Конкретизация и уточнение требований ФГОС НОО к начальной школе

86

В чём заключается требование ФГОС НОО к начальной школе

Перед современной школой стоит задача – сформировать личность, которая готова жить в условиях стремительных изменений в мире и высокой неопределенности будущего. С усвоения строго определенной суммы фактов акценты смещаются на формирование не только умения, но и потребности самостоятельно пополнять знания, на ориентирование в постоянно растущем потоке информации, на развитие коммуникативных навыков и готовности сотрудничать с другими людьми. Эти задачи конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) начального общего образования в виде требований к образовательным результатам учащихся. Требование ФГОС НОО в начальной школе – это прежде всего требование к метапредметным образовательным результатам:

  • активное использование информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдение норм избирательности, этики и этикета.

Также уровень информационных компетенций младших школьников и учеников старшего звена отражён в требованиях ФГОС НОО в начальной школе к результатам отдельных предметных областей основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования:

Математика и информатика:
— овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
— умение действовать в соответствии с алгоритмом, самостоятельно строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
— умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
— приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Изобразительное искусство. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, в том числе специфических, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Технология. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Группы и направления формируемых компетенций в соответствии с требованиями ФГОС НОО в начальной школе

Основные направления формирования ИКТ можно разбить на две группы (приложение):

Теоретические вопросы информатики (изучение на уроке):

  • формирование алгоритмического мышления;
  • формирование логического мышления (элементы алгебры логики);
  • устройство компьютера;
  • файловое дерево;
  • создание и чтение таблиц, схем, диаграмм.

Информационные технологии:

  • слепой десятипальцевый набор текста;
  • Word, PowerPoint, графический редактор, видеомонтаж;
  • работа с техническими средствами ввода информации (сканер, фотоаппарат, графический планшет).

Из направлений, традиционно относящихся к теоретической информатике, в требованиях ФГОС НОО в начальной школе к содержанию предметных областей представлены следующие:

  • овладение основами алгоритмического мышления (наглядное представления процессов, запись и выполнение алгоритмов);
  • овладение основами логического мышления.

Требования программных документов ФГОС НОО в начальной школе

Отражение указанных выше направлений в требованиях ФГОС начального общего образования формулируется весьма размыто: «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности», «активное использование информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач». Как в рамках планирования результатов, так и в рамках педагогических задач требуется конкретизировать их. Для уточнения задач формирования информационных компетенций младших школьников обратимся к Примерной ООП начального общего образования1Конкретизация и уточнение требований ФГОС НОО к начальной школе.

В блоке «Овладение основами алгоритмического мышления (наглядное представление процессов, запись и выполнение алгоритмов)» в разделе «Формирование ИКТ компетентности» среди метапредметных результатов указаны следующие:

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения.

Чтобы успешно соблюдать требования ФГОС НОО в начальной школе, необходимо формировать алгоритмическое мышление. Предполагается, что основная часть формирования проводится на уроках математики. Но и на уроках по другим предметам используется составление и исполнение алгоритмов.

Так, в рамках предметной области «Математика и информатика» учащийся должен уметь письменно выполнять арифметические действия с многозначными числами, используя определенные алгоритмы. К моменту выпуска он должен научиться как составлять, так и записывать, и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации.

В рамках выполнения требований ФГОС НОО в начальной школе, можно обратиться к учебному материалу по русскому языку, что даст выпускнику возможность научиться:

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с алгоритмом, предложенным учебником, самостоятельно оценивать правильность анализа;
  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический) в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, самостоятельно оценивать правильность разбора;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Таким образом, определить уровень информационных компетенций, необходимый для начальной школы, позволяют требования ФГОС НОО к результатам в определённых предметных областях. Несмотря на размытость формулировок, требования заключаются в необходимости приобретения младшими школьниками вполне конкретного набора знаний, умений и навыков. Для уточнения задач их формирования служит основная образовательная программа начального общего образования.

Приложение

Рекомендации к курсу информатики в рамках обучения информационых компетенций младших школьников

Информационная картина мира

Данная тема изучается в течение всего периода обучения информатике в начальной школе и входит во все разделы курса. Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий «информация», «источники информации», «поиск», «передача», «хранение» и «обработка» информации. В ходе обучения внимание обращается на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения задач, которые он решает, формируется критическое отношение к получаемой информации.

Учащиеся осваивают навык фиксирования результатов наблюдений и организации полученной информации в виде таблиц, списков, схем, деревьев, рисунков; учатся упорядочивать списки по алфавиту, по возрастанию и убыванию численных характеристик, по другим признакам, обрабатывать результаты наблюдений, используя компьютера и обходясь без него.

В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта определяется как статическая информационная модель объекта, а алгоритм изменения значения свойств — как динамическая информационная модель процесса.

Алгоритмы и исполнители на уроках информационных компетенций для младших школьников

Знакомство с приемами планирования деятельности преимущественно осуществляется в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов производится в двух направлениях: планирование деятельности человека (включая учебную) и управление формальными исполнителями.

Компьютерные программы данного раздела позволяют управлять исполнителем в интерактивном режиме. Вместе с навыком составления алгоритмов у учащихся формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Во 2-м классе алгоритм определяется как план достижения цели или решения задачи, состоящий из дискретных шагов, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритма не только набора инструкций, но и порядка их следования в алгоритме. На данном этапе учащиеся рассматривают исключительно линейные алгоритмические конструкции. Перед ними не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, поскольку она определена в постановке каждой задачи.

В 3-м классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция — ветвление. Освоение объектного подхода позволяет в 4-м классе подойти к составлению алгоритмов функционирования систем, которые состоят из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В таком контексте объектный подход становится средством планирования деятельности сложных систем.

В 4-м классе алгоритмические конструкции еще сильнее усложняются. Здесь циклы с послеусловием рассматриваются как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности человека. Использование циклических алгоритмов позволяет планировать проведение естественно-научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир». При изучении математики и окружающего мира используются компьютерные программы.

Программы для уроков информационных компетенций у младших школьников 2-го класса

«В лес за информацией». Предназначена для обучения действиям с мышью. Дидактическим содержанием является сопоставление текстовой и графической информации. Первое задание содержит рисунки четырех растений (ромашка, нивяник, герань луговая, купальница) и их описание. Второе задание — рисунки и описания черники, голубики, брусники и земляники. Задача ученика — найти рисунок, соответствующий описанию. Программу можно использовать как источник дополнительной информации о растениях и как дополнительное средство обучения смысловому чтению.

«Сборка компьютера „Малыш“». Предназначена для формирования умения правильно писать названия устройств компьютера (системная плата, процессор, оперативная память, жесткий диск, принтер, дисковод, клавиатура, мышь, монитор), а также для усвоения назначения устройств компьютера. Программа содержит компьютерные мини-тесты. Ее можно использовать на уроках технологии для изучения темы «Устройство компьютера».

«Аквариум», «Энтик», «Мышка-художник», «Перемещайка». Предназначены для развития алгоритмического мышления. Позволяют управлять исполнителями алгоритмов как в режиме непосредственного исполнения команд, так и посредством составленного алгоритма. Все алгоритмы являются простой последовательностью или линейными алгоритмами.

 «Кто же живет?». Назначение — пропедевтика темы «Прямоугольная система координат». Она очень полезна для подготовки учеников к изучению математики в 5-6-х классах.

Программы для уроков информационных компетенций у младших школьников 3-го класса

«В магазине». Содержит три задания, предназначенные для формирования навыков извлечения из таблицы информации, необходимой для решения задачи.

«Логика». Содержит пять логических задач разной сложности и среду для решения этих задач с помощью таблицы, проверяет правильность решения задачи. Её полезно использовать на уроках математики.

«Природные зоны». Содержит гипертекст с описанием природных зон «Пустыня», «Дождевые тропические леса», а также рассказ на тему «Кто как добывает пищу». Предназначена для пропедевтики навыка использования якорей гиперссылок для поиска информации в Интернете. Может быть использована на уроках окружающего мира как источник дополнительной информации.

«Самый-самый». Формирует умение извлекать информацию из упорядоченного списка, содержит пропедевтику темы «Нестрогие неравенства», развивает навык использования компьютерных инструментов, формирует навык использования понятия «скорость». Может быть использована как дополнительный материал при изучении математики.

«Считайка». Является тренажером устного счета, а также формирует навык исполнения алгоритмов с ветвлением.

Для уроков информационных компетенций у младших школьников 4-го класса

«Путешественник». Содержит большой объем информации о реках бассейна реки Волга. Ею можно пользоваться как источником дополнительной информации на уроках окружающего мира, в рамках проектной деятельности. Программа является тренажером, развивающим алгоритмическое мышление, умение осуществлять навигацию на дереве.

«Лаборатория». Представляет собой виртуальную лабораторию. Она содержит пять лабораторных работ, связанных с взвешиванием, определением плавучести, стрельбой из пушки с измерением дальности полета ядра. Обеспечивает требования ФГОС и Примерной образовательной программы в части навыков моделирования.

«Художник». Может быть использована для дополнительных занятий по предметам »окружающий мир» и »математика». С точки зрения математики программа является средством пропедевтики темы «Прямоугольная система координат». С точки зрения предмета «Окружающий мир» программа знакомит учащихся с русской деревянной архитектурой.


Конкретизация и уточнение требований ФГОС НОО к начальной школе1Примерная ООП начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль