Интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования детей

34

Современный этап социально-экономического развития РФ характеризуется трансформацией всей системы сложившихся общественных отношений. Решающее значение, которое определяет способность человека к достижению социального успеха, приобретают сегодня способность гибко и системно мыслить, а также информационная грамотность и познавательная мобильность.

Одним из ресурсов формирования указанных качеств у обучающихся, имеющих отдельные ограничения по здоровью, могут стать интеллектуальные виды спорта, начиная с традиционных шахмат и шашек, заканчивая компьютерными играми. В условиях развития принципов инклюзивного образования и в связи с предстоящим внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)1интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, Го, спортивный бридж, отдельные дисциплины компьютерного спорта могут стать эффективным педагогическим средством формирования конкурентоспособной личности ребенка с ОВЗ.

Социокультурные предпосылки для развития интеллектуальных видов спорта в системе инклюзивного образования

Следует отметить, что за годы развития информационного общества и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) произошла заметная трансформация пространства образовательной деятельности. Часть этого пространства становится не просто виртуальной, но и соревновательной, в значительной степени предвосхищающей интерес педагогов к, по сути, новому социальному явлению — электронному спорту (киберспорту).

Распространение компьютерных видов спорта поспособствовало возрождению интереса к интеллектуальным видам спорта в целом, что весьма закономерно. И киберспорт, и обычные шашки — явления рядоположенные, если рассматривать их с позиций формирования и развития у обучающихся большинства логических операций как составной части познавательных универсальных учебных действий (далее — УУД). Через интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования могут комплексно решаться ряд образовательных задач: от формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся в части ИКТ-компетентности до воспитания медиакультуры в целом.

Это полезно знать
В России распоряжение о признании Федерации компьютерного спорта было подписано 25 июля 2001 г. главой Госкомспорта России. В июле 2006 г. киберспорт был исключен из реестра видов спорта, т. к. м не соответствовал некоторым критериям. Сейчас Федерация киберспорта в очередной раз добивается признания.

Внимание к интеллектуальным видам спорта растет. Характерно, что именно применительно к системе общего образования, эти виды спорта начинают связывать с задачами инклюзивной образовательной среды. Приведем один факт. В ноябре 2013 г. в Паралимпийском комитете г. Москвы при поддержке Департамента образования города Москвы (далее — ДОгМ) состоялись первые Инклюзивные Московские интеллектуальные игры. Инклюзивный формат этого образовательного мероприятия позволил более семистам участникам приобщиться к ценностному потенциалу интеллектуальных видов спорта и игр. Работало десять интерактивных площадок: по шахматам, шашкам, Го, спортивному бриджу, рэндзю, сегам, спортивным нардам, русским шахматам (таврели), маджонгу и компьютерному спорту. Мероприятие сопровождалось профессиональным общением заинтересованных лиц по вопросам реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ в различных видах интеллектуальных игр.

Интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования могут осваиваться учащимися как в рамках учебного плана, так и в рамках плана внеурочной деятельности. В рамках учебного плана интеллектуальные виды сорта уместны как элемент содержания рабочих программ по физической культуре, которые согласно требованиям ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ ориентированы на «приспособление обучающихся к собственным физическим ограничениям», «овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета»2. Вполне уместно внести в блок «Спортивные игры» рабочих программ по физической культуре учебные и практические занятия по интеллектуальным видам спорта.

Это полезно знать

В основу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

    • развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им  учебно-познавательной деятельности;
    • разработку содержания и технологий начального общего образования, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

Педагогические условия для развития интеллектуальных видов спорта в системе инклюзивного образования

Приобщение к спорту посредством его интеллектуальных видов предполагает ряд педагогических условий:

  • наличие у обучающегося положительной мотивации;
  • программно-методическая обеспеченность занятий (педагог должен понимать, какие именно образовательные результаты формируются средствами интеллектуальных видов спорта, на каком содержании они достигаются, как интегрируется предметное и воспитывающее обучение);
  • создание ситуаций поддержки и поощрений достижений учащихся;
  • использование игровых предметов, атрибутики, грамот и др.;
  • привитие интереса к победе, стремлению достигать поставленные цели;
  • воспитание волевых качеств обучающихся.

Все эти условия должны преломляться к принципам инклюзивного образования, имеющего целью обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Важно помнить, что примерно до восьми лет наиболее подходящей для приобщения к  какой-либо деятельности (и интеллектуальные виды спорта здесь не будут исключением) является игра. Посредством игры обучающиеся с разными возможностями смогут быстрее усвоить технику деятельности, ее правила, получить опыт эмоционального переживания своих успехов или неуспехов. До 10 лет учащиеся отдают предпочтение групповым играм и командному спорту. В этом смысле, практикуя приобщение к интеллектуальным видам спорта в системе инклюзивного образования, важно предоставлять учащимся возможность не просто играть за команду, а играть командой.

Интеллектуальные виды спорта в рамках учебного плана в системе инклюзивного образования

Главная идея включения интеллектуальных видов спорта в содержание примерной адаптированной основной образовательной программы (далее — АООП) начального общего образования — это, говоря языком науки, преодоление дефицитарности психомоторной сферы. Каким бы ни был вид спорта, это все равно спорт, со свойственной ему состязательностью, стремлением к устранению барьеров, вкусом победы и т. п.

Если мы имеем в виду рабочую программу по дисциплине учебного плана, то освоение интеллектуальных видов спорта в системе инклюзивного образования, во-первых, становится обязательным для установленной группы обучающихся на заданный рабочей программой период; во-вторых, предполагает планирование и оценку предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся. Использовать можно различные формы оценки: традиционную балльную (для фиксации в журналах учета успеваемости), вербально-документальную (грамоты, дипломы и др.), рейтинговую и др.

Интеллектуальные виды спорта в рамках плана внеурочной деятельности в системе инклюзивного образования

Несколько иной характер будет носить освоение интеллектуальных видов спорта в рамках образовательных программ внеурочной деятельности. Учитывая, что ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ направлен на формирование общей культуры обучающихся, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, включая интеллектуальное развитие3, в плане внеурочной деятельности АООП начального общего образования целесообразно предусмотреть курсы по интеллектуальным видам спорта. Особенно актуально это будет для обучающихся с нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышаших обучающихся.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций системы инклюзивного образования и организаций дополнительного образования4.

Интеллектуальные виды спорта и воспитательные задачи в системе инклюзивного образования

Занятия интеллектуальными видами спорта, в каких бы рамках они ни проводились, будут способствовать устранению коммуникационных барьеров между нормативно развивающимися обучающимися и обучающимися с ОВЗ. Достаточно просто сформировать команду или вовлечь разных детей в одну игру. При должной подготовке и желании педагоги могут расширить воспитывающую среду занятий интеллектуальными видами спорта, коллективными проектами информационно-поисковой или социально-ориентированной направленности.

Используя интеллектуальные виды спорта в системе инклюзивного образования, можно говорить о едином образовательном пространстве, единой среде учебной коммуникации, где нет непреодолимых границ между нормативно развивающимися обучающимися и их сверстниками с ОВЗ.

1 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, которые возникнут, начиная с  01.09.2016. 

2 Приложение 1 к ФГОС начаотного общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 

3Пункт 1.8. ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4 Пункт 2.10 ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль