Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе

164

В свете требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования к результатам образования учащихся предметная область «Технология» отличается своей направленностью на создание условий для развития у обучающихся навыков практической деятельности, а также обретение «опыта поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач»1. Уроки технологии обучают действовать не только в абстрактном мире, но и создавать различные модели, конструкции, композиции в реальности; уроки учат самостоятельно планировать время трудовых действий, оценивать результативность и значимость продуктов ручного труда. Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе может быть очень успешным для всех обучающихся.

Формирование УУД на уроках технологии: концептуальные задачи

В основные этапы реализации содержания предметной области «Технология» включается  приобретение собственного опыта как основы обучения и познания. Получая различные знания, овладевая общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области ручного труда, дети с помощью учителя учатся видеть проблемы и выбирать наиболее подходящий вариант их разрешения, анализировать и планировать свои познавательные действия, создавать продукты с заданными свойствами и качествами, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности, соотносить их с изначально предполагаемыми целями и задачами. Все это способствует творческому развитию младшего школьника и позволяет осуществлять поисково-аналитическую деятельность.2

Задачи получения навыков преобразовательной деятельности у младших школьников педагог решает, обучая их применять разнообразные методы, способы и формы создания материальных продуктов. Так создается основа учебной деятельности, закладывается система учебных и познавательных мотивов, развивается умение планировать, контролировать и оценивать собственные действия и их результат, готовность и способность к взаимодействию в процессе деятельности.

Практическое решение прикладных задач с использованием знаний, приобретенных при изучении других учебных предметов3, — это основа межпредметных связей в обучении, реализация которых становится основой ситуации, когда формирование УУД на уроках технологии происходит естественно и эффективно.

В процессе обучения технологии актуализируется информационно-знаниевый опыт учащихся по другим учебным предметам, включенным в учебный план основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования. Далее подробнее рассмотрим возможности достижения метапредметных результатов в начальной школе, в качестве примеров приведем уроки технологии.

Межпредметные связи и формирование УУД на уроках технологии в начальной школе

На уроках технологии осуществляется тесная взаимосвязь с математикой по таким видам деятельности, как: 

  • моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов;
  • выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Прикладной характер это получает в различных видах работ: аппликация из геометрических фигур, оригами, конструирование (танграмм, игрушки из цилиндра и конуса, ажурные шары и др.).

Межпредметные связи с русским (родным) языком строятся непроизвольно, но учитель обязательно должен обращать на них свое внимание и внимание обучающихся.

Взаимосвязь технологии с литературным чтением строится при работе с обучающими текстами. На уроках технологии учащиеся вспоминают и иллюстрируют прочитанные басни, стихи, рассказы, которые соответствуют теме урока.

Уроки аппликации с использованием литературных произведений помогают учителю понять, как складывается образ персонажа в воображении ребенка, какими он наделяет его чертами личности, характера помимо описанных в произведении. По тому, какие цвета дети используют для изображения того или иного персонажа, учитель может понять их отношение и к персонажу, и к произведению в целом.

Уроки технологии непосредственно связаны с изучением изобразительного искусства в начальной школе. Учащиеся рисуют карандашом, выполняют работы из крученой бумаги, изображая животных и людей, передавая при этом статическое и динамическое положение фигуры. Используют средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготавливают изделия на основе законов и правил декоративно прикладного искусства и дизайна.
Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе включает в себя развитие устной речи. Оно происходит на основе использования важнейших видов речевой деятельности и в процессе анализа заданий и обсуждения ее практических результатов:

  • описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки;
  • повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
  • построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,
    формулировании выводов;
  • обогащается словарный запас (усваиваются понятия: «аппликация», «композиция», «мозаика», «мережка», «модель», а также различные геометрические понятия).

Все это обусловлено изготовлением соответствующих игрушек, пособий, художественных композиций и др.

Значительная роль на уроках технологии при работе в различных техниках аппликации отводится изучению и построению композиции:

  • многоплановость; 
  • пространственную глубину; 
  • сдвига главного объекта от центра картины; 
  • знание и умение применять законы теории теней; законы перспективы; 
  • пропорциональность изображаемых объектов. 

При выполнении пейзажных композиций из бумаги у детей часто возникают трудности в изображении облаков и бликов на воде, при создании объемного изображения, зеркального отражения.

На уроках технологии очень часто приходится рассматривать и анализировать природные формы и конструкции как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера. Так реализуется взаимосвязь с предметом «Окружающий мир». При выполнении различных изображений зверей, птиц, цветов, дети знакомятся со строением их тела, цветка, стебля, пытаются отразить их характерные особенности, выделить отличия от других похожих видов: «Симметрия»; «Журавлик (оригами)» и др. Узнают различные материалы и знакомятся с их свойствами: бумага, ткань, пластичные и природные материалы и др.

На уроках вводятся понятия «равновесие», «центр тяжести тел», «жесткость», «гибкость», дается объяснение некоторых физических явлений и экспериментальное подтверждение различных свойств материалов, их применение в жизни человека: «колибри», «колесо», «конусы и цилиндры».

Формирование УУД на уроках технологии: как преодолеть издержки учебников и УМК

Для выполнения различных композиций, моделей и конструкций необходимы схемы, чертежи, разметки, поэтому основным средством обучения, обеспечивающим усвоение содержания образования, базовым источником знаний для учащихся, предусмотренные стандартом образования, является учебник. Важная особенность работы с учебником — возможность многократной обработки информации в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе невозможно без использования учебников. С ними не все гладко. Несмотря на довольно широкий перечень учебно-методических комплектов (далее — УМК) и рекомендованных учебников по технологии4 в каждом из них можно отметить одну или несколько позиций из следующего списка:

  • слабая технологическая структура и логика в изучении материалов и технологий;
  • ограниченный и единообразный ассортимент практических работ для обучающихся;
  • отсутствие перечня необходимых инструментов и материалов, их параметров для проведения практической работы;
  • недостаточное количество современных иллюстраций, фотографий процессов и готовых изделий;
  • несовременное дизайнерское оформление;
  • отсутствие заданий, способствующих рефлексии учащихся, оценке ими качества изготовленных изделий;
  • невысокий уровень концептуализации всей линейки учебников в рамках УМК;
  • отсутствие в заданиях должной дифференциации, в т. ч. по гендерному принципу.

При подготовке к уроку можно подобрать музыку, способную помочь ребятам настроиться на правильное восприятие образа персонажа, отразить его характерные черты, передать настроение в изображении пейзажа. Взаимосвязь с музыкой может проводиться в виде «легкого» анализа музыкальных произведений различных композиторов.

Компенсация подобных издержек ложится на плечи учителя начальных классов, который находя оптимальные формы и методы педагогического взаимодействия, организует работу так, что планируемые образовательные результаты достигаются независимо от используемого УМК или учебника.

Формирование УУД на уроках технологии через освоение навыков целеполагания и планирования

Под регулятивными УУД в начальной школе во ФГОС понимается владение учащимся способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, производить поиск средств ее осуществления.Формирование УУД на уроках технологии может быть реализовано через использование этапа целеполагания, который обычно проводится в начале урока и тесно связан с его темой. При постановке темы урока необходимо продумать ее озвучивание детям так, чтобы она и раскрывала основное изделие, и пробуждала интерес, и подразумевала проблему. К примеру, тема «Летающая тарелка в нашей школе» может звучать как рубрика или новость в газете или журнале. Тема должна максимально привлекать ребенка и мотивировать его к выполнению изделия. Лучше всего, чтобы тему учащиеся формулировали самостоятельно.

ПРИМЕР

Учитель входит в класс со звонком, ученики еще суетятся возле своих парт. В это время учитель молча запускает летающую тарелку5, выполненную из бумаги. Раздаются заинтересованные выкрики: «Я тоже так хочу!». Далее учитель просит придумать название поделке. Могут предлагаться самые разные варианты, в том числе прозвучать слово «НЛО». Начинается плавный переход к цели урока, которая дает возможность определить самые основные моменты данной работы, на которые учителю следует обратить наибольшее внимание. Цель урока, равно как и его тему, дети должны сформулировать самостоятельно. Учащиеся, естественно, выберут цель, которая им ближе: сделать эту тарелку и запустить ее так, чтобы она летела по кругу и возвращалась в руки, чтобы была яркая и красивая. Но в любом случае учитель должен помочь им осознать планируемые задачи урока: научиться делить окружности на шесть равных частей; закрепить навыки черчения окружностей разного радиуса и вырезания по кругу; развивать внимание, раскрашивая сегменты в шахматном порядке и по спирали. Вот эту цель они и должны озвучить, в начале урока — рассмотрев тарелку, или в конце урока — выполнив ее. Поставить конкретную цель урока, значит, определить проблему, когда проблема определена, подготовка к уроку становится максимально простой.

Цели и задачи урока лучше зафиксируются у ребенка, если в конце урока их достижение, возникшие проблемы и пути их решения обсудить в виде рефлексии, о чем подробнее будет сказано дальше.

Формирование УУД на уроках технологии через освоение рефлексивных навыков

Общеизвестно, что рефлексия присуща только человеку и определяется как способность осознанно регулировать свою деятельность. На уроках технологии в начальной школе наращиванию рефлексивного опыта учащихся будет способствовать различного рода самооценочные практики (ответы на вопросы, тесты и др.).

ПРИМЕР
Рефлексия по тестам
Тест предлагается после выполнения с учащимися мозаичной аппликации.
Личностная рефлексия.
Что тебе понравилось на уроке? Отметь зеленым цветом.
Что было трудно на уроке? Отметь красным цветом.
Варианты ответов: заполнять контур кусочками цветной бумагой; подбирать цвета; рвать бумагу на мелкие кусочки.
Познавательная рефлексия.
Как бы ты назвал технику выполнения аппликации?
Варианты ответов: «раскраска»; «рванинка»; «разминка».
Рефлексия по плану.
Объясни, пользуясь планом, выполнение обрывной аппликации своему соседу по парте:

1. Нужно подобрать цвет _____ (фона, основы, картона).
2. Нарисовать ____ (рисунок) или перевести ____ (шаблон) на бумагу.
3. Вырвать заготовку по _______ (контуру).
4. Приклеить _______ (заготовку).

Влияние рефлексивного опыта на формирование соответствующей групппы УУД напрямую зависит от того, насколько планомерно и инструментованно учитель будет этот опыт организовывать.

Формирование УУД на уроках технологии через освоение навыков самооценки

Объективная оценка детских творческих работ на уроках изобразительного искусства и технологии чрезвычайно трудна для самого учителя начальных классов, тем более трудно оценивать результаты таких работ самому ученику. Формирование УУД на уроках технологии обусловлено ситуацией освоения и совершенствования навыков самооценки. Учителю необходимо определить критерии, которые будут понятны и доступны учащимся, и они смогут легко оценить по ним результаты своего труда. 

Шкала оценки может быть пятибалльная, от 1 до 10 или 0-1-2, где 0 — задание не выполнено, 2 — выполнено очень хорошо, 1 — промежуточное значение. Последний вариант при пяти критериях дает 10-балльную отметку.

Наличие дополнительных деталей в изготавливаемом продукте отражает творческую активность учащегося, его стремление отличиться, выделиться. Критерий «уместность» здесь необходим, чтобы лишить ребенка возможности накапливать баллы просто за лишние детали. В целом объективная оценка собственных действий и выполнение изделия по четким критериям позволяет ребенку понимать причины успеха и спокойно реагировать на замечания и рекомендации учителя в условиях неуспеха. Одновременно с навыками самооценки развиваются навыки планирования и контроля своих действий. Этому способствуют все формы практической деятельности как творческого, так и репродуктивного характера.

Формирование УУД на уроках технологии в сочетании с развитие навыков саморегуляции

С навыками планирования и самооценки тесно связано умение «понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха»6. Наиболее доступным приемом формирования указанного вида УУД является установка учителя не огорчаться из-за ошибок, допускаемых в ходе выполнения изделий, а превращать их в свои потенциальные возможности.

ПРИМЕР
Довольно часто при выполнении симметричного вырезания вместо целого цветка получаются две или четыре части. Во что их можно превратить в аппликации? В куст, крону дерева и т. п.
Главное — реакция учителя: «Отлично получилось, во что это можно превратить, я думаю в куст, а вы?». Ребенок самостоятельно или при помощи класса должен определить, где была ошибка и как ее избежать в следующий раз. И, конечно, цветок все же нужно получить, учащийся должен освоить данный способ вырезания.


Учащимся важно разъяснять, что на ошибках учатся, что ошибки «участвуют» в творческом поиске и приводят к новым изобретениям (именно так были получены пенициллин, резина, йод).

Развитие логических действий и формирование УУД на уроках технологии

К познавательным УУД относятся логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям»7. Таким образом, формирование УУД на уроках технологии подразумевает развитие и совершенствование логических действий, как части общеучебных умений.

Примером осуществления учащимися действий анализа и синтеза может служить решение интеллектуальных упражнений наподобие «Китайской головоломки», «Танграмма». Примером на установление причинно-следственных связей является работа учащихся в технике оригами. Так, в инструктирующем тексте к выполнению оригами предлагается определить правильную последовательность операций и собрать изделие. 

Аналогичное влияние на познавательные УУД имеет любой другой вид работы или техники, где важна поэтапная последовательность сборки изделия, в которых учащимся необходимо выстроить элементы, действия или процессы в правильном порядке.

Формирование УУД на уроках технологии через освоение способов решения проблем

Освоение способов решения проблем творческого и поискового плана — одно из ключевых направлений в процессе формирования УУД на уроках технологии в начальной школе. На уроках технологии пространство для его реализации более чем достаточное. 

Возьмем, к примеру, задание раскрасить радугу. Просто раскрасить и выучить последовательность цветов — недостаточно. Чтобы сформулировать поисковую задачу, учитель предлагает три цвета пластилина: красный, синий, желтый — и задание раскрасить радугу, используя три основных цвета. Задание дополняется вопросом «Какой еще один цвет понадобится?». (Белый, для получения голубого цвета).

Критериями оценки результатов практической работы на уроках технологии могут служить:

  • аккуратность выполненного изделия (модели, поделки и др.) 0-1-2;
  • точность выполнения задания или соответствие образцу 0-1-2;
  • замысел, идея, оригинальность продукта деятельности 0-1-2;
  • творческий подход (дополнительные детали (количество штук) и их уместность в изготавливаемом продукте) 0-1-2.

Формирование УУД на уроках технологии связано с развитием коммуникативных навыков

На уроках технологи должны создаваться условия для активного использование учащимися речевых средств, развития готовности и способности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Данная группа коммуникативных УУД формируется в ходе любой коллективной и (или) групповой работы, когда учащимся нужно договориться, понять друг друга, определить общие цели, спланировать их достижение и многое другое. Также можно проводить парные тренинги на управление деятельностью одноклассника.

ПРИМЕР
Эффективным может быть задание рисовать по клеткам или закрашивать клетки до получения рисунка, если делать его в паре, когда один учащийся диктует, а второй рисует не видя оригинала. Такого рода задания, помимо того, что подготавливают детей к выполнению работ с миллиметровкой и переводу схем по клеткам, тренируют способность формулировать выполняемые действия и учат понимать объяснения соседа по парте.

Формирование УУД на уроках технологии: учет гендерного принципа

При формировании микрогрупп на уроках технологии важно учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, характера, темперамента, но и пол. У младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость.

Несмотря на то что в начальной школе на уроках технологии деление класса на группы по гендерному признаку обычно не происходит, учет самого принципа необходим. Дифференциацию по гендерному принципу можно осуществить косвенно, выделив отличия в умственной деятельности мальчиков и девочек и используя их в ходе педагогического взаимодействия (при поощрении учащихся, объяснении учебных задач и др.).

Учет гендерного принципа  — способ усилить мотивирующие компоненты уроков технологии и создать дополнительные стимулы для творческой самореализации учащихся. Это имеет прямое влияние на формирование УУД на уроках технологии в том смысле, что благотворно сказывается на эмоциональном фоне урока, а следовательно, и на стремлении учащихся осваивать новый опыт практической деятельности.

В ходе организации умственных действий учащихся следует учитывать, что девочки лучше идут от простого к сложному через алгоритм при обязательном повторении, закреплении каждого шага. Они лучше мальчиков усваивают алгоритмы, правила «делай, как я». Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается труднее. Они лучше выполняют типовые задания по шаблону, образцу. С мальчиками на одних только алгоритмах работать невозможно. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Они предлагают новые идеи, им обычно нравятся задания на сообразительность. У них развито пространственное мышление.

Планируя и осуществляя поощрения, учителю нужно помнить, что если мальчиков достаточно просто подбодрить, девочке надо несколько раз повторить поощрительное замечание. Мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности, а девочкам — кто и как их хвалит. Для мальчиков эмоционально значимой является оценка: «Молодец!» «Правильно сделал!». А для девочек: «Умница!» «Мне очень нравится, как ты сделала!».

При том, что темы уроков технологии для мальчиков и девочек одинаковы, методы и приемы работы с ними необходимо использовать разные. Для девочек приоритетными будут 

  • проработка и детализация изображаемого; 
  • обращение к личности; 
  • ведение по последовательной цепочке событий; 
  • мимические и жестовые опоры; 
  • похвала; 
  • привлечение к совместному обсуждению творческих работ.

Для взаимодействия с мальчиками необходимы: 

  • высокий темп подачи учебного материала; 
  • привлечение широкого спектра разнообразной нестандартной информации; 
  • использование разнообразных предлагаемых для решения задач.

Мальчикам требуется большое количество логических заданий и минимум повторений пройденного материала. Работу с мальчиками лучше строить в режиме поисковой активности, делать упор на самостоятельность принимаемых решений. Важно использовать групповые формы работы с элементами соревновательности. Оценка полученных результатов может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.

Подводя итоги, следует сказать, что уроки технологии, которым свойственна вариативность, гибкость структуры и атмосфера творчества — весьма сильный ресурс формирования УУД учащихся. Это обязательно следует принимать во внимание в ходе разработки междисциплинарной программы формирования УУД на уроках технологии и планирования рабочих программ учителем.


1 Пункт 19.3 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643). 

2 Пункт 12.6 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643). 

3 Содержание образования реализуется в процессе обучения технологии, преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих освоение учащимися окружающего мира. 

4 Имеются в виду учебники авторов Т. М. Геронимус, Н. М. Конышева, Е. А. Лутцева, Н. А. Малышева, Т. Н. Проснякова, Т. М. Рагозина, Н. И. Роговцева, О. В. Узорова, М. В. Хохлова, Н. А. Цирулик, Т. В. Шклярова.

5 Выгонов В.В. Технология. Летающие модели. 1-4-й классы // С приложением на электронном носителе. М.: Издательство «Экзамен», 2014.

6 Пункт 11.4 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643).

7 Пункт 11.10 ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль