Формы учета индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС

235

Формы учета индивидуальных достижений обучающихся 

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ — это новая компетенция образовательных организаций (далее — ОО) общего образования, утв. п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Совокупность индивидуальных образовательных достижений, будучи предметом индивидуального учета, должна мыслиться широко и иметь вариативный характер, отражающий связь каждого индивидуального достижения с потребностями и возможностями конкретного обучающегося.

Вариативность форм учета индивидуальных достижений обучающихся может быть реализована, если есть следующие составляющие:

  • количественные выражения достигнутых результатов (балл, процент);
  • качественные выражения достигнутых результатов (личная характеристика, рейтинг, топ и др.);
  • наглядно-документальные выражения достигнутых результатов (единица портфолио , стендовая наглядность предметно-пространственной среды ОО ).

Индивидуальный учет количественных выражений образовательных достижений обучающихся традиционен и на сегодняшний день не претерпел значительных изменений, за исключением практики перевода процентных показателей результатов оценочных процедур в традиционную балльную шкалу.

В количественном исчислении форм учета индивидуальных достижений обучающихся текущего контроля, промежуточной аттестации, итогового оценивания в части освоения обучающимися программ учебных предметов, курсов, модулей и дисциплин учебного плана ООП каждого из уровней общего образования. Также количественной обработке подвергаются результаты комплексных контрольных работ, оцениваемых в процентном измерении. Перевод процентных показателей в балльную шкалу осуществляется по усмотрению ОО.

Сложнее обстоит дело с индивидуальным учетом образовательных достижений обучающихся, подвергаемых качественной оценке. Предметом оценивания и учета здесь выступает ряд личностных образовательных достижений обучающихся, связанных с их ценностно-смысловыми установками, нравственными ориентирами, опытом творческой самореализации во внеурочной деятельности, результатами социальных практик и т. п.

Характеристика обучающегося в школе

В массовой практике для этого используются характеристики обучающегося, создаваемые по утвержденному ОО регламенту, который частично должен быть закреплен Положением о ВСОКО и детализирован в Положении об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся.

Характеристика обучающегося  в школе как форма индивидуального учета должна отвечать следующим требованиям:

  • отражать индивидуальные психовозрастные особенности обучающегося (информация готовится педагогом-психологом или лицом, исполняющим его обязанности);
  • содержать исчерпывающую информацию об особенностях познавательной мотивации обучающегося, наиболее явных чертах его индивидуального познавательного стиля;
  • суммировать основные результаты личностного развития ученика за период освоения ООП того или иного уровня образования (констатация достижений ученика в творческой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и других видах внеурочной деятельности);
  • составляться по единотипной схеме;
  • быть легко читаемой и понятной для лиц, не знакомых с учеником, на которого дается характеристика.

Процесс составления характеристики обучающегося в школе не должен быть трудоемким. При составлении характеристики обучающегося и дальнейшем ее использовании участниками образовательных отношений важно соблюдать требование конфиденциальности личной информации, защиты персональных данных и требование ненанесения вреда психическому здоровью обучающегося.

Локальным нормативным актом может быть установлен порядок создания характеристик обучающихся, ответственные лица и исполнители, лица, которым может быть доступно содержимое характеристики обучающегося, а также порядок выдачи характеристик заинтересованному лицу (физическому или юридическому).

В отличие от характеристики обучающегося в школе, где индивидуальные достижения фиксируются внешней по отношению к нему стороной, портфолио представляет собой технологию аутентичного учета. В формате портфолио собственные образовательные достижения обучающийся систематизирует самостоятельно, пользуясь рекомендациями и шаблонами, разработанными в ОО.

Использование технологии портфолио является двухуровневым. На первом уровне обучающийся осуществляет самостоятельный учет, на втором — учет осуществляется представителями администрации ОО при содействии классных руководителей. Второй уровень учета возможен при условии разработки соответствующих организационных механизмов и их отражении в технологии портфолио.

Роль портфолио в качестве формы учета индивидуальных достижений обучающихся нельзя недооценивать. Портфолио позволяет реализовать права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования и соблюсти права и свободы в части осваиваемого обучающимися содержания образования.
Особое значение имеет индивидуальный проект обучающегося. Предпосылкой использования индивидуального проекта как формы учета индивидуальных достижений обучающихся являются позиции ФГОС общего образования в части требований к системе оценки образовательных достижений обучающихся.

Индивидуальный проект  обучающегося целесообразно вводить в содержание процедур оценки и учета образовательных достижений обучающихся начиная с 4-го класса. На уровне начального общего образования он, соответственно, будет выполняться в течение одного года. На уровне основного общего образования можно ввести в практику выполнение двух индивидуальных проектов за период освоения ООП основного общего образования: 5-7-е классы и 8-9-е классы, причем в последнем случае важно соотнести содержание проектной деятельности с последующим выбором профиля обучения. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в единственном числе за период освоения ООП среднего общего образования, который будет отражать выбор профессии.

Подпункт 5 п. 19.9 ФГОС начального общего образования указывает на необходимость использовать в процессе оценки «разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизованные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка)».

ФГОС основного общего и среднего общего образования усиливает роль проектов в системе оценки, подчеркивая необходимость включать в систему оценки результаты проектной деятельности обучающихся (подп. 6 п. 18.1.3 ФГОС основного общего образования).

Поскольку нецелесообразно подвергнуть учету весь объем проектной деятельности обучающихся, а результаты проектной деятельности оценивать (и учитывать) необходимо, то индивидуальный проект обучающегося вполне может выступить решением проблемы. При условии, что ему будет отведен соответствующий статус в локальных нормативных актах ОО, а в рамках ВСОКО будут разработаны критерии и параметры оценки его результатов, включая качество презентации индивидуального проекта (приложение 1).

Оценочные данные по индивидуальному проекту обучающегося, если таковой будет предусмотрен в рамках ВСОКО, следует фиксировать как самостоятельный элемент учетной документации.

Приложение 1

Формы учета индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль