Школьники с интеллектуальными нарушениями: развитие мотивации к познанию

33

Школьники с интеллектуальными нарушениями: что полезно знать о их заболевании?

Интеллектуальная отсталость проявляется в тех случаях, когда очевидно что ребёнок не может полноценно познавать информацию в школе. Медики определяют такое заболевание как следствие органического поражение ЦНС.

В частности трудности психического развития учеников с таким заболеванием диктуются работой их высшей нервной системы: у школьников с нарушением интеллектуального развития процессы торможения и возбуждения слабые, условные связи формируются медленно, первая и вторая сигнальные системы нарушены, общая работа нервных процессов отличается тугоподвижностью. Именно поэтому в новом образовательном стандарте ФГОС для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями используются иные образовательные приёмы:

  • Познавательные задачи должны быть доступными по содержанию именно для данной категории учащихся.
  • Для стимуляции образовательной деятельности педагог может использовать только позитивные средства, те которые вызывают нормальное поведение у учащихся, то есть им понятно что учитель относится уважительно и доброжелательно.
  • Преподаватель должен развивать у школьников с нарушением интеллектуального развития интерес к изучению окружающего мира. При этом обязательно должны учитываться возрастные и личностные особенности учащегося.
  • Периодически необходимо мотивировать детей к познавательной активности и формировать в них оптимистическое отношение к окружающей среде, социуму.

Все вышеперечисленные приёмы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями не могут рассматриваться отдельно от образовательно-информационной среды в которой дети учатся на данный момент. Так как здесь обязательно должны быть предусмотрены условия проведения коррекции личностного уровня для каждого ученика отдельно.

На сегодняшний день проектирование учебного процесса для школьников с нарушением интеллектуального развития проходит в рамках инноваций: появления новых научных и технических ресурсов образования.

Вся суть инновационной политики в обучении учеников с подобными отклонениями, заключается в признании того факта, что подобное образование вообще возможно, так как основано на организации процесса познавательной, речевой и предметной активности.

Варианты АООП при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями

Согласно новой системе образования ФГОС для учеников с отсталостью в умственном развитии ООП адаптировано: то есть дополнено специальной программой реабилитации ученика, с помощью организации иных условий обучения в школе. В общем случае деятельность педагогов в отношении развития лучшей познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллектуального развития, сводится к двум наиболее эффективным вариантам адаптированных учебных программ.

  1. Вариант: предусмотрен для учеников со слабо выраженной умственной отсалостью. В этом случае учащийся получает образование которое никак не соотносится по итогам завершения с достижениями детей без подобных умственных ограничений.
  2. Вариант: используется специально для школьников с интеллектуальными нарушениями умеренной и тяжёлой форм. Итоговые результаты, также не соотносятся с результатами обучения здоровых детей.

Самой сложной задачей для учителей, при внедрении перечисленных выше образовательных программ, является развитие мотивации к обучению. И не смотря на то, что учебная программа для школьников с нарушением интеллектуального развития не так консервативна как обычная школьная программа, тем не менее иная философия и идеология такого образования создаёт существенные преграды для интеграции детей с подобными отклонениями. Тех знаний и умений которыми обладают педагоги уже не достаточно, а обучение по заданному алгоритму не даёт результатов.

Средства мотивации для школьников с интеллектуальными нарушениями

Для того, чтобы была возможность реализовать выше обозначенные программы требуется создать условия для реализации творчества школьников с умственными отсталостью, так как именно такая деятельность может стать прекрасным средством мотивации к обучению. Из опыта педагогов наиболее действенным способом реализации творческий идей школьников с нарушением интеллектуального развития, является художественно-эстетическое направление дополнительного образования. В рамках именно такой деятельности отлично создаются детские социальные объединения, например: “Радуга”, “Цветик-семицветик”, которые затем принимают участие в конкурсах и фестивалях.

Ещё одним способом мотивации школьников с интеллектуальными нарушениями может быть внедрение коррекционных курсов. При этом их количество и содержание может определятся руководителями образовательного учреждения, исходя из тех потребностей в образовании, которые необходимы для конкретных детей, что выявляется посредством специальной психолого-медицинской комиссии и ИПР. Отличный потенциал для мотивации школьников с нарушением интеллектуального развития даёт их приобщение к проектной деятельности. В процессе подобной работы дети общаются со сверстниками из иных образовательных учреждений и через дистанционное взаимодействие находят общий язык с обычными детьми: в общении обычные и особые дети привыкают сотрудничать. Именно эту возможность дают творческие проекты, участие в конкурсах.

В целом создание новой образовательно-информационной среды для школьников с интеллектуальными нарушениями позволяет ускорить процесс интеграции большей части таких детей в социум. Именно поэтому в рамках начального образования детей с умственными отклонениями, рекомендуется использовать курсы коррекции: “Сенсорное развитие”, “Ритмика” и “Двигательное развитие”. Они помогают подготовить ребёнка к обучению и общению среди сверстников, а также позволяют привить ему формы коммуникативного обмена с большим количеством учащихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль