Разработка ООП дошкольного образования согласно ФГОС

28

Введение в 2014 г. ФГОС дошкольного образования официально закрепило один из принципов Конвенции ООН о правах ребенка1, заключающийся в «поддержке разнообразия детства, сохранении уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека»2.

Вместе с тем сам детский возраст неоднороден, и с позиций этапов психовозрастного развития в процессе обучения и воспитания важно обеспечивать преемственность каждого из этих этапов. Индивидуальные достижения дошкольника необходимо рассматривать как основу дальнейшего становления его готовности и способности к познанию, умению учиться и заниматься саморазвитием. В  основной образовательной программе(далее ООП) дошкольного образования  справедливо отмечается необходимость «выявления потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на их развитие, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом»3.

В соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) дошкольное образование является уровнем общего, что предполагает решение вопроса преемственности в обучении, воспитании и развитии дошкольников и младших школьников.

ООП дошкольного образования, соответствующая ФГОС, должна разрабатываться по следующим направлениям развития личности:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Пунктом 1.6 ФГОС дошкольного образования выделяет задачи образовательной деятельности дошкольной организации:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. создание условий для эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого дошкольника без привязки к месту жительства, полу, нации, языку, социальному статусу, психофизиологическим и другим особенностям ( в т. ч. ОВЗ);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках программ всех уровней.

Социально-коммуникативное направление развития в ООП дошкольного образования

Развитие социально-коммуникативной сферы  дошкольников направлено на:

  • овладение общепринятыми нормами и ценностями, включая моральные и нравственные; 
  • развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с ровесниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
  • осврение основ безопасного поведения в быту, социуме, природе4.

Познавательное направление развития в ООП дошкольного образования

Познавательное направление предполагает: 

  • развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; 
  • формирование познавательных действий, становление сознания; 
  • развитие воображения и творческой активности; 
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Переходя на уровень начального общего образования важно сочетать развитие познавательной мотивации, предполагаемую в ООП дошкольного образования с развитием приоритета познавательной деятельности как самоценности, стремления и готовности школьника трудиться и отвечать за результаты познавательной деятельности.

Речевое направление развития в ООП дошкольного образования

Речевое направление развития согласно ФГОС включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры; 
  • обогащение активного словаря; 
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 
  • развитие речевого творчества; 
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте5

Художественно-эстетическое направление развития в ООП дошкольного образования

В рамках художественно-эстетического направления предусматривается 

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
  • становление интереса к миру природы; 
  • становление эстетического отношения к окружающему миру; 
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)6.

В рамках указанного в ООП дошкольного образования направления развития происходит формирование у ребенка элементарных представлений о видах искусства (музыкального, изобразительного) и  нравственно-эстетического отношения к окружающему.

Физическое направление развития в ООП дошкольного образования

Физическое направление развития согласно ФГОСвключает приобретение опыта в следующих видах деятельности: 

  • двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений на координацию и гибкость; 
  • развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук; 
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; 
  • становление ценностей здорового образа жизни7

Особое внимание следует обратить на «овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни». В период адаптации к школе указанные требования ФГОС к ООП дошкольного образования найдут прямое продолжение в Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования.

Разработка ООП дошкольного образования в органицации

Примерная ООП дошкольного образования преломляет требования ФГОС на разных уровнях. Так, в пояснительной записке в числе принципов подходов к формированию ООП дошкольного образования указываются:

  • позитивная социализация: освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание малыша полноценным участником (субъектом) образовательных отношений: принцип содействия предполагает диалог между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;
  • полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов активности; содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями.
Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.


1 ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2 Россия стала правопреемником Советского Союза, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка в 1989 г.
3 Введение к примерной ООП начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от  08.04.2015 № 1/15. Дата обращения: 22.06.2015.
4 Пункт 2.6 ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль