Нарушение речи у школьников: инклюзивное образование

51

Каждый год нарушения речи у школьников поступающих в первый класс выявляются чаще. Всевозможные недостатки развития речевого аппарата приводят к тому, что дети не могут наравне с остальными учиться письму и чтению, что может привести к полному неприятию школьной программы и как следствие необразованности и исключению из учебного учреждения. Поэтому помощь школьного логопеда по прежнему остаётся актуальным способом интегрировать таких детей в образовательный процесс.

Нарушение речи у школьников: деление на группы

Всех детей с нарушениями речи принято делить на три основные группы:

  1. Дети с фонетическим изолированным речевым дефектом - они произносят неправильно лишь какую-либо одну группу звуков.
  2. Дети с фонетико-фонемотиескими нарушениями - они произносят неправильно 2-3 группы фонемов, причём неверно произносимые звуки они заменяют похожими. Очевидно что таким детям требуется помощь школьного логопеда, так как они не только плохо читают, но и плохо пишут. В изложениях таких учащихся можно отметить большое число ошибок (замена букв, неправильное составления предложения и т. д.).
  3. Дети с общим недоразвитием речевого аппарата - они не только делают фонетико-фонемотические ошибки, но также слабо справляются с лексико-грамматическими формами речи, у них очень скудный словарный запас, нарушение речи у школьников сопровождается тем, что свои мысли они выражают на довольно примитивном уровне.

Все перечисленные выше проблемы речи отражаются в письменных работах.

Коррекционная работа при нарушении речи у школьников

Основной всей планируемой коррекционной программы вполне может стать сопровождения школьников с отклонениями в речи. В ФГОС есть определённые требования которые предъявляются к сопровождению, в частности это:

  • Учитель должен выявить тот факт что детям необходимы необычные образовательные потребности.
  • Педагог должен предоставить детям с такими отклонениями своевременную помощь школьного логопеда, а также психологическую и образовательную помощь.
  • У преподавателя должен быть план мероприятий коррекционного характера в отношении конкретных детей, отдельно для каждого.

Какими компетенциями должен владеть педагог, имеющий дело с нарушениями речи у школьников?

Для работы с детьми страдающими речевыми нарушениями и правильной инклюзии их в общеобразовательной школе необходимо чтобы у учителя были следующие знания:

  • Владение междисциплинарными связями коррекционной и общей педагогики, которые позволят обучить детей чтению и письму.
  • Знание методик диагностики детей при проблемах чтения и письма.
  • Готовность не только вовремя выявить трудности ребёнка, но и в тот же момент связаться со специалистами, школьным логопедом, для того чтобы уточнить диагноз и помочь школьнику.

В недавнее время число детей с проблемами речи увеличивается. Самые разнообразные формы данной проблемы наблюдаются у учащихся начиная с первого класса. Такое положение приводит к тому, что система сопровождения обучающихся с расстройствами речи, расширяется. Специалисты находят новые способы коррекции дефектов и бывают случаи, когда дети полностью избавляются от подобных проблем.

Особое внимание уделяется детям в младшем возрасте, так как эксперименты показали, что нарушение речи у таких школьников можно вылечить благодаря частому общению взрослых и учителей с первоклассниками. Также внимание следует уделить представленной специалистами модели средового подхода.

Средовой подход при нарушении речи у школьников

При использовании средового подхода администрация школы совместно педагогами создаёт специальную среду для обучения детей с отклонениями речи. Таким образом проводится не только непосредственная работа со школьником, но также используется опосредованное влияние на его самочувствие в классе (удобство, комфорт). Но необходимо отметить что все методики которые используются школьным логопедом, являются не только эффективными но и работающими (дающими результаты). Тогда как средовой подход ещё не достаточно подтверждён на практике и не может быть предложен учителям в качестве эффективного решения.

Сопровождение при нарушении речи у школьников

Сопровождение как понятие в современной педагогике появилось совсем недавно. В общем смысле оно применялось для обозначения долговременной помощи учащемуся, взамен поддержки и содействия, которые подразумевали разовую работу с ребёнком. Сейчас большинство педагогов считают неправильным использовать синонимы понятия сопровождения и для точности выражаются пользуясь только им. Ведь именно это понятие характеризует наиболее полноценную помощь, которая оказывают при нарушении речи у школьников, педагоги. Естественно при этом учитывается что сопровождают детей не только учителя, но также профессиональные доктора и вообще им оказывается полный спектор предоставления помощи, любых требуемых специалистов. Именно это и приводит в последствии к оптимальной интеграции учащихся, в образовательную среду, а также помогает им исправить свои недостатки (помощь школьного логопеда).

Основные подходы помощи при выявлении нарушения речи у школьников

Система которая используется для сопровождения учащихся с нарушениями речи внутри школы предполагает что в основе неё будет рассматриваться работа профессионального логопеда, так как именно специалист сможет подобрать конкретно каждому ребёнку упражнения и рекомендации для лучшей интеграции в образовательный процесс. Вообще помощь школьного логопеда не должна быть альтернативой, так как это главная услуга которая вмещает в себя не только работу педагога-логопеда, но также преподавателя младших классов и некоторых других специалистов, в том числе медиков, которые могут понадобиться.

С точки зрения администрации учебного учреждения понятие сопровождения можно трактовать как вмещающую несколько методологических подходов.

  1. Подход: подразумевает проектирование такого образовательного проекта для помощи при нарушении речи у школьников, успешность которого связана с опорой на собственные возможности ребёнка при правильном подходе и соответствующем развитии.
  2. Подход: опирается на создание определённых условий, которые смогут повлиять на раскрытие личности учащегося и предупредят его дезадаптацию. В конкретных случаях по необходимости к сопровождению привлекаются различные специалисты: психиатры, педиатры, сурдопедологи, олигофренопедологи, психотерапевты и многие другие врачи.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль