Работа с трудными детьми в школе на примере сотрудничества школы и СРЦ

66

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

В 2002 г. в каждом округе столицы были созданы социальные приюты для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За прошедшие годы они несколько раз переименовывались, но назначение их осталось прежним — временное содержание беспризорных и безнадзорных детей, определение их социального статуса и места дальнейшего проживания.

Появились эти учреждения не случайно: в конце 1990-х гг. огромное количество беспризорных детей со всех концов СНГ устремилось в Москву в надежде найти здесь еду и кров. Многим из них некуда было возвращаться, поэтому московской системе образования пришлось учитывать и этот своеобразный контингент и учитывать работу педагогов с трудными детьми. Сейчас таких детей значительно меньше, но приюты не пустуют.

Безнадзорный —несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Как правило, дети находятся в приюте от нескольких дней до года, а иногда и дольше. В некоторых случаях беспризорники, направленные в семьи, приходят назад, потому что условия жизни здесь лучше.

Организация сотрудничества для работы с трудными детьми в школе и СРЦ

С 2002 г. наша школа сотрудничает с  социально-реабилитационным центром для детей и подростков «Алтуфьево» (далее — СРЦ «Алтуфьево», приют). Учителя проводят для воспитанников приюта занятия, иногда мы устраиваем совместные мероприятия. Курируют эту деятельность органы управления образования. В 2002 г. Департамент образования города Москвы издал приказ о взаимодействии школы № 1486 и СРЦ «Алтуфьево». В 2007 г. был заключен трехсторонний договор между управлением образования Северо-Восточного округа г. Москвы, школой и приютом.

За 12 лет работа педагогов была проведена с 9 тысячами трудных детей. Это дети из Москвы, других российских регионов, стран СНГ. Очень много детей из Средней Азии. Бродяжничают в основном мальчики, но девочек становится все больше. Почти все дети имеют различные хронические заболевания, курят, пробовали спиртное и наркотики.

Термин «трудные дети» в приюте не употребляется. И это правильно: нет трудных детей, есть дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Эти дети никому не верят и не видят своего будущего в социуме, поэтому задача учителей не только дать им знания по предметам, но и пробудить в них стремление к развитию, вернуть веру в себя.

Особенности образовательного процесса в работе педагогов с трудными детьми

В образовательной деятельности приюта заняты 12 специалистов. Они в соответствии с расписанием приходят в приют и занимаются с детьми в рамках привычной классно-урочной системы. На данный момент скомплектовано девять классов — с  1-го по  9-й в соответствии с возрастом воспитанников.

Особое внимание учителя уделяют формированию учебной мотивации воспитанников. Если они принимают для себя учебную деятельность как основную, вероятность их возвращения к нормальной жизни значительно возрастает.

Работа педагогов с трудными детьми отличается от образовательного процесса в обычной школе. Это обусловлено спецификой контингента воспитанников. Во-первых, они разнородны по национальному составу; во-вторых, у них очень разный уровень подготовки, т. е. в одном классе учатся подростки, едва умеющие читать, плохо говорящие по-русски, и вполне подготовленные, которые посещали школу и неплохо усваивали программу; в-третьих, контингент постоянно меняется и обеспечить системность образования невозможно; кроме того, они практически лишены учебной мотивации.

Учебный план представлен только базовой частью: исключены иностранный язык и физкультура; физика, химия и биология заменены на интегрированный курс естествознания.

Главное для учителей в работе с трудными детьми в школе и приюте — вернуть их в позицию «Я — ученик», сформировать познавательные интересы, показать практическую значимость освоения учебных предметов, развить универсальные учебные навыки, научить пользоваться различными источниками информации. Это позволяет в дальнейшем учиться самостоятельно и дает шанс на профессиональное определение.

Помимо учебной мотивации учителя стараются сформировать у воспитанников качества личности, необходимые для успешной социализации:

склонность к рефлексии (умение рассуждать по схеме «что я хотел сделать — что я сделал — что получилось и почему»);эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности, труду;стремление к самоутверждению через усвоение знаний и освоение учебных навыков;личная ответственность за свои результаты;умение анализировать ошибки;потребность и умение действовать в коллективе.

Требования к работе педагогов с трудными детьми

СРЦ «Алтуфьево» — это особое воспитательно-образовательное учреждение, поэтому учителя, которые здесь трудятся, должны обладать определенными личностными и профессиональными качествами. Назову некоторые из них:

любовь к ученикам;интеллигентность, высокая духовная культура;способность к педагогическому истолкованию информации;умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организацииучебно-воспитательного процесса;умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;умение с юмором относиться к некоторым педагогическим ситуациям.

По опыту могу сказать, что для воспитанников приюта очень опасна жалостливая благотворительность — она до конца растлевает израненную душу и навсегда загоняет в роль «побирушки». Истинная забота о них должна быть основана на любви и уважении.

Работа педагога с трудными детьми в приюте требует от учителя не только безупречного владения содержанием предмета, методикой его преподавания, компьютерной грамотности, но и необыкновенной гибкости мышления, способности строить каждый урок как цельный блок.

На мой взгляд, для воспитанников важно сохранить атмосферу классно-урочной системы, которая по-прежнему является основной в системе российского образования. После приюта воспитанник должен продолжить обучение, и маловероятно, что для него будут создавать особые условия в обычной школе.

Организация образовательной деятельности в работе с трудными детьми в школе и приюте

В первый год нам было особенно трудно. Чему учить и как учить — не знал никто. Только благодаря методической поддержке профессора Московского городского педагогического университета Е.П. Шастиной, рекомендациям опытных школьных учителей нам постепенно удалось наладить образовательный процесс.

Трудовая деятельность в СРЦ «Алтуфьево» позволила педагогам школы по-другому посмотреть на свою роль в образовательном процессе, повысить самооценку.

Для учителей были организованы курсы по изучению современных педагогических технологий, проведены круглые столы и семинары по использованию на уроках методов и приемов, позволяющих учитывать особенности учебной деятельности в работе с трудными детьми в школе и приюте. Благодаря этому мы смогли качественно изменить систему обучения в приюте и создать базу для дальнейшей методической деятельности педагогов.

При поступлении в приют каждый воспитанник проходит диагностику уровня обученности по математике и русскому языку, а также психологическое тестирование для определения уровня развития внимания, памяти и мышления. Школьные педагоги-психологи разработали карту ученика, в которую вносятся все необходимые данные и рекомендации. Результаты диагностики помогают учителям правильно взаимодействовать с учениками на уроках, учитывать особенности их характера и темперамента.

Среди воспитанников приюта очень много замкнутых учеников; некоторые на первых порах вообще отказываются заниматься. Если педагог знает о проблемах воспитанника, то работает без раздражения, заранее продумывает приемы взаимодействия с ним, находит способ его заинтересовать.

В работе педагогов с трудными детьми особое место занимает разноуровневое обучение, прежде всего в начальной школе. Педагог В. А. Зарубина разработала комплекс разноуровневых заданий для изучения русского языка и математики. Все задания доступны и понятны, но при этом не примитивны. Проверка проводится сразу, за успех ставится отметка, а неудача обсуждается устно.

Долгое время с воспитанниками СРЦ работала педагог В. В. Козлова. Она уделяла особое внимание психологическому состоянию учеников на уроке, используя для этого музыку и живопись. В итоге ее ученики стали помогать осваивать материал вновь прибывшим воспитанникам, читать по вечерам сказки своим неграмотным друзьям.

Учителя русского языка и литературы оказались в наиболее затруднительном положении. Дети, которые попадают в приют, практически ничего не читали, не знают имен писателей и названия их произведений. Даже об Александре Сергеевиче Пушкине слышали далеко не все.

Решению проблемы в работе педагогов с трудными детьми способствуют мультимедийные технологии, адаптированные к возможностям воспитанников. Просмотр фильмов и телеспектаклей, прослушивание шедевров музыкальной классики, обращение к живописи позволяет познакомить воспитанников с изучаемыми произведениями на высоком эмоциональном уровне. После этого уже можно проводить полноценные уроки: анализировать первоисточники, определять их идейное содержание, вести диалог.

На уроках обществознания воспитанники изучают современное законодательство на основе первоисточников: Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 №   223-ФЗ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №  195-ФЗ, Федерального закона от  24.07.1998 №  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Для многих из них эти уроки — первое знакомство с социально-правовым устройством государства. Как правило, воспитанников очень удивляет, что в законодательстве есть много норм, защищающих их права.

Обществознание в приюте — особый предмет в силу его личностной ориентации. Воспитанники очень остро воспринимают конкретные темы, непосредственно касающиеся их прошлого, судьбы, места в обществе.

То же самое можно сказать и об уроках географии. Педагог С. В. Филиппов преподает воспитанникам этот предмет, опираясь на их личный опыт, поскольку многие из них прибыли в столицу из дальних краев.

Работа педагогов с трудными детьми по обеспечению общения воспитанников приюта и учащихся школы

Разумеется, внешнее благополучие — чистые, уютные комнаты, хорошая одежда, вкусная еда, спортивный зал, благоустроенная территория, внимательные и заботливые воспитатели — не может решить проблему глубокой социальной дезадаптации воспитанников, связанную в т. ч. с отсутствием опыта позитивного общения со сверстниками. Поэтому еще одним направлением взаимодействия школы и СРЦ «Алтуфьево» является обеспечение реального общения воспитанников приюта, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учащимися нашей школы.

Работа педагогов с трудными детьми включает в себя разработки, созданные учащимися школы. Это позволяет повышать учебную мотивацию не только воспитанников приюта, но и школьников — особенно когда им доверяют самостоятельно представлять презентации созданных электронных пособий или результаты других проектов.

Предыдущий опыт социальных контактов воспитанников в большинстве случаев носит негативный характер; основными способами преодоления жизненных трудностей для них является агрессия и/или уход. Соответственно, сама возможность познакомиться с кем-то, кто успешен, настроен на дружеское общение, искренне сочувствует чужой боли, открывает для воспитанников иной мир, вселяет в них надежду на лучшую жизнь.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в творческой деятельности, регулярно готовят выступления к памятным датам, праздникам. Многие из них любят выступать, делают это профессионально и с удовольствием. Несколько раз в год учащиеся посещают приют и показывают воспитанникам наиболее удачные номера и композиции.

После таких выступлений мы обязательно оставляем время на свободное общение воспитанников и учащихся. Работа педагогов по развитию коммуникации с трудными детьми включает предварительную подготовку вопросов для обсуждения, во время беседы учителя стараются выслушать точку зрения каждого подростка. При этом развивается эмоциональная и социальная компетентность и воспитанников, и школьников, стимулируются процессы самопознания, самоотношения и самопринятия.

Конечно, работа с трудными детьми в школе не в силах решить семейные проблемы воспитанников, попавших в приют, — перевоспитать мать-алкоголичку или заставить отца содержать семью. Мы ставим перед собой реальные задачи. Усилия педагогов направлены на формирование у воспитанников качеств, обеспечивающих успешную социализацию, прежде всего — умения находить баланс между своими желаниями и требованиями социума. Именно в этом заключается наша роль по реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через образовательную деятельность.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль