Разработка ООП дошкольного образования согласно ФГОС

24

Введение в 2014 г. ФГОС дошкольного образования официально закрепило один из принципов Конвенции ООН о правах ребенка1, заключающийся в «поддержке разнообразия детства, сохранении уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека»2.

Вместе с тем сам детский возраст неоднороден, и с позиций этапов психовозрастного развития в процессе обучения и воспитания важно обеспечивать преемственность каждого из этих этапов. Индивидуальные достижения дошкольника необходимо рассматривать как основу дальнейшего становления его готовности и способности к познанию, умению учиться и заниматься саморазвитием. В  основной образовательной программе(далее ООП) дошкольного образования  справедливо отмечается необходимость «выявления потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на их развитие, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом»3.

В соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) дошкольное образование является уровнем общего, что предполагает решение вопроса преемственности в обучении, воспитании и развитии дошкольников и младших школьников.

ООП дошкольного образования, соответствующая ФГОС, должна разрабатываться по следующим направлениям развития личности:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Пунктом 1.6 ФГОС дошкольного образования выделяет задачи образовательной деятельности дошкольной организации:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. создание условий для эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого дошкольника без привязки к месту жительства, полу, нации, языку, социальному статусу, психофизиологическим и другим особенностям ( в т. ч. ОВЗ);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках программ всех уровней.

Социально-коммуникативное направление развития в ООП дошкольного образования

Развитие социально-коммуникативной сферы  дошкольников направлено на:

  • овладение общепринятыми нормами и ценностями, включая моральные и нравственные; 
  • развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с ровесниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
  • осврение основ безопасного поведения в быту, социуме, природе4.

Познавательное направление развития в ООП дошкольного образования

Познавательное направление предполагает: 

  • развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; 
  • формирование познавательных действий, становление сознания; 
  • развитие воображения и творческой активности; 
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Переходя на уровень начального общего образования важно сочетать развитие познавательной мотивации, предполагаемую в ООП дошкольного образования с развитием приоритета познавательной деятельности как самоценности, стремления и готовности школьника трудиться и отвечать за результаты познавательной деятельности.

Речевое направление развития в ООП дошкольного образования

Речевое направление развития согласно ФГОС включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры; 
  • обогащение активного словаря; 
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 
  • развитие речевого творчества; 
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте5

Художественно-эстетическое направление развития в ООП дошкольного образования

В рамках художественно-эстетического направления предусматривается 

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
  • становление интереса к миру природы; 
  • становление эстетического отношения к окружающему миру; 
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)6.

В рамках указанного в ООП дошкольного образования направления развития происходит формирование у ребенка элементарных представлений о видах искусства (музыкального, изобразительного) и  нравственно-эстетического отношения к окружающему.

Физическое направление развития в ООП дошкольного образования

Физическое направление развития согласно ФГОСвключает приобретение опыта в следующих видах деятельности: 

  • двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений на координацию и гибкость; 
  • развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук; 
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; 
  • становление ценностей здорового образа жизни7

Особое внимание следует обратить на «овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни». В период адаптации к школе указанные требования ФГОС к ООП дошкольного образования найдут прямое продолжение в Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования.

Разработка ООП дошкольного образования в органицации

Примерная ООП дошкольного образования преломляет требования ФГОС на разных уровнях. Так, в пояснительной записке в числе принципов подходов к формированию ООП дошкольного образования указываются:

  • позитивная социализация: освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание малыша полноценным участником (субъектом) образовательных отношений: принцип содействия предполагает диалог между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;
  • полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов активности; содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями.
Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.


1 ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2 Россия стала правопреемником Советского Союза, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка в 1989 г.
3 Введение к примерной ООП начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от  08.04.2015 № 1/15. Дата обращения: 22.06.2015.
4 Пункт 2.6 ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль