Программа «Путешествие в страну Геометрию»: познавательная мотивация учащихся

32

Задачи и содержание программы, изучающей познавательную мотивацию учащихся

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования и примерными программами по математике в начальной школе1.

Учебная деятельность школьников младших классов по программе «Путешествие в страну Геометрию» имеет свою специфику. Так, она заключается в формировании условий для интеллектуального развития и познавательной мотивации учащихся посредством пространственного и логического мышления.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  1. знакомство учеников с особенностями геометрических фигур и объемных тел;
  2. формирование практических навыков конструирования, производимого по образцу, схеме и собственному замыслу;
  3. развитие познавательной мотивации учащихся, то есть интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
  4. овладение практическими навыками пространственного ориентирования;
  5. развитие воображения.

Содержание программы (приложение 1) свидетельствует о том, что  в начальной школе геометрический материал не выделяется в самостоятельный раздел, хотя стоит в учебной программы каждый год, кроме того, тесно переплетается с другими математическими разделами. При построении содержания учитывается познавательная мотивация учащихся, уровень их умственного математического потенциала и степень предрасположенности к занятиям математикой.

Осуществление программы2 на практике способствует тому, что появляется возможность минимизировать или вовсе нейтрализовать издержки формального преподавания геометрии, приводящего к тому, что у учащихся зачастую накапливается лишь некоторый фактический материал без обобщения и систематизации. В результате дети не могут пользоваться этими знаниями при ориентировке в действительности и для решения практических задач.

Включение элементов геометрии в образовательную программу начальной школы представляет собой комплекс наглядной геометрии. Так, базой формирования представлений о фигурах геометрии у младших школьников является их восприимчивость к форме, что объясняется психовозрастными характеристиками детей в возрасте 7–11 лет.

Новизна программы как важный фактор развития познавательной мотивации учащихся

Новизна данной конкретной программы состоит в том, что она предусматривает увеличение активных форм работы, которые способствуют вовлечению школьников в динамичную деятельность, развитию интеллекта и познавательной мотивации учащихся, приобретению практических умений самостоятельной деятельности. Изучение геометрического материала школьниками младших классов предполагает проведение экспериментов с геометрическими фигурами, пространственными телами и их моделями. Отдельный акцент в данной программе делается на практическую деятельность в процессе изучения геометрического материала.

Важно отметить и формы программы, непосредственно связанные с ее новизной. Так, занятия в рамках программы рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу (приложение 2). Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному материалу, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне.

Программа реализуется во второй половине дня. Для проведения занятий необходимо наличие в учебном кабинете следующего материально-технического обеспечения:

магнитная доска и магниты; линейки, циркуль, транспортир, набор угольников; наборы геометрических фигур; модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел; геометрические игры; палетки; демонстрационные таблицы; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Планируемые результаты освоения программы, изучающей познавательную мотивацию учащихся

Результаты освоения программы планируются с учетом важнейшей задачи получения образования в начальной школе, т. е формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, и воспитания познавательной мотивации учащихся.

Метапредметные результаты

Программа способствует как освоению учащимися метапредметных понятий (знак, число, измерение и др.), так и формированию у них универсальных учебных действий (далее — УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • планировать учебную деятельность на внеурочном занятии;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки, демонстрируя тем самым познавательную мотивацию учащихся;
  • использовать, работая по предложенному плану, необходимые средства;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи;
  • слушать и понимать речь других; вступать в беседу на учебном занятии и в жизни;
  • договариваться о правилах учебного взаимодействия, следовать им;
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты первого года

Предметные результаты реализации программы развития познавательной мотивации учащихся зависят от содержания учебного материала каждого из периодов реализации ООП начального общего образования.

К концу первого года освоения программы учащиеся должны знать и использовать в учебной деятельности:

  • правила составления геометрических узоров, орнаментов, правила составления логических квадратов;
  • названия основных геометрических фигур;
  • единицы измерения длины (сантиметр, миллиметр) и соотношение между ними.

Предметные результаты второго года

К концу второго года освоения программы развития познавательной мотивации учащихся дети должны знать и использовать в учебной деятельности:

  • понятия: «луч», «параллельные» и «пересекающиеся» прямые;
  • плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников — квадраты;
  • отличия квадрата и куба, прямоугольника и параллелограмма;
  • представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро» и др.;

Предметные результаты третьего года

К концу третьего года освоения программы развития познавательной мотивации учащихся дети должны знать и использовать в учебной деятельности:

  • понятия «симметрия», «симметричные фигуры», «центр симметрии», «ось симметрии», закономерности расположения на плоскости симметричных фигур и точек.

Предметные результаты четвертого года

К концу четвертого года освоения программы развития познавательной мотивации учащихся дети должны знать и понимать:

  • разницу между плоскостными и объемными фигурами;
  • названия плоскостных и объемных фигур и их элементов;
  • признаки сходства и различия между объемными телами одного вида и разных видов;
  • свойства геометрических фигур и классификацию;
  • взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела, понятие мерки;

Для того чтобы определить степень эффективности программы развития познавательной мотивации учащихся, можно использовать проверочные работы в тестовой форме, которые направлены на проверку понимания учебного материала и проверку сформированности геометрических понятий.

Приложение 1

Содержание программы

1-й класс (33 ч)

Введение (1 ч). Что изучает геометрия. Значение геометрических знаний в жизни человека.
Пространственные отношения (9 ч). Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.). Танграм.
Геометрические фигуры (13 ч). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая), отрезок, ломаная; многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Имя отрезка. Латинский алфавит.
Равенство фигур. Определение равенства фигур путем совмещения. Проверка данного способа экспериментальным путем. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Использование чертежных инструментов (линейка) для выполнения построений.
Геометрические величины (5 ч). Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр). Соотношения между единицами длины. Длина ломаной.
Конструирование (4 ч). Сложение фигур из частей квадрата. Конструирование из счетных палочек, спичек.
Обобщение (1 ч). КВН, занимательные задачи, танграм, головоломки.

2-й класс (34 ч)

Введение (1 ч). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая), отрезок, ломаная; многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, и т. д.).
Пространственные отношения (4 ч). Форма — свойство предметов окружающего мира. Объемная фигура — форма предмета. Взаимное расположение отрезков на плоскости. Построение отрезков по заданным условиям. Вертикальные и горизонтальные прямые.
Геометрические фигуры и тела (15 ч). Луч. Принадлежность точки лучу. Сравнение отрезка, луча и прямой. Параллельные и пересекающиеся прямые.
Квадрат и куб. Нахождение сходств и различий. Прямоугольник и параллелограмм. Нахождение сходств и различий. Грань, вершина, ребро объемной фигуры.
Угол. Виды углов. Определение острых, тупых углов на глаз.
Введение понятий «окружность», «круг», «шар». Построение окружности. Взаимное расположение точек и окружности, точек и круга. Сопоставление окружности, круга, шара, выявление их сходств и различий. Понятия «радиус», «диаметр». Выделение радиуса окружности из прочих отрезков в круге. Построение окружностей заданного радиуса. Измерение радиусов данных окружностей.
Геометрические величины (9 ч). Длина. Единицы длины (дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр. Понятие периметра многоугольника как длины замкнутой ломаной. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Понятие площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр). Формула площади прямоугольника.
Конструирование (4 ч). Знакомство с оригами. История возникновения. Условные обозначения, базовые формы: «книжечка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик». Изготовление квадратов нужной величины.

3-й класс (34 ч)

Введение (1 ч)
Пространственные отношения (5 часов). Понятия «плоскость», «пространство» на наглядно-образном уровне. Свойства плоскости (бесконечна, не имеет толщины). Выделение объектов, являющихся моделями плоскости. Плоские и пространственные фигуры.
Понятие «симметрия». Симметричные фигуры, центр симметрии, ось симметрии, закономерности расположения на плоскости симметричных фигур и точек.
Геометрические фигуры, тела и величины (20 ч). Угол. Прямой и непрямой углы. Острые и тупые углы. Транспортир. Единицы измерения углов. Построение углов заданной величины.
Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон. Сопоставление треугольников с соответствующими описаниями. Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида.
Прямоугольный треугольник. Катет, гипотенуза, высота, биссектриса. Площадь прямоугольного треугольника. Понятие пирамиды. Выделение пирамид среди других фигур. Наглядные геометрические задачи с развертками куба.
Понятие «объем».
Конструирование (5 ч). Изготовление пирамиды по развертке. Танграм. Изготовление игрушек по технологии оригами. Конструкции из бумаги.
Проекты (3 ч). Выполнение заданий творческого характера, осуществление поиска необходимой информации, применение математических знаний при решении практических задач. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, косая сажень).

4-й класс (34 ч)

Введение (1 ч)
Пространственные отношения (5 ч). Повторение изученного в 3-м классе материала по теме «Симметрия». Симметричные фигуры, центр симметрии, ось симметрии, закономерности расположения на плоскости симметричных фигур и точек. Построение симметричных фигур. Нахождение оси симметрии заданных фигур. Сетки. Координатная плоскость. «Морской бой».
Геометрические фигуры, тела и величины (18 ч). Развернутый угол. Смежные углы. Измерение углов. Построение биссектрисы угла с помощью циркуля.
Высота в равнобедренном треугольнике. Построение высоты в треугольниках различных видов. Виды пирамид по их основанию (с квадратным, прямоугольным, с треугольным основаниями).
Многоугольники. Разнообразие многоугольников. Сходства и различия. Ромб. Свойства ромба. Трапеция. Отличительные особенности трапеций.
Нестандартные задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур.
Многогранники. Призма. Объем куба, прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на нахождение объема куба, прямоугольного параллелепипеда.
Конус, цилиндр. Геометрические головоломки.
Конструирование (5 ч). Построение пирамиды по готовой развертке. Конструирование по собственному замыслу.
Проекты (5 ч). Выполнение заданий творческого характера, осуществление поиска необходимой информации, применение математических знаний при решении практических задач.

Приложение 2

План занятий

1-й класс
Программа «Путешествие в страну Геометрию»: познавательная мотивация учащихся

Скачать план занятий. 1-й класс.

2-й класс
Программа «Путешествие в страну Геометрию»: познавательная мотивация учащихся

Скачать план занятия. 2-й класс.

3-й класс
Программа «Путешествие в страну Геометрию»: познавательная мотивация учащихся

Скачать план занятий. 3-й класс.

4-й класс
Программа «Путешествие в страну Геометрию»: познавательная мотивация учащихся

Скачать план занятий. 4-й класс.

Список литературы

1. Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. 1-4-е классы. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. Равен Дж. Шкала прогрессивных матриц. Методики для диагностики интеллекта. А. Я. Психология.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // Стандарты второго поколения: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
3. Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5–7 лет. М.: ВАКО, 2006.
4. Жильцова Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии. 1-4-е классы / Т. В. Жильцова, Л. А. Обухова. М.: ВАКО, 2004.
5. Знаменская Е.В. Развитие пространственного мышления у учащихся 1-6-х классов при изучении геометрического материала. Тверь: ТО «Книжный клуб», 2008.
6. Равен Дж. Шкала прогрессивных матриц. Методики для диагностики интеллекта. А. Я. Психология.
7. Фомина О.А. Интеллектуальное воспитание младших школьников. Управление начальной школой. 2015. № 4. С. 45–51.
8. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления младших школьников. [Текст] / Якиманская И.С. М., 1980.
9. Якиманская И.С. Тест пространственного мышления (ТПМ): Методические рекомендации по работе с тестом / И. С. Якиманская, В. Г. Зархин, Х.-М. Кадаяс. М., 1988.


1 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. Часть 1. М.: Просвещение, 2011.

2 Программа рассчитана на 4 года. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы — постоянный. Периодичность занятий — 1 раз в неделю (1-й класс — 33 ч; 2-4-е классы — 34 ч в год).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль