Долговременный модульный деятельностный педагогический совет: сущностная характеристика и опыт реализации

11

Проблемы организации педагогических советов

Реализация федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования ставит перед педагогическими коллективами важные задачи реформирования образовательного процесса. Как показала практика введения ФГОС начального общего образования, педагоги испытывают затруднения по ряду изменений, необходимых для приведения образовательного процесса в соответствие с ФГОС общего образования:

формированию трех групп результатов освоения основной общеобразовательной программы (далее — ООП) — личностных, метапредметных и предметных;организации текущей и итоговой оценки метапредметных планируемых образовательных результатов;организации проектной деятельности учащихся.

Традиционно одной из самых востребованных форм осмысления острых проблем и принятия решений, связанных с качеством образовательного процесса, является педагогический совет. Однако сможет ли он обеспечить долговременность, системность процесса поддержки учителя в развитии профессиональных умений по реализации ФГОС общего образования? Практика показывает, что за учебный год проводится 4–5 педагогических советов, каждый из которых посвящен отдельной теме. Чаще всего он представляет собой череду выступлений нескольких педагогов по выбранной теме (проблеме), а предоставление информации в докладах и сообщениях осуществляется в готовой форме. Реализация ФГОС начального общего образования активизировала использование для проведения педагогических советов деятельностного подхода и групповой работы. Однако этот этап педсовета совмещается с теоретическим рассмотрением проблемы, следовательно, очень кратковременен по продолжительности. Эта временная ограниченность активных компонентов педсовета, а также дискретность содержательной части педагогических советов (4–5 крупных информационных блоков за учебный год), о которой было сказано выше, не позволяют довести освоение новых профессиональных знаний и умений до необходимого качества.

Но основная проблема организации педагогических советов состоит в том, что в большинстве случаев они не обеспечены последующим контролем за внедрением полученных на нем знаний и умений в реальную практику педагогической деятельности. Именно эти недостатки превращают педагогический совет для учителей в неинтересную, рутинную процедуру, зачастую раздражающую и не влияющую на непосредственную деятельность. Налицо факт: в целевом назначении, функциях и структуре педагогического совета необходимы серьезные изменения, позволяющие сделать его мощным ресурсом реализации самой важной насущной задачи — реализации ФГОС основного общего образования.

Большая часть исследований проблемы проведения педагогических советов (Н.К. Бакурова, Н.В. Барышникова, Л.А. Вагина, Е.В. Васильева, Г.И. Викулова и др.) посвящена содержательным аспектам организации педагогических советов. Авторами предлагаются методические разработки педагогических советов по конкретной тематике, связанной с актуальными направлениями реализации образовательного процесса, технологические схемы на основе деятельности проблемных групп учителей, семинаров-практикумов, консилиумов, деловых игр и традиционных мероприятий. Меньшая часть литературы посвящена важнейшим методологическим проблемам феномена «педагогический совет» (И.М. Бушнева, И.М. Гафурова, Г.В. Кирсанова, И.Г. Норенко, Л.М. Сыромятникова). Авторы раскрывают миссию, роль, функции, методы, формы подготовки и проведения педагогических советов в современной школе. Наибольшей обстоятельностью и многоаспектностью рассмотрения проблемы отличается труд Л.А. Церникель1. Несомненно, перечисленные разработки обогащают арсенал форм и методов проведения педсоветов, предлагают инновационные подходы к их организации. Но следует отметить дефицит литературы, рассматривающей педагогический совет как инструмент ориентации образовательного процесса на выполнение основополагающих требований ФГОС общего образования, как эффективную технологию управления профессиональным развитием педагога.

Основная функция педагогического совета

При каких условиях педагогический совет превратится в средство трансляции технологий, которые помогают достигать образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования (по уровням)? Из сущностных характеристик ФГОС общего образования вытекает, что педсовет не должен быть дискретным, перенасыщенным информацией в ущерб глубине освоения знаний, трибуной для вещания истины в последней инстанции. Но он должен развивать у педагога системный образ предстоящей педагогической деятельности (формировать компетенции); давать возможность апробировать, а также управлять процессом апробации новых компетенций в рамках реального образовательного процесса (формировать компетентности). Другими словами, педсовет должен реально влиять на рост профессионального мастерства учителя, благодаря которому будут улучшаться качество образовательного процесса и качество индивидуальных достижений учащихся. Основная функция педагогических советов — это интенсификация:

процесса формирования компетенций и компетентностей в контексте реализации ФГОС общего образования, т. е. обеспечение профессионального развития педагога на основе системно-деятельностного подхода;профессионального развития педагога, если структура педагогического совета будет соответствовать особенностям профессиональной деятельности учителя.

Модули проведения педагогического совета

Исходя из сущностных характеристик ФГОС общего образования, выявленных функций педагогического совета и компонентов профессиональной педагогической деятельности, можно выделить модули проведения педагогического совета (табл. 1).

Таблица 1

Соотнесенность структуры долговременного модульного деятельностного педагогического совета и компонентов педагогической деятельности

Функциональные компоненты профессиональной педагогической деятельности* Модули педагогического совета
Гностический Теоретический
Конструктивный Проективный
Проектировочный Практический
Коммуникативный Рефлексивный
Организаторский
* Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа. 1989. 167 с.

С целью преодоления информационной дискретности, а также для увеличения шансов по формированию или развитию профессиональных компетенций и компетентностей педагогов мы предлагаем помимо модульности использовать фактор долговременности и разнообразия форм коммуникации педагогов в рамках педагогического совета (табл. 2).

Таблица 2

Хронологическая и коммуникационная структура долговременного модульного деятельностного педагогического совета

Единая тема педагогического совета:
Модули
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4
Теоретический Проективный Практический Рефлексивный
Время проведения
Ноябрь Январь Февраль — март Август
Формы деятельности
Фронтальная Коллективно-распределенная (групповая) Коллективно-распределенная (групповая) и индивидуальная Фронтальная

Единая тема педагогического совета

Апробация разработанной модели долговременного модульного деятельностного педагогического совета осуществлялась на базе ГБОУ СОШ № 224 г. Москвы в 2014/15 уч. г. В процессе апробации были организованы все четыре модуля (табл. 2). Единая тема для педагогического совета связана с грядущей2 реализацией профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от  18.10.2013 № 544н (далее — Профстандарт педагога).

В разделе «Развивающая деятельность» Профстандарта педагога выделена следующая трудовая функция (необходимые умения): «оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять мониторинг личностных характеристик». Признанным инструментом оценивания для управления учебным процессом является формирующее оценивание3. Именно этот вид оценивания делает процесс достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов и для ученика, и для учителя очевидным, осязаемым, а значит — позволяет оперативно реагировать на все ошибки. Поэтому в ГБОУ СОШ № 224 г. Москвы единая тема педагогического совета на весь учебный год была сформулирована следующим образом: «Развитие формирующего оценивания образовательных результатов обучающихся».

Реализация содержательных модулей педагогического совета

Первым был реализован теоретический модуль педагогического совета (ноябрь) в форме проблемного семинара «Особенности системы текущей оценки индивидуальных достижений учащихся в соответствии с ФГОС общего образования». В рамках модуля был осуществлен теоретический анализ проблемы педагогического совета с позиции педагогики и психологии. Результаты реализации теоретического модуля педагогического совета:

педагоги ознакомились с понятием «формирующее оценивание»;предположили, что при условии регулярного использования формирующего оценивания на уроках возможно достижение следующих результатов:
— существенно повысится качество усвоения текущего учебного материала;
— существенно повысится степень психологической готовности обучающихся к выполнению предметных и метапредметных контрольных работ.

Также учителя получили список литературы для самостоятельного изучения. При необходимости они могли использовать этот материал для расширения своего представления о формирующем оценивании.

В январе был реализован проективный модуль педагогического совета, в рамках которого педагоги работали в режиме коллективно-распределенной деятельности: количество групп соответствовало количеству методических объединений. На основе представлений, полученных в рамках теоретического модуля и домашней самостоятельной работы по проблеме применения формирующего оценивания, педагогами были разработаны задания по формирующему оцениванию, спроектированы учебные ситуации с использованием заданий по формирующему оцениванию. Обсуждение разработанных в ходе проективного модуля педагогического совета заданий и учебных ситуаций прошло в атмосфере заинтересованности при высокой активности участников педагогического совета. В процессе разработки заданий для формирующего оценивания учителя осваивали способы коллективно-распределенной (групповой) деятельности и рефлексии результатов такой деятельности.

Практический модуль в системе модулей деятельностного педагогического совета реализуется для того, чтобы учитель смог апробировать методические разработки (индивидуальные или подготовленные коллегами). Были апробированы разработанные задания формирующего оценивания в реальной практической деятельности, затем осуществлена коррекция методических разработок. Результаты использования педагоги зафиксировали в удобной для себя форме (текст публикации, видеозапись урока или его фрагмента, конспект или технологическая карта урока) и т. д. Практический модуль требует значительного времени — два месяца (февраль — март). Педагоги реализуют его в автономном режиме индивидуально или в группах.

Завершается модульный деятельностный педагогический совет рефлексивным модулем. Провести его можно в разнообразных формах. Форма проведения рефлексивного модуля может быть оговорена заранее и зафиксирована коллегиальным решением педагогического совета, а может определиться только после выбора учителями вида разработок, которые они будут представлять как результат реализации предыдущего практического модуля педагогического совета. Среди возможных форм:

научная конференция, если заявлены научные статьи по проблеме;аналитический видеопрактикум, если заявлены видеоуроки;методический семинар, если заявлены разработки уроков;мастер-классы;методический практикум по обобщению опыта работы и т. д.

Проводится рефлексивный модуль педагогического совета в весенние или летние каникулы. Результаты апробации разработанных заданий по формирующему оцениванию и анализ полученного опыта их использования были представлены на научной конференции ГБОУ СОШ № 224 г. Москвы «Потенциал формирующего оценивания и его влияние на положительную динамику индивидуальных достижений учащихся»; а также на II Межрегиональной научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», которая состоялась 14—15 апреля 2015 г. в ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».

В завершение долговременного модульного деятельностного педагогического совета принимается решение, которое становится обязательным для реализации педагогическим коллективом. Учителя ГБОУ СОШ № 224 г. Москвы высоко оценили и одобрили такую форму педсовета, приняли решение о ее использовании в дальнейшем, а также о создании школьной инновационной площадки по формирующему оцениванию.

Как видим, модель долговременного деятельностного модульного педагогического совета и методы ее реализации представляют собой технологию развития профессионального мастерства учителя, поскольку количество, целевое назначение модулей, а также способы деятельности и взаимодействия педагогов в рамках каждого модуля и в рамках всего цикла модулей соответствуют функциональным компонентам профессиональной педагогической деятельности.

К способам, составляющим технологию проведения долговременного деятельностного модульного педагогического совета, относятся:

единство темы (проблемы) для всех модулей педагогического совета;соответствие модулей основным компонентам профессионализма учителя;последовательность чередования модулей: теоретический (ноябрь), проективный (январь), практический (февраль — март), рефлексивный (август);целевое назначение каждого модуля:
— теоретический (теоретический анализ проблемы с дальнейшей самостоятельной работой);
— проективный (разработка методических продуктов, моделирование педагогических ситуаций для использования методик и техник);
— практический (апробация продуктов, разработанных в рамках проективного модуля);
— рефлексивный (анализ разработки и апробации методических продуктов, их коррекция, их окончательное оформление);
вариативность форм проведения теоретического (проблемный семинар, установочный семинар, лекторий и т. д.) и рефлексивного (научная конференция; аналитический видеопрактикум; методический семинар; мастер-классы; методический практикум по обобщению опыта работы и т. д.) модулей;обязательность режима коллективно-распределенной деятельности для проективного модуля;обязательность получения по итогам проведения педагогического совета разработанных и апробированных методических продуктов учителей, демонстрирующих развитие их профессионального мастерства (научные статьи, видеоуроки, технологические карты уроков, внеурочных занятий и т. д.);обязательность публичности результатов работы над проблемой в течение учебного года (публикация материалов, размещение на сайте образовательной организации (далее — ОО), участие в профессиональных конкурсах, наполнение электронного или бумажного портфеля достижений учителя).

Оценивание эффективности педагогического совета

После завершения полного цикла реализации модулей был проведен опрос участников долговременного модульного деятельностного педагогического совета. Целью опроса являлось выявление эффективности проведенного педагогического совета, анализ отношения педагогов к его модульной и деятельностной форме. Анкетирование проводилось только среди педагогов, принявших участие во всех заседаниях (модулях), т. е. в полном цикле педагогического совета в течение учебного года. Выборку составили 35 педагогов. Для проведения опроса была разработана анкета, состоящая из девяти вопросов, представляющих собой совокупность сущностных характеристик анализируемого объекта — долговременного модульного деятельностного педагогического совета.

За парциальную единицу анализа принята единичная характеристика модульного деятельностного педагогического совета. Для уменьшения риска ошибки центральной тенденции, возникающей, когда оценщик постоянно выбирает среднюю область значений шкалы, все оценки внутри анкеты даны в случайном порядке. С этой целью нами использована шкала уверенности4, которая позволяет респонденту избежать категоричности в оценке конкретного объекта, явления, указав степень уверенности в выборе. Оценка осуществляется по трехкомпонентной вербальной шкале, состоящей из трех утверждений, представляющих собой оценочное отношение к анализируемой единичной характеристике долговременного модульного деятельностного педсовета:

«Да»;«Скорее да, чем нет»;«Нет».

Таким образом, каждый респондент осуществил по 9 парциальных оценок.

Целостной, обобщенной единицей анализа является оценка респондентами всех девяти разработанных парциальных характеристик долговременного модульного деятельностного педагогического совета. По результатам апробации получено 35 обобщенных оценок модульного деятельностного педагогического совета (n = 35), т. е. обработано 315 парциальных оценок. Ниже представлены результаты анализа в форме рейтинговой шкалы в последовательности от парциальных оценок, получивших максимальное количество выборов, к тем, что получили меньшее количество выборов (табл. 3).

Таблица 3

Результаты анкетирования

Рейтинг № вопроса в анкете Парциальные характеристики долговременного модульного деятельностного педсовета Выбор ответа
«Да» «Скорее да, чем нет» «Нет»
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1 2 Достоинство педагогического совета состоит в том, что каждый модуль имеет свое предназначение 29 83 4 11 2 6
2 4 Достоинство педагогического совета состоит в том, что модули реализуются в ходе групповой деятельности педагогов 26 74 7 20 2 6
3 3 Достоинство педагогического совета состоит в том, что модули реализуются на основе системно-деятельностного подхода 25 71 8 23 2 6
4 5 Достоинство данной формы педагогического совета состоит в том, что она заставила активно участвовать (в педагогическом совете) практически каждого члена педагогического коллектива 21 60 8 23 6 17
5 1 Новая модульная форма педагогического совета (теоретический, проективный, практический и рефлексивный модули) понравилась 18 51 16 46 1 3
6 7 Модульный педагогический совет позволил глубже понять проблему, вынесенную для изучения 18 51 15 43 2 6
7 8 Модульный педагогический совет позволил сформировать компетенции для решения проблемы, вынесенной для изучения (определить перечень методик и техник, решающих проблему; смоделировать педагогические ситуации для использования методик и техник, решающих проблему) 18 51 13 37 4 12
8 6 Достоинство данной формы педагогического совета состоит в том, что она смогла повысить интерес педагогов к решению проблемы, вынесенной для изучения 17 48 16 46 2 6
9 9 Модульный педагогический совет позволил сформировать компетентности по использованию методик и приемов решения проблемы (использовать и провести рефлексию использования педагогических методик и техник, решающих проблему) 15 43 19 54 1 3

Проведенное исследование позволило доказать, что педагогический совет, реализуемый на долговременной модульной и деятельностной основе, стал инструментом эффективного управления знаниями: освоения, применения и рефлексии знаний (показатель «Модульный педагогический совет позволил глубже понимать проблему, вынесенную для изучения» составляет 51% выбора респондентов5). Он интенсифицировал процесс формирования компетенций и компетентностей по реализации ФГОС общего образования (показатели: «Модульный педагогический совет позволил сформировать компетенции для решения проблемы, вынесенной для изучения» — 51%; «Модульный педагогический совет позволил сформировать компетентности по использованию методик и приемов решения проблемы» — 43%).

Правильным оказалось и предположение о том, что долговременная модульная структура педагогического совета интенсифицирует профессиональное развитие педагога вследствие ее соответствия теории профессиональной деятельности учителя: наиболее значимой для педагогов характеристикой данной формы педагогического совета стала прозрачность, понятность его структуры, целевая определенность каждой его составляющей (показатель «Каждый модуль имеет свое предназначение» — 83%, 1-е место в рейтинге).

Очень высоко оценили педагоги и то, что долговременный модульный педагогический совет формирует или актуализирует профессиональные умения по организации групповой деятельности учащихся и  системно-деятельностному подходу к организации обучения школьников (показатели: «Достоинство данной формы педагогического совета состоит в том, что модули реализуются в ходе групповой деятельности» — 74%; «Достоинство данной формы педагогического совета состоит в том, что модули реализуются на основе системно-деятельностного подхода» — 71%).

Важнейшим доказательством эффективности обучения, как известно, является степень вовлеченности участников в образовательный процесс. Отрадно констатировать, что показатель «Достоинство данной формы педагогического совета состоит в том, что она заставила активно участвовать в педагогическом совете практически каждого члена педагогического коллектива» получил 60% поддерживающих это мнение голосов; показатель «Достоинство данной формы педагогического совета состоит в том, что она смогла повысить интерес педагогов к решению проблемы, вынесенной для изучения» — 48% голосов.

Если суммировать все вышеприведенные количественные показатели каждой парциальной оценки по позиции «Да» с показателями по позиции «Скорее да, чем нет», то результаты одобрения предложенной формы педагогического совета выглядят еще более убедительными.

Подведение результатов апробации модульного деятельностного педагогического совета в ГБОУ СОШ № 224 г. Москвы состоялось на итоговом педагогическом совете в июне 2015 г. Здесь же были обсуждены и выделены дополнительные условия, позволяющие качественно реализовать модель долговременного модульного деятельностного педагогического совета. К ним относятся:

выбор темы (проблемы) педагогического совета должен быть обусловлен не только общей педагогической актуальностью, но и злободневностью данной темы для конкретной ОО;необходима прозрачность процедуры организации педагогического совета (заблаговременное утверждение темы, дат проведения модулей, форм проведения теоретического и рефлексивного модулей);обязательное поощрение педагогов, которые в рамках педагогического совета вышли на разработку качественного научного или учебно-методического продукта.

Подводя итоги, необходимо сказать, что была совершена попытка превратить педагогический совет из информирующего в формирующий; из краткосрочного мероприятия по осознанию проблемы в систему по формированию компетенций и компетентностей по решению проблемы; из мероприятия, дискретного по содержанию и формам реализации, в систему, чье функциональное назначение, структура и формы проведения гармонизированы с требованиями ФГОС общего образования.


1Церникель Л.А. Педагогический совет – основная форма управленческой функции. Учеб. пособ. Барнаул. 2000. >>вернуться в текст2В соответствии с п. 2 приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «стандарт, утвержденный данным документом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года». >>вернуться в текст3Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособ. / М.А. Пинская. М. Логос. 2010. 264 с. >>вернуться в текст4Бушнева И.М. и др. Педагогические советы. Волгоград: Учитель. 2013. 250 с. >>вернуться в текст5Здесь и далее указываются количественные данные, демонстрирующие только вербальную оценку «Да». >>вернуться в текст



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль