Великой Отечественной войны», «Удивительные кристаллы», «Наш класс – дружная семья».

Арт-терапия для младших школьников

Понятно, что «правильным» детям труднее остальных включаться в формы творческой деятельности, в работе они слишком опираются на помощь родителей, не умеют выразить себя. Но даже несмотря на отсутствие видимых успехов, педагогу-психологу важно быть уверенным в том, что ему и дальше следует двигаться в направлении литературного и художественного творчества, если он хочет «расколдовать» своих «правильных» детей.

Мультипликация как форма арт-терапии для младших школьников

Один из методов арт-терапии, вызывающий интерес и творческий энтузиазм у детей, – создание собственных мультфильмов (в нашем случае – лепных, пластилиновых). В процессе этой деятельности они сплачиваются, становятся одной командой. Разыгрывание диалогов между персонажами во время озвучания мультфильма помогает каждому из детей выйти из привычной социальной роли, стать (пусть ненадолго) другим – смелым, воинственным, веселым, решить какие-то свои внутренние проблемы, избавиться от ограничений и комплексов. Например, герой созданного нами мультфильма «Цыпленок» не находит общего языка с обитателями двора и уходит из дома. Его поиск смысла – это поиск самого себя. Сцена в Птичьей школе, где на героя обрушивается с критикой учитель, наверное, является болезненной для многих детей, особенно для «правильных». Тем не менее, цыпленок находит себе друзей, совершает добрые дела и побеждает, хотя изначально он – «неправильный», непослушный. Вместе с цыпленком борются и совершают подвиги и учащиеся, зажатые, тревожные, не имеющие смелости быть собой.

В 2015 г. мультфильм «Цыпленок» занял первое место во Всероссийском конкурсе анимационных проектов «Мультфильм и Я».

Работа «Цыпленок и его друзья» продолжает историю приключений главного героя. Новая экспедиция посвящена спасению друга – гусенка. Цыпленок, а с ним и дети, получают важный урок: доброта должна быть действенной, одних только слов и сочувствия недостаточно.

Арт-терапия для младших школьников

Кроме того, во всех созданных мультфильмах есть сцены сражений с монстрами. Видимо, подавленная мальчишеская агрессия ищет себе выход в этих тщательно прописанных маленькими режиссерами сценах, и это тоже служит целям арт-терапии и психотерапии для младших школьников.

Чтобы создать мультфильм, нужно придумать сказочный сюжет, слепить персонажей, наделить героев тем или иным характером, нарисовать и наклеить декорации, подготовить сцену, а затем шаг за шагом снять происходящие события и озвучить их. Все это, особенно съемки, – кропотливый труд, требующий терпения и аккуратности. Заметим, что с этой частью работы как нельзя лучше справляются именно «правильные» учащиеся, самые организованные и аккуратные. Правда, нельзя сказать, что они активные мультипликаторы. Педагогу-психологу нужно быть готовым к тому, что поначалу такие ученики будут очень робко, с опаской присматриваться к процессу. Отсутствие критики, дружелюбное отношение и благодарность за любую помощь со стороны других участников помогут им расслабиться и (пусть пока еще скромно) оказать посильную для них помощь: будь то подготовка сцены с декорациями или участие в разработке сюжета.

Кроме того, совместная деятельность, дружеская, легкая атмосфера, насыщенная юмором и взаимной симпатией, способствуют повышению самооценки, которая теперь уже зависит не от мнения родителей и даже не от учебных отметок, а только от собственных творческих усилий. Использование арт-терапии для младших школьников помогает «послушным» детям потихоньку ломать скорлупу «правильности», в которую они были закованы, они становятся любознательными и озорными.

Арт-терапия для младших школьников

Среди результатов также необходимо отметить то, что в процессе создания мультфильмов обязательно выделяется группа активных, творческих, инициативных учащихся. Именно они выступают генераторами идей для создания проектов и мультфильмов. Это важно, поскольку на них начинают равняться и другие ребята. Они видят, что инициатива, смелость и богатая фантазия не подвергаются наказанию, а совсем наоборот – приветствуются и поощряются, и их мировоззрение меняется.

Конечно, наивно полагать, что изменить характер зажатых и робких детей, их отношение к миру легко только с помощью арт-терапии для школьников, необходимо также активное участие родителей. Но в то же время вполне реально снять с детей часть отягощающей их ноши: научить справляться со своей сверхчувствительностью, находить опору в себе самом, а не во мнении окружающих.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль