Познавательная деятельность младших школьников и совершенствование способностей

55

Современная образовательная парадигма требует обучения восприятию текста как целостного произведения языка, речи и культуры, обучения его пониманию, интерпретации и оценке. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования эти умения выведены на уровень универсальных учебных действий. Личностные качества формируются в процессе коммуникации. Происходит выявление творческих способностей обучающихся.

Следовательно,  невозможно говорить о личностном развитии человека, если он не способен усвоить в достаточной мере информацию, заложенную в текстах, особенно художественных, не понимает их смысловой многогранности, если не постигает богатейшего культурного опыта человечества, не присваивает создаваемые на протяжении веков нравственные ценности. Исследования ученых, результаты государственной итоговой аттестации, а также личный опыт авторов статьи показывает, что у современных учащихся понимание и интерпретация текста вызывает большие трудности. Эту проблему необходимо решать путем внедрения метапредметного подхода к пониманию и интерпретации текста усилиями всех учителей-предметников.

Особую значимость для образовательного процесса имеет художественный текст, т. к. именно он является «конденсатором культурной памяти», «плотью и кровью культуры» (Ю.М. Лотман). Непосредственная работа с ним ведется на уроках литературы и русского языка.

Обращение к художественным текстам является непременным условием для личностного развития учащихся, формирования их мировоззрения, совершенствования нравственных ценностей, выявления творческих способностей обучающихся. Поэтому в работе с художественным текстом чрезвычайно востребованным является богатый методический инструментарий различных предметов гуманитарного и эстетического цикла, который может помочь осмыслить художественное произведение как произведение искусства.

Познавательная деятельность младших школьников: особенности восприятия ими информации

Современное образование не может обойти ситуацию, которую уже давно в философской литературе называют «антропологическим кризисом». Его характеризуют несколько тенденций, одна из которых – порабощение внутренней жизни, всего сознания человека только материальными, сугубо прагматическими потребностями. Культура повседневности не оставляет места созерцанию, размышлениям о вечном и о вечности, открыто отвергает идеальную ипостась человека, размывая представления о добре и зле, о норме и патологии, возводя принцип относительности в главенствующий закон жизни. Ребенку, развивающемуся молодому человеку сегодня не на что опереться, не на чем строить позитивную самоидентичность.Познавательная деятельность младших школьников и совершенствование способностей

Ситуация обостряется тем, что в мегаполисе у молодежи почти не остается возможностей для самореализации и новых открытий. Жизнь ребенка жестко регламентирована. Теряется непосредственность чувств, ощущение жизни, не выстраивается контакт с самим собой, а в итоге растет количество детских суицидов. Не учитывать это невозможно, тем более что в школьной жизни учитель постоянно сталкивается с последствиями этой катастрофы, проявляющимися в т. ч. и в отсутствии учебной мотивации, низкой познавательной деятельностимладших школьников. 

За последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Поменялся темп жизни, тип восприятия, объем информации, способы ее трансляции и переработки. Понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире. Его сменило клиповое мышление, состоящее из обрывков информации и осколков впечатлений, не требующее подключения воображения, рефлексии, осмысления. Сlip в переводе с английского означает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». По аналогии при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и требует новых.

Если посмотреть с точки зрения анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у него снижена способность к анализу.

Клиповое мышление отрицательно влияет и на качество познавательной деятельности младших школьников, мотивацию к образованию и самообразованию современного обучающегося. Проводимые учеными эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Педагоги часто жалуются, что обучающиеся, изучив определенный материал, тут же его забывают. Действительно, учащиеся зачастую затрудняются запомнить содержание устного сообщения или письменного текста, осмыслить информацию, дать оценку, предложить ее интерпретацию, откликнуться на содержание. Они остаются пассивными участниками образовательного процесса.

Клиповому мышлению еще можно сопротивляться. Наиболее доступный и универсальный метод – общение с искусством: слушание музыки, чтение хорошей литературы, приобщение к живописи, искусству театра и кино. Это тот вид деятельности, в который человек может быть включен через образы искусства на основе личностного присвоения «текста искусства». Включается эмоционально-образная составляющая восприятия – антитеза чисто информационной составляющей.

Глубина восприятия, прочтения, осмысления произведения искусства зависит не только от врожденных эстетических качеств человека, но и от сформированных навыков восприятия тонкости языка и смыслов, умения находить в «тексте» скрытую или противоречивую информацию, видеть целое за деталями, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом. Выявление творческих способностей обучающихся  достигается путем внедрения интерактивных приемов организации работы с текстами культуры разного типа.

Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы он позволил преодолеть дефициты современного общества, нашей повседневной жизни, которая мало заботится о внутреннем мире человека? Сегодня не принято говорить о том, что и как мы чувствуем, зачастую человек и не знает, что с ним происходит. Различаются лишь основные состояния: «хорошо», «плохо» и «нормально» (наверное, каждый учитель, задавая своим ученикам вопрос о том, каково им сейчас, что они переживают, слышал в ответ одно слово: «нормально»). Но когда огромный пласт душевных переживаний остается невостребованным, перестают различаться удивление, печаль, скорбь, милосердие и многое другое. Упрощается, деградирует внутренний человек.Познавательная деятельность младших школьников и совершенствование способностей

Решение названной проблемы находится в практиках искусства, в творчестве и в художественном образовании. Важно помнить, что любая информация приобретает личностные смыслы только в процессе эмоционально-образного погружения в предметное содержание. Поэтому сегодня так необходимы формы работы в классе, отличающиеся от традиционной образовательной парадигмы, которой свойственны фундаментальность, «приверженность к классике» и «установка на консервативность». Необходимо мотивировать познавательную деятельность младших школьников.

Выявление творческих способностей обучающихся  и формирование интереса к предмету через эдьютейнмент

Действительно, в контексте современного образования прагматический смысл предметного обучения зачастую вытесняет творческую составляющую живого взаимодействия «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – материал». Поэтому необходимо хотя бы однажды побудить учащихся обратить внимание на изучаемый материал, вызвать их интерес к нему, мотивировать их принять участие в учебном процессе, одним словом – развлечь. Затем, во время самого процесса приобретения знаний, необходимо доставить учащимся удовольствие от получения знаний, полностью занять их и отвлечь от сторонних мыслей или переживаний, а именно – привлечь. В конечном итоге необходимо помочь учащимся добиться полного раскрепощения в процессе обучения, «дать зеленый свет» для развития познавательной деятельности младших школьников.

Потребность в творческой составляющей образования привела к появлению эдьютейнмента. Следовательно, эдьютейнмент – особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения и выработкой стойкого интереса к процессу обучения.

Эдьютейнмент использует такие педагогические принципы, как:

  • принцип связи теории с практикой (правильно организованное обучение и воспитание вытекает из самой жизни и неразрывно с ней связано как через источник знаний, так и через сам результат);
  • принцип последовательности (человек только тогда обладает информацией и знаниями, когда владеет системой четко взаимосвязанных понятий, последовательность которых определена внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями самих учащихся);
  • принцип доступности (доступность обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, организацией учебного процесса, применяемыми методами обучения и др.).

Главная цель эдьютейнмента в том, что он привносит в познавательную деятельность младших школьников  элемент развлечения. В результате теория смешивается с образовательными целями и средствами, жизненными ценностями и дает возможность «представления опыта и развлечений через созидание» (Ян Ванг (Yan Wang), профессор университета Маккуори, Австралия). Суть развлекательного (неформального) обучения – знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме.

Процесс проживания ситуации является всегда эмоционально насыщенным, отличается субъективной значимостью.Познавательная деятельность младших школьников и совершенствование способностей Новые впечатления и эмоции формируют субъективное отношение и побуждают к активизации познавательной деятельности младших школьников.   Именно к направлению эдьютейнмента относится предложенная методика работы.

Выявление творческих способностей обучающихся в творческой мастерской с помощью интерактивных технологий

Процесс формирования личности учащегося имеет особую природу. Это путь творческого поиска, путь открытий, поэтому очень важно, чтобы он начинался в той области, где нет критериев оценки, где ничто не ограничивает свободу фантазии, свободу творчества. Ограничения этой свободы должны появляться постепенно, как предлагаемые обстоятельства, как проблемы, которые надо разрешить, как трудности, которые надо преодолеть, а не как запреты. Тогда знания, умения и навыки приходят как открытие, а не как готовая, кем-то определенная данность.

При этом познавательная деятельность младших школьников  сопровождается эмоциональным позитивом, каждый учащийся включается в процесс творческого поиска умственно, физически. В этом случае реализуется один из главных интерактивных принципов обучения – принцип индивидуальной ответственности. Каждый ученик изучает материал и несет за него ответственность, поэтому можно не сомневаться в прочности достигнутых образовательных результатов.

Образовательная деятельность обучающихся в творческой мастерской непосредственно связана с рождением и последовательностью образов, их возникновением и исчезновением после исполнения своей роли. Новые гипотезы, новый опыт (как индивидуальный, так и групповой) вызывают появление иных – необычных, неожиданных – образов. Познавательный процесс состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от педагогов обучающимся.

Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Это способствует максимально полному выявлению творческих способностей обучающихся.   Важная особенность технологии мастерских – задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.

Предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к образовательной программе, теснее соприкасаются с бытием обучающегося. Этот подход больше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников образовательных организаций (далее – ОО). Следовательно, главная задача педагога: помочь ученику осознать творческие, интеллектуальные способности – потенциал личностного развития.

В ходе творческих мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, т. е. компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения и реализуется еще один принцип интерактивного обучения и познавательной деятельности младших школьников  - позитивная взаимосвязь, при которой все члены группы понимают, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

В качестве наиболее значимых теоретических основ исследования и развития технологии мастерских следует рассматривать положения компетентностного, субъект-субъектного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, личностно ориентированных и проблемно ориентированных педагогических технологий. Педагог в технологии мастерских указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, приоткрывает дверь в интеллектуальный, нравственный, эмоционально насыщенный мир, помогает сосредоточиться на том, что ранее не воспринималось, казалось второстепенным, придать новый смысл слову, которое обучающийся произносит, слышит, читает.

Творческая мастерская оттачивает гуманитарное мышление, приближая занятия к профессиональной деятельности:

  • историка (учит добывать, анализировать, интерпретировать, обобщать факты);
  • филолога (организует изучение различных родов литературы, погружает в работу со словом, побуждает к литературному творчеству, критическому осмыслению написанного, совершенствованию текста);
  • химика, физика, биолога, математика (погружает в работу по образованию понятий, определению цели исследования, признаков понятий, по проверке выдвинутых гипотез, установлению критериев их оценки, классификации и систематизации);
  • художника (предлагает исследовать линию, объем, цвет, ритм, сюжет картины, создавать свои художественные работы, изучать стили, свойственные разным художникам);
  • философа (исследует понятия власти, символа, мифа, личности и социальных классов).

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения.

Индивидуальная познавательная деятельность младших школьников способствует выходу на первый план личности ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ученик самостоятельно осознает («вычерпывает») первый смысл нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения в технологии мастерских подобен диалогу. Пары обучающихся могут быть как постоянного, так и сменного состава. В диалоге происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских, т. к. связан с принципом непосредственного взаимодействия в интерактивном обучении, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте. Развитие умений совместной работы способствует совершенствованию межличностных отношений, которые необходимы для успешной деятельности (планирование, распределение, расспрашивание и проч.).

Применение работы в группах начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось и у обучающегося сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. Затем проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и, наконец, обычно после социализации (предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив), начинается реализация одного из намеченных путей. Таким образом, творческая мастерская как педагогическая технология нацелена на выявление творческих способностей обучающихся, раскрытие индивидуальности человека. Приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль