Модель успешной социально-трудовой адаптации школьников с умственной отсталостью

280

Социально-трудовая адаптация школьников с умственной отсталостью

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1599 и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.

С 2014 г. в число регионов РФ, которые апробируют ФГОС образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), входят образовательные организации (далее — ОО) Хабаровского края. В статье представлен опыт построения адаптированной основной образовательной программы (далее — АООП) как модели социализации и развития жизненных компетенций обучающихмя с интеллектуальными нарушениями. 

Проблемы социально-трудовой адаптации школьников с умственной отсталостью

Процесс их вхождения в самостоятельную жизнь очень труден.
Анализ данных о выпускниках, проведенный сотрудниками Краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 12» (далее — школа-интернат), свидетельствует о том, что только половина выпускников смогли определить свою дальнейшую профессионально-трудовую судьбу (за последние три года — 56%). Самостоятельно обучаясь в ОО среднего профессионального образования, выпускники в силу психофизических особенностей испытывали большие сложности. Они были неспособны без руководства и помощи взрослых правильно применить социальный опыт и, как следствие, прерывали обучение до получения профессионального образования.

Причины неблагоприятной социально-трудовой адаптации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключаются в следующем:

  • часть обучающихся не видят поддержки и помощи со стороны взрослых (семьи находятся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации), не умеют рационально вести хозяйство, планировать бюджет своей семьи;
  • в ОО начального и среднего профессионального образования отсутствуют группы для обучения учащихся с особыми образовательными потребностями специальностям, востребованным в районе (муниципальном образовании)1 ;
  • подростки в силу своих психофизических особенностей не могут противостоять антисоциальному окружению;
  • работодатели стараются не брать на работу выпускников коррекционных ОО.

Жизненные компетенции школьников с умственной отсталостью

В основе личного и социального благополучия человека лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и разнообразие интересов в свободное время. Труд, быт, досуг — это три направления развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые и определяют содержание коррекционно-развивающей среды ОО и которые стали ключевыми для проектирования АООП.

Раздел IV ФГОС образования школьников с умственной отсталостью устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения АООП. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных сферах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
ФГОС образования школьников с умственной отсталостью определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Чем чаще обучающийся погружается в ситуацию необходимости применения жизненных компетенций, тем больше у него возможностей для развития жизненных компетенций. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся предполагает адекватное (соответствующее, верное, точное) освоение комплекса представлений, навыков и отношений, позволяющих личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.

АООП как модель социализации и развития жизненных компетенций школьников с умственной осталостью

Поскольку АООП достаточно объемный документ, представляем один из вариантов ее подготовки в виде модели социализации и развития жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Для устойчивого формирования и развития жизненных компетенций необходимо провести обучающегося через несколько возможных пространств в структуре модели социализации и развития жизненных компетенций:

  • получение первичного опыта или представления о жизненных компетенциях (организуется в учебной деятельности);
  • пробы и применения (происходит во внеурочной деятельности);
  • присвоение (реализуется во внеурочной, воспитательной и досуговой деятельности).

1-й блок модели социализации и развития жизненных компетенций «Пространство получения первичного опыта» связан с получением первичного опыта школьниками с умственной отсталостью в процессе учебной деятельности во всех предметных областях.

В приложении к ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлены требования к АООП. Так, вариант 1 АООП предполагает, что школьник с легкой умственной отсталостью получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Учебный план для варианта 1 АООП включает следующие предметные области:

  • «Язык и речевая практика» (учебные предметы: «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)», «Речевая практика»);
  • «Математика» («Математика» («Математика и информатика»));
  • «Естествознание» («Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «География»);
  • «Человек и общество» («Основы социальной жизни», «Мир истории», «История Отечества», «Этика», «Обществоведение»);
  • «Искусство» («Музыка», «Рисование»);«Технология» («Ручной труд», «Профильный труд»);
  • «Физическая культура» («Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»)).

Вариант 2 АООП предполагает, что школьник с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения в ОО с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Учебный план для варианта 2 АООП включает следующие предметные области:

  • «Язык и речевая практика» («Речь и альтернативная коммуникация»);
  • «Математика» («Математические представления»);
  • «Окружающий мир» («Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Окружающий социальный мир»);
  • «Искусство» («Музыка и движение», «Изобразительная деятельность»);
  • «Технология» («Профильный труд»);
  • «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»).

В  школе-интернате реализован вариант 1 подготовки АООП. Поэтому урочная деятельность по предметным областям «Искусство», «Язык и речевая практика» создает первичное представление о культуре, организации досуговой деятельности. Области «Математика», «Естествознание» и «Человек и общество» дают представление об окружающем мире и способах взаимодействия с окружающей средой. «Физическая культура» раскрывает основы безопасного и здорового образа жизни. Предметная область «Технология» формирует у школьника с умственной отсталостью знания об основах организации быта и предоставляет возможность самоопределиться в профессиональной деятельности.

2-й блок модели социализации и развития жизненных компетенций «Пространство проб и применения опыта» — это когда первичное представление о культуре, организации досуговой деятельности, эстетике быта переходит в пространство проб. Решающее значение имеет эмоционально положительная окраска отношения школьника с умственной отсталостью к ОО, своему классу. Поэтому педагогический коллектив большое внимание уделяет проектированию дизайна образовательной среды, который регулярно обновляется и тематически отражает знаменательные события края и страны:

  • «С днем рождения, Хабаровский край»;
  • «Весна, весна, и все ей рады!»;
  • «Новогодняя мозаика»;
  • «Защитники Отечества»;
  • «Великий май, победный май»;
  • «Веселые каникулы»;
  • «Праздник знаний»;
  • «Любимые учителя»;
  • «Осенний бал».

Пространство и интерьер классных, учебно-игровых комнат и всей школы-интерната являются объектами для проявления творческого потенциала всех учащихся и школьников с умственной отсталостью в частности. Обучающиеся с азартом подхватывают идеи педагогов и воплощают их в жизнь. На занятиях разновозрастных кружков «Волшебные нити», «Волшебный лоскуток», «Домовенок» во внеучебной деятельности учащиеся начальных классов под руководством более взрослых обучающихся обводят, вырезают элементы для оформления кабинетов, совместно с педагогами или самостоятельно придумывают оригинальные проекты дизайна. Образовательная среда преобразуется, создается атмосфера праздника и причастности каждого к жизни разновозрастного детско-взрослого коллектива. Ученики с удовольствием включаются в театральную, хоровую, танцевальную внеурочную деятельность, т. к. понимают, что предчувствие праздника так же увлекательно и эмоционально окрашено, как и сам праздник.
Для многих школьников с умственной отсталостью занятия физической культурой и спортом — это возможность самовыражения и самореализации.

В системе работы школы-интерната ведущее место принадлежит спортивным кружкам и секциям и общешкольным мероприятиям.

Традиционно на протяжении десяти лет организуется и проводится коллективное творческое дело (далее — КТД) «Школьные олимпийские игры». Ежегодно в ноябре олимпийский детско-взрослый комитет утверждает Положение о школьных олимпийских играх. Торжественная церемония открытия дает старт Школьным олимпийским играм. Под девизом «Быстрее, выше, сильнее!» в соревнованиях по различным видам спорта (санный спорт, лыжные гонки, коньки, легкая атлетика, баскетбол, пионербол, дартс, биатлон, футбол, лапта) встречаются команды обучающихся в разных возрастных категориях: 1-4-е классы, 5-7-е классы, 8-10-е классы. Лучшие спортсмены школы-интерната определяются в ходе проведения КТД и награждаются на торжественном закрытии Школьных олимпийских игр. Открытие и закрытие Школьных олимпийских игр планируется и разрабатывается олимпийским комитетом. В подготовке участвуют все классы и творческие коллективы школы-интерната.

Значимость собственного активного участия каждого воспитанника школы-интерната и школьников с умственной отсталостью в том числе в спортивной деятельности создает условия для самосовершенствования физических и личностных возможностей. Для современного подростка спортивные занятия все чаще оказываются единственным способом избежать угрозы влияния улицы, наркотиков, насилия.

В условиях реализации ФГОС образования школьников с умственной отсталостью стало возможным максимальное включение всех учащихся в спортивную деятельность:

  • через урочную (3 ч физической культуры);
  • внеурочную (1 ч спортивной направленности);
  • коррекционно-развивающую (1 ч ритмики);
  • досуговую ( спортивно-туристические секции по интересам, дни здоровья, внутришкольные соревнования).

В приложении к ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлена коррекционно-развивающая область и основные задачи содержания. Для варианта 1 АООП в содержание коррекционно-развивающей области включены следующие обязательные коррекционные курсы:

  • «Ритмика»;
  • «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)».

Для варианта 2 АООП содержание коррекционно-развивающей области для школьников с умственной отсталостью представлено следующими обязательными коррекционными курсами:

  • «Сенсорное развитие»;
  • « Предметно-практические действия»;
  • «Двигательное развитие»;
  • «Альтернативная коммуникация»;
  • « Коррекционно-развивающие занятия».

Важным условием формирования у школьников с умственной отсталостью  позиции созидателя своего здоровья является создание взрослыми комплекса образовательных событий для проявления учащимися своих растущих физических возможностей. Адекватно оценивая свои актуальные возможности, видя перспективы роста, обучающийся начинает выстраивать образ себя в будущем (себя будущего), он начинает любить этот образ и стремится к достижению идеала. Подробно комплекс образовательных событий, посвященных формированию позиции созидателя своего здоровья, описан в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в единстве урочной (через содержание учебных предметов «Чтение», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «География», «Основы социальной жизни»), внеурочной и внешкольной деятельности.

В миссии школы-интерната написано, что все взрослые участники образовательных отношений должны «организовать» успех каждому обучающемуся. Чувствуя поддержку, видя свои растущие возможности, учащийся стремится к новым достижениям (личностным, предметным), что является предпосылкой успешной социальной адаптации.

Пространство присвоения опыта у школьников с умственной отсталостью

Для развития жизненных компетенций, обеспечивающих состоятельность в быту, учебная и внеурочная образовательная деятельность осуществляется по принципу «подходящий человек на подходящем месте» в условиях реализации 3-го блока «Пространство присвоения опыта». Следует отметить, что первоначальное знакомство с профилями трудового обучения происходит в  1-м классе в процессе внеурочной деятельности. Начиная с  5-го класса, всем обучающимся предлагается попробовать себя по каждому из профилей: швейное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, сельскохозяйственный труд. Такие виды труда были выбраны в  школе-интернате не случайно. Обучающиеся школы-интерната родились и выросли в сельской местности, поэтому полученные знания и практические умения они с успехом могут применять для дальнейшего жизнеобеспечения себя и своей семьи. Получив определенный практический опыт на уроках швейного дела, обучающиеся, помимо выполнения программных работ, берутся за несложный ремонт своих собственных вещей: подшивают юбку, укорачивают брюки, заменяют молнию.

В  школе-интернате , где учатся школьники с умственной отсталостью, всегда найдется дело, с которым справиться можно только в швейной мастерской. Работает разновозрастная дизайнерская студия. Здесь разрабатываются и шьются декорации и костюмы для творческой деятельности, реализуются небольшие социальные проекты, такие как «Подари людям красоту» ко дню пожилых людей. Приобретение практических навыков на уроках столярного и  штукатурно-малярного дела позволит в будущем выпускникам школы-интерната проводить ремонт и обслуживание своего жилья, обеспечивая комфортные условия для жизни. Столярная мастерская востребована во внеурочной деятельности, сюда на экскурсию приводят учеников младших классов, демонстрируют выставки лучших работ старшеклассников.

Основным элементом работы коллектива по социализации школьников является реализация образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью в школе. Стержнем всей образовательной деятельности является сельскохозяйственный труд. В процессе сельскохозяйственного труда обучающиеся проходят путь от овладения определенной системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию до получения профессиональных знаний и практик в важнейших отраслях растениеводства и животноводства. К освоению сельскохозяйственного профиля подключаются все обучающиеся, начиная с  1-го класса. Обучение по профилю не только позволит применить полученные знания и трудовые навыки на своем приусадебном участке для дальнейшего жизнеобеспечения семьи, но и, что наиболее актуально, — трудоустроиться на предприятия города и района. Этот вид труда востребован, является одной из немногих областей, где могут себя реализовать выпускники школы-интерната.

Сельскохозяйственный профиль обучения для школьников с умственной отсталостью

В Вяземском муниципальном образовании действуют 112 предприятий, из них 87 — сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Анализ экономической ситуации развития района позволил сделать вывод об актуальности получения профессии «Животновод» и возможности трудоустройства выпускников в сельскохозяйственные предприятия района. Опрос родителей (законных представителей) обучающихся школы-интерната показал, что 97% родителей заинтересованы в открытии классов профессионально-трудовой подготовки на базе ОО. Рассмотрев возможные варианты, педагогический коллектив школы-интерната с 1 сентября 2014 г. организовал для обучающихся классы профессионально-трудовой подготовки на базе ОО. Как наиболее оптимальный оценивается двухлетний срок обучения ( 10-11-й классы), что позволяет учитывать индивидуальные особенности психофизического развития учащихся при разработке образовательной программы школы-интерната.

Одним из слагаемых эффективности работы по социализации школьников с умственной отсталостью, основанной на сельскохозяйственном труде учащихся, является материальная база. Учебно-опытный участок школы-интерната позволяет реализовывать практическую направленность в двух отраслях сельскохозяйственной деятельности: овощеводство и животноводство. Он занимает площадь 11 797 кв. м и расположен в пригородном с. Забайкальское на берегу р. Уссури. Здесь обучающиеся осваивают технологические приемы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду, ухаживают за садом, отбирают и высаживают растения для получения семян. На опытном участке проводят наблюдения за урожайностью различных сортов картофеля, томатов, огурцов, капусты, отслеживают эффективность применения различных подкормок и удобрений. В весеннее время в теплице выращивают рассаду перцев, томата, баклажанов, цветочных культур. Для механизации сельскохозяйственного труда приобретен мини-трактор с полным комплектом навесного оборудования.

С 2014 г. на пришкольной территории создана мини-ферма, которую учащиеся назвали «Рябушка». Сегодня на  мини-ферме содержатся свиньи, кролики, куры. В планах развития животноводческого направления — разведение крупного рогатого скота и различных пород домашней птицы. Условия, которые созданы на  мини-ферме, позволяют школьникам с умственной отсталостью знакомиться с разведением и уходом за животными и птицей.

Безусловно, в таком большом хозяйстве невозможно обойтись без четкого совместного детско-взрослого планирования деятельности: план весенне-полевой и уборочной кампании, развития мини-ферм. Опыт планирования развивает жизненные компетенции рационального ведения хозяйства, проектирования бюджета своей семьи.
Реализация преемственности в освоении сельскохозяйственного профиля обеспечивает создание системы непрерывного образования. Актуальность преемственности обусловлена тем, что для сельскохозяйственного (крестьянского) уклада жизни характерно традиционное включение обучающегося в трудовую деятельность с самого раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Технология» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с умственной отсталостью следующие:

1. Предмет «Ручной труд»:

  • овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками;
  • развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

2. Предмет «Профильный труд»:

  • формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах;
  • формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
  • приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется, исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их родителей (законных представителей). Вариант реализации предметной области «Технология» в модели социализации и развития жизненных компетенций у школьников с умственной отсталостью представлен в приложении.

Представленная модель социализации и развития жизненных компетенций способствует целенаправленному системному овладению жизненными компетенциями, решает проблемы гарантированного получения востребованной на данной территории профессии, освоения опыта организации быта и досуга у школьников с умственной отсталостью.

Приложение

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» в модели социализации и развития жизненных компетенций школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Класс Цель образовательной деятельности Блоки модели
Пространство получения первичного опыта Пространство проб и применения опыта Пространство присвоения опыта
1–4 Пропедевтика сельскохозяйственного профиля В предметной области «Естествознание» изучаются среда обитания домашних животных, сельскохозяйственные культуры, правила выращивания рассады. На уроках ручного труда изготавливаются простейшие приспособления для мини-ферм Во внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-х классов разработана программа «Введение в основы сельскохозяйственного труда». Практико-ориентированный курс направлен:
• на сознательное участие в сельскохозяйственных работах;
• возникновение желания выращивать овощные и цветочные растения, ухаживать за животными;
• формирование необходимости в труде
Присвоение опыта еще не происходит. Приобщение к сельскохозяйственному профилю осуществляется в течение летней оздоровительной смены
5–7 Начальная предпрофильная подготовка по профилю «Сельскохозяйственный труд» В предметной области «Естествознание» углубляются и расширяются первичные представления о животноводстве и растениеводстве Осуществляется на уроках профессионального обучения в мастерских, во внеурочной деятельности:
• факультативный курс «Юный агроном»;
• факультативный курс «Хозяин сельского подворья»;
• кружок «Юный животновод»;
• конкурс «Лучший по профессии» (проводится в  школе-интернате);
• КТД «Ярмарка профессий»;
• выставки декоративно-прикладного творчества
Происходит в ходе летней трудовой практики
8–9 Профильная подготовка Осуществляется в ходе летней трудовой практики, где обучающиеся старших классов дополнительно осваивают роли организатора и транслятора опыта для учащихся 1-7-х классов
10–11 Получение начального профессионального образования. Трудоустройство Профессиональное образование:
• обучение по профессии «Животновод»;
• летняя трудовая практика.
Внеурочная деятельность: факультативный курс «Основы трудового законодательства»




Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 75%
  • нет 25%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль