Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке школьников к олимпиадам

1181

Психологическая сторона подготовки школьников к олимпиадам

Олимпиада школьников – это творческий конкурс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках образовательной программы, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь требуется не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность. Поэтому важна грамотная подготовка школьников к олимпиаде.

С точки зрения педагогов, данное мероприятие – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают им проанализировать процесс усвоения учащимися информации по общеобразовательному предмету; с точки зрения одаренных детей – возможность продемонстрировать способы работы с неизвестной им информацией.

Проведение, как и подготовка школьников к олимпиаде, само по себе является стрессовой ситуацией. Это обусловлено несколькими факторами:

мероприятие проходит в другой, чужой для ребенка школе, где собираются незнакомые сверстники;олимпиаду проводят и затем оценивают результаты незнакомые взрослые;время, отводимое на решение заданий, ограничено;на участника возлагается груз ответственности – защита чести школы, в связи с чем возможный проигрыш становится поражением не только самого участника мероприятия, но и школы, которую он представляет.

Все перечисленные факторы вызывают тревогу и могут привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности даже на этапе подготовки школьников к олимпиаде. Порой даже способному учащемуся трудно в должной мере проявить свои знания, умения, навыки и способности.

Для участия в олимпиадах наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося:

высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;высокая и устойчивая работоспособность;высокий уровень концентрации внимания, произвольности;четкость, комбинаторность, нестандартность мышления;сформированность внутреннего плана действий;сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Активная подготовка школьников к олимпиалам и участие в них (а также в интеллектуальных марафонах, конкурсах и т. п.) служит своеобразной психолого-педагогической диагностикой учащихся, позволяющей проанализировать, насколько каждый из них развит интеллектуально, какие имеет интересы и предпочтения, насколько у него сформированы навыки самоорганизации, самопрезентации, какие трудности имеются. При этом педагоги могут лишний раз утвердиться в верном выборе ребенком того или иного предмета, в совпадении его интересов и возможностей.

Модель психолого-педагогического сопровождения педагога и учащегося при подготовке школьников к олимпиадам

Чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку школьников к олимпиадам, важно объединить усилия всех участников, вовлеченных в данный процесс: администрации, учащихся, педагогов, педагога-психолога, родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает:
1) сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся;
2) мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей;
3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
4) проведение для педагогов и родителей консультаций по вопросам психологических особенностей одаренности, специфики проявления таланта и формирования творческих способностей;
5) ознакомление педагогов с особенностями проявления учащимися своего творческого, интеллектуального потенциала;
6) разработка рекомендаций по стимулированию и поддержке проявления креативности одаренными учащимися.

Уровни психолого-педагогического сопровождения при подготовке школьников к олимпиадам: индивидуальный, групповой, на уровне класса, на уровне образовательной организации.

Психологическая подготовка школьников к предметным олимпиадам заключается в следующем:

психолого-педагогической поддержке, которая включает диагностику, консультативно-тренинговую работу, направленную на развитие самосознания. Важно сформировать у одаренного ребенка ценностное отношение к себе, своему таланту, развить глубокое понимание своих возможностей. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Окружающие не в состоянии оценить реальный уровень их способностей, и нормальный для такого ребенка процесс развития часто рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Таким детям трудно найти себе близких по духу друзей, проблематично общаться со сверстниками, игры которых им неинтересны. Положение усугубляется тем, что такие дети осознают свою непохожесть на других;обучении социально-психологическим навыкам и умениям устанавливать и поддерживать гармоничные отношения с окружающими, понимать свои чувства и переживания в общении, деловом сотрудничестве, конструктивном урегулировании конфликтов. Известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому, успешности в общении с другими людьми, но и нередко сочетается с большими затруднениями при установлении контакта и осуществлении коммуникации, а в этом как раз и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. Несмотря на то, что одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, коммуникативные процессы при этом претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения, а именно: исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции;охране и укреплении здоровья, развитии навыков саморегуляции и управления стрессом. Современные исследования показывают, что гармоничность развития различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью. Чаще наблюдается неравномерное (одностороннее) развитие, причем на протяжении всей жизни одаренного человека. Временами оно еще и усугубляется, порождая ряд психологических проблем.

Приведем примерный план психолого-педагогического сопровождения при подготовке школьников к олимпиадам (таблица).

План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к предметным олимпиадам (на учебный год)

Задача, мероприятие Срок Ответственный
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов
Разработка плана мероприятий по усилению блока информационного сопровождения: организация и проведение информационно-просветительской работы с участниками образовательных отношений Сентябрь Заместитель руководителя образовательной организации по научно-методической работе (далее – зам. руководителя по НМР), руководители предметных кафедр или методических объединений (далее – руководители МО)
Разработка плана мероприятий по обеспечению консультационной поддержки учащихся, педагогов и родителей в вопросах, связанных с организацией и проведением олимпиад
Размещение актуальной информации по вопросам подготовки школьников к олимпиадам и их проведения на сайте школы
Формирование пакета диагностических методик по выявлению разных видов одаренности учащихся Сентябрь Педагог-психолог
Заседание предметных методических объединений по выработке основных направлений работы по олимпиадному движению в соответствии с принятым планом. Составление графиков индивидуальных занятий Сентябрь Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Круглый стол «Как я работаю с одаренными учащимися» Октябрь Зам. руководителя по УВР, руководители МО
Заседание научно-методического совета школы по теме «Повышение эффективности подготовки школьников к олимпиадам» Ноябрь Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Психолого-педагогический семинар «Взаимодействие с одаренными детьми. Анализ, результативность, перспективы»
Тренинг «Как выстраивать деятельность с одаренным ребенком» Декабрь Педагог-психолог
Аналитический семинар по выявлению причин низких результатов и разработке рекомендаций по их устранению Апрель Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Практический семинар «Подготовка педагогов к сопровождению учащихся в процессе олимпиады».
Цель – создание условий для активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми через развитие умений и навыков рефлексии и помощи, овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения у детей.
• Занятие 1. «Лекционно-практическое занятие на тему “Психологические особенности сопровождения учащихся в процессе олимпиады”».
• Занятие 2. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе олимпиады. Принципы работы с детьми – участниками олимпиады. Коммуникативные позиции при взаимодействии в системе “учитель – ученик”».
• Занятие 3. «Психологические правила взаимодействия педагога с учащимися – участниками олимпиады. Психология стресса. Профилактика стресса».
• Занятие 4. «Тренинг по выработке стрессоустойчивости. Признаки проявления стресса у детей в значимой для них ситуации. Методы преодоления стресса».
• Занятие 5. «Роль психологической установки в жизни человека».
• Занятие 6. «Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей»






Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь

Январь Февраль
Педагог-психолог
Организация индивидуальных консультаций для педагогов, испытывающих затруднения при подготовке школьников к олимпиадам, через взаимодействие образовательных организаций района, города В течение учебного года Зам. руководителя по НМР, руководители МО
Учебно-методические семинары:
1) «Конвергентное и дивергентное мышление – возможности развития»;
2) «Личностные особенности одаренных детей»;
3) «Психологическая подготовка школьников к олимпиаде»;
4) «Педагогические развивающие технологии и методы»;
5) «Самооценка и уровень притязаний, возможности коррекции»;
6) «Развитие эмоционально-волевой сферы детей»;
7) «ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
В течение учебного года Педагог-психолог, руководители МО
Консультирование педагогов по психологическим проблемам взаимодействия с одаренными детьми – участниками олимпиадного движения В течение учебного года Педагог-психолог
Сопровождение учащихся, проявляющих высокий познавательный интерес к изучению предметов
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
Организация деятельности по выделению индивидуальных и типологических особенностей личности, круга интересов и мотивов учащихся для эффективного построения процесса их подготовки к участию в школьных олимпиадах Сентябрь, I четверть Учителя-предметники, руководители МО
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования одаренных учащихся и их адресной дифференцированной поддержки Сентябрь, I четверть Учителя-предметники, руководители МО
Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности. Цель: составление карты одаренности на каждого ученика Сентябрь Педагог-психолог
Изучение психологических особенностей одаренности
Диагностика общей одаренности учащихся с помощью методики Амтхауэра; тестов диагностики творческих способностей и т. п.
Разработка памяток по подготовке школьников к олимпиадам Сентябрь Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог
Проведение школьного мониторинга индивидуальных интеллектуальных, творческих достижений учащихся с целью выявления уровня вербального и образно-творческого мышления, а также для изучения взаимокорреляции показателей отдельных факторов (беглости, гибкости и оригинальности мышления) Октябрь Педагог-психолог, классные руководители
Тренинг по формированию уверенности в себе, саморегуляции с целью приобретения навыков работы в команде, развития коммуникативных навыков, формирования адекватного отношения к трудностям
Отбор учебных предметов для подготовки школьников к олимпиадам с целью предотвращения чрезмерных физических и психоэмоциональных перегрузок и оказания учащимся помощи в выборе одного (нескольких) предметов, по которым результативность будет выше Октябрь-ноябрь Учителя-предметники, руководители МО
Антистресс-тренинг для участников олимпиадного движения с целью приобретения навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта Ноябрь Педагог-психолог
Тренинг «Самовнушение» с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализации эмоционального состояния учащихся
Коррекция планов индивидуальной работы с учащимися, заявленными на участие в олимпиадном движении Апрель Зам. руководителя по НМР, руководители МО, учителя-предметники
Цикл занятий, направленных на подготовку учащихся 8–11-х классов к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВсОШ).
Цель: развитие коммуникативных умений, сплоченности, создание условий для образования команды, формирование стрессоустойчивости.
• Занятие 1. «Развитие коммуникативных умений. Коммуникативные упражнения. Рефлексивная технология "Рефлексивный круг"».
• Занятие 2. «Командообразование: что нас объединяет? Упражнение "Мостик"».
• Занятие 3. «Лекционно-практическое занятие "Психология стресса". Развитие стрессоустойчивости».
• Занятие 4. «Способы снятия нервно-психического напряжения».
• Занятие 5. «Методы преодоления стресса. Упражнения "Структурный анализ стресса", "Дыхательная релаксация", "Мышечная релаксация", "Мой щит". Упражнения на развитие уверенности в себе»




Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Декабрь Январь
Педагог-психолог
Создание, дополнение и расширение банка данных одаренных детей, выстраивание индивидуальной траектории их развития В течение учебного года Зам. руководителя по НМР, педагог-психолог
Диагностика познавательной сферы с целью выявления особенностей развития внимания, памяти, мышления, репрезентативной модальности системы восприятия Педагог-психолог
Креатив-тренинги для одаренных детей с целью развития творческих способностей учащихся
Тренинги «Покори свою вершину» с целью развития у учащихся уверенности в себе и формирования умения добиваться целей и правильно относиться к успехам и неудачам
Тренинги «Мы команда» с целью подготовки команды учащихся образовательной организации для участия в муниципальном и региональном этапах ВсОШ
Консультирование одаренных детей – участников олимпиадного движения по психологическим аспектам подготовки школьников к олимпиадам с целью развития способностей учащихся, а также психологического обеспечения их индивидуальной учебной траектории
Индивидуально-групповые консультации:
• «Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде»;
• «Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде»;
• «Стабилизация эмоционального состояния»;
• «Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности»;
• «Как эффективно работать с материалом во время подготовки учащихся к олимпиаде (метод запоминания Р. Аткинсона)»
Индивидуальные беседы с учащимися по вопросам затруднений, имевших место в процессе участия в олимпиадах. Разработка рекомендаций В течение учебного года Педагог-психолог, учителя- предметники
Определение сильных и слабых сторон индивидуального стиля деятельности учащихся – тестирование:
• «Как ты готовишься к занятиям?»;
• «Организованный ли ты человек?»;
• «Совы и жаворонки»
Цикл лекций с целью формирования и развития умения рационально распределять время, средства и силы для предотвращения перегрузок – темы:
• «Как работать с учебной и научной литературой»;
• «Составление конспекта»;
• «Организуй свое время»;
• «День накануне олимпиады»
Собеседование с участниками предметных олимпиад по вопросам самооценки их достижений с целью выявления недостатков в ходе подготовки школьников к олимпиадам После проведения олимпиад Заместитель директора по УВР, руководители МО, педагог-психолог
Психолого-педагогическое сопровождение родителей
Согласование образовательных маршрутов одаренных учащихся Сентябрь Классные руководители
Родительская конференция «Если в семье одаренный ребенок» Октябрь Педагог-психолог
Лекции:
• «Сложности психического развития одаренных детей»;
• «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»
1 раз в полугодие Педагог-психолог
Родительские собрания:
• «Предметные олимпиады как средство развития интеллектуальной активности младших школьников (1–4-е классы)»;
• «Готовимся к конкурсным испытаниям (5–7-е классы)»;
• «Интеллектуальная перегрузка – в чем она проявляется (8–11-е классы)»
В течение учебного года Классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик В течение учебного года Педагог-психолог
Индивидуально-групповое консультирование – темы:
• «Если ваш ребенок одаренный»;
• «Организация режима учебных и внеурочных нагрузок для одаренных учащихся»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль