Оценка достижений младших школьников вне учебы: модель «Топ-класса „Радуга“»

20

Проблемы развития личности всегда занимали особое место в отечественной педагогике, однако долгое время включение младшего школьника в творческую деятельность было бессистемным и сформировать целостную картину личностного творческого роста каждого ученика было достаточно сложно.

С введением федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования одним из значимых компонентов образовательного процесса стала внеурочная деятельность начальной школы, соответственно и оценка достижений младших школьников вне уроков. Цель стояла в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) включает индивидуальный учет результатов освоения учащимися образовательных программ в число компетенций образовательной организации (далее — ОО).

Применительно к учету и оценке достижений младших школьников вне учебы вопрос следует ставить как вопрос разработки различных организационных моделей учета, позволяющих варьировать оценочные технологии согласно уровню и целям их применения. На уровне класса или творческого коллектива возможна такая модель учета внеучебных достижений, как «Топ-класса „Радуга“» (автор модели — Спирина Л.А.). Рассмотрим ее подробнее.

Ценность модели «Топ-класса „Радуга“» для оценки достижений младших школьников

Модель учета внеучебных достижений обучающихся класса «Топ-класса „Радуга“» направлена на выявление способностей детей, их развитие и поддержку. Актуальность обусловлена необходимостью развивать и поддерживать не только талантливых детей, но и стимулировать всех школьников к творческой деятельности и успеху, развивать у всех учащихся способность к самореализации и мотивировать их к саморазвитию.

В основе данной модели учета и оценки достижений младших школьников вне учебы лежит использование информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), в т. ч. интернет-порталов. В модели предусмотрены индивидуальные электронные портфолио обучающихся. Электронное портфолио обучающегося — это программный продукт в форме электронной папки, в которой размещены результаты и достижения во внеурочной деятельности конкретного члена классного коллектива и к которой имеется допуск у ученика, родителей и педагога.

 «Топ-класса „Радуга“» — документ в виде таблиц, размещенный на интернет-ресурсе. В него внесен список всех обучающихся в классе и отмечены достижения обучающегося в виде цветового спектра радуги. Эффективность данной модели заключается в отслеживании обучающимися, одноклассниками, родителями и педагогом участия школьников в различных мероприятиях, развитии мотивации учащихся, выявлении приоритетов обучающихся при участии в мероприятиях.

Этапы модели оценки достижений младших школьников «Топ-класса „Радуга“»

На первом (подготовительном) этапе создается база поддерживающих электронных ресурсов, куда входят: аккаунт и диск на интернет-платформе, электронная папка (портфолио для каждого обучающегося), файл-документы для ведения базы достижений, интернет-ресурс для топа достижений.

Второй этап — практический. На нем организуется работа с обучающимися и родителями по мотивации обучающихся к проявлению своих способностей и стремлению к успеху.

Третий этап — корректирующий. Осуществляется корректировка электронного сопровождения модели учета и оценки достижений младших школьников вне учебы и плана мероприятий. Подводятся предварительные итоги ведения топ-класса, корректируется план мероприятий и сам электронный продукт.

Четвертый — этап рефлексии. Его цель — определить эффективность (или отсутствие таковой) модели учета внеучебных достижений обучающихся класса. На этом этапе обсуждаются положительные и отрицательные стороны топа; вносятся изменения и предложения в саму модель учета внеурочных достижений учащихся класса.

Риски реализации модели оценки достижений младших школьников «Топ-класса „Радуга“»

По ходу реализации модели «Топ-класса „Радуга“» не исключены отдельные риски, которые могут быть решены разными способами (табл. 1)

Таблица 1

Риски реализации модели «Топ-класса „Радуга“»

Риски Способы нейтрализации
Отсутствие необходимых ИКТ-компетенций у педагога, родителей и обучающихся Обучение педагогов. Создание наиболее простых и удобных форм учета внеучебных достижений и электронных документов по сопровождению.
Работа педагогов с родителями, консультации родителей.
Знакомство обучающихся с классным интернет-ресурсом и электронной папкой. Обучение работе с электронным портфолио при содействии взрослых в домашних условиях
Сложности в создании критериев оценивания достижений обучающихся Выработка критериев оценивания достижений обучающихся совместно с обучающимися и родителями с учетом уровня достижения и затрат
Эмоциональное напряжение среди обучающихся Включение мероприятий, в которых могут проявить себя все обучающиеся класса, повышать мотивацию всех обучающихся через создание «ситуации успеха».
Выявление способности обучающихся и рекомендация обучающимся участвовать в мероприятиях, которые соответствуют их способностям

Таким образом, рассмотренная в настоящей статье модель учета и оценки достижений младших школьников характеризуется принципами ориентации на личностные достижения учащихся и развития у них навыка самоанализа, способствующего самоопределению. Это позволяет характеризовать представленный опыт как основу мониторинга при построении образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой — на удовлетворенность родителей (законных представителей) ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль