Работа с трудными детьми в школе на примере сотрудничества школы и СРЦ

31

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

В 2002 г. в каждом округе столицы были созданы социальные приюты для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За прошедшие годы они несколько раз переименовывались, но назначение их осталось прежним — временное содержание беспризорных и безнадзорных детей, определение их социального статуса и места дальнейшего проживания.

Появились эти учреждения не случайно: в конце 1990-х гг. огромное количество беспризорных детей со всех концов СНГ устремилось в Москву в надежде найти здесь еду и кров. Многим из них некуда было возвращаться, поэтому московской системе образования пришлось учитывать и этот своеобразный контингент и учитывать работу педагогов с трудными детьми. Сейчас таких детей значительно меньше, но приюты не пустуют.

Безнадзорный —несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Как правило, дети находятся в приюте от нескольких дней до года, а иногда и дольше. В некоторых случаях беспризорники, направленные в семьи, приходят назад, потому что условия жизни здесь лучше.

Организация сотрудничества для работы с трудными детьми в школе и СРЦ

С 2002 г. наша школа сотрудничает с  социально-реабилитационным центром для детей и подростков «Алтуфьево» (далее — СРЦ «Алтуфьево», приют). Учителя проводят для воспитанников приюта занятия, иногда мы устраиваем совместные мероприятия. Курируют эту деятельность органы управления образования. В 2002 г. Департамент образования города Москвы издал приказ о взаимодействии школы № 1486 и СРЦ «Алтуфьево». В 2007 г. был заключен трехсторонний договор между управлением образования Северо-Восточного округа г. Москвы, школой и приютом.

За 12 лет работа педагогов была проведена с 9 тысячами трудных детей. Это дети из Москвы, других российских регионов, стран СНГ. Очень много детей из Средней Азии. Бродяжничают в основном мальчики, но девочек становится все больше. Почти все дети имеют различные хронические заболевания, курят, пробовали спиртное и наркотики.

Термин «трудные дети» в приюте не употребляется. И это правильно: нет трудных детей, есть дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Эти дети никому не верят и не видят своего будущего в социуме, поэтому задача учителей не только дать им знания по предметам, но и пробудить в них стремление к развитию, вернуть веру в себя.

Особенности образовательного процесса в работе педагогов с трудными детьми

В образовательной деятельности приюта заняты 12 специалистов. Они в соответствии с расписанием приходят в приют и занимаются с детьми в рамках привычной классно-урочной системы. На данный момент скомплектовано девять классов — с  1-го по  9-й в соответствии с возрастом воспитанников.

Особое внимание учителя уделяют формированию учебной мотивации воспитанников. Если они принимают для себя учебную деятельность как основную, вероятность их возвращения к нормальной жизни значительно возрастает.

Работа педагогов с трудными детьми отличается от образовательного процесса в обычной школе. Это обусловлено спецификой контингента воспитанников. Во-первых, они разнородны по национальному составу; во-вторых, у них очень разный уровень подготовки, т. е. в одном классе учатся подростки, едва умеющие читать, плохо говорящие по-русски, и вполне подготовленные, которые посещали школу и неплохо усваивали программу; в-третьих, контингент постоянно меняется и обеспечить системность образования невозможно; кроме того, они практически лишены учебной мотивации.

Учебный план представлен только базовой частью: исключены иностранный язык и физкультура; физика, химия и биология заменены на интегрированный курс естествознания.

Главное для учителей в работе с трудными детьми в школе и приюте — вернуть их в позицию «Я — ученик», сформировать познавательные интересы, показать практическую значимость освоения учебных предметов, развить универсальные учебные навыки, научить пользоваться различными источниками информации. Это позволяет в дальнейшем учиться самостоятельно и дает шанс на профессиональное определение.

Помимо учебной мотивации учителя стараются сформировать у воспитанников качества личности, необходимые для успешной социализации:

склонность к рефлексии (умение рассуждать по схеме «что я хотел сделать — что я сделал — что получилось и почему»);эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности, труду;стремление к самоутверждению через усвоение знаний и освоение учебных навыков;личная ответственность за свои результаты;умение анализировать ошибки;потребность и умение действовать в коллективе.

Требования к работе педагогов с трудными детьми

СРЦ «Алтуфьево» — это особое воспитательно-образовательное учреждение, поэтому учителя, которые здесь трудятся, должны обладать определенными личностными и профессиональными качествами. Назову некоторые из них:

любовь к ученикам;интеллигентность, высокая духовная культура;способность к педагогическому истолкованию информации;умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организацииучебно-воспитательного процесса;умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;умение с юмором относиться к некоторым педагогическим ситуациям.

По опыту могу сказать, что для воспитанников приюта очень опасна жалостливая благотворительность — она до конца растлевает израненную душу и навсегда загоняет в роль «побирушки». Истинная забота о них должна быть основана на любви и уважении.

Работа педагога с трудными детьми в приюте требует от учителя не только безупречного владения содержанием предмета, методикой его преподавания, компьютерной грамотности, но и необыкновенной гибкости мышления, способности строить каждый урок как цельный блок.

На мой взгляд, для воспитанников важно сохранить атмосферу классно-урочной системы, которая по-прежнему является основной в системе российского образования. После приюта воспитанник должен продолжить обучение, и маловероятно, что для него будут создавать особые условия в обычной школе.

Организация образовательной деятельности в работе с трудными детьми в школе и приюте

В первый год нам было особенно трудно. Чему учить и как учить — не знал никто. Только благодаря методической поддержке профессора Московского городского педагогического университета Е.П. Шастиной, рекомендациям опытных школьных учителей нам постепенно удалось наладить образовательный процесс.

Трудовая деятельность в СРЦ «Алтуфьево» позволила педагогам школы по-другому посмотреть на свою роль в образовательном процессе, повысить самооценку.

Для учителей были организованы курсы по изучению современных педагогических технологий, проведены круглые столы и семинары по использованию на уроках методов и приемов, позволяющих учитывать особенности учебной деятельности в работе с трудными детьми в школе и приюте. Благодаря этому мы смогли качественно изменить систему обучения в приюте и создать базу для дальнейшей методической деятельности педагогов.

При поступлении в приют каждый воспитанник проходит диагностику уровня обученности по математике и русскому языку, а также психологическое тестирование для определения уровня развития внимания, памяти и мышления. Школьные педагоги-психологи разработали карту ученика, в которую вносятся все необходимые данные и рекомендации. Результаты диагностики помогают учителям правильно взаимодействовать с учениками на уроках, учитывать особенности их характера и темперамента.

Среди воспитанников приюта очень много замкнутых учеников; некоторые на первых порах вообще отказываются заниматься. Если педагог знает о проблемах воспитанника, то работает без раздражения, заранее продумывает приемы взаимодействия с ним, находит способ его заинтересовать.

В работе педагогов с трудными детьми особое место занимает разноуровневое обучение, прежде всего в начальной школе. Педагог В. А. Зарубина разработала комплекс разноуровневых заданий для изучения русского языка и математики. Все задания доступны и понятны, но при этом не примитивны. Проверка проводится сразу, за успех ставится отметка, а неудача обсуждается устно.

Долгое время с воспитанниками СРЦ работала педагог В. В. Козлова. Она уделяла особое внимание психологическому состоянию учеников на уроке, используя для этого музыку и живопись. В итоге ее ученики стали помогать осваивать материал вновь прибывшим воспитанникам, читать по вечерам сказки своим неграмотным друзьям.

Учителя русского языка и литературы оказались в наиболее затруднительном положении. Дети, которые попадают в приют, практически ничего не читали, не знают имен писателей и названия их произведений. Даже об Александре Сергеевиче Пушкине слышали далеко не все.

Решению проблемы в работе педагогов с трудными детьми способствуют мультимедийные технологии, адаптированные к возможностям воспитанников. Просмотр фильмов и телеспектаклей, прослушивание шедевров музыкальной классики, обращение к живописи позволяет познакомить воспитанников с изучаемыми произведениями на высоком эмоциональном уровне. После этого уже можно проводить полноценные уроки: анализировать первоисточники, определять их идейное содержание, вести диалог.

На уроках обществознания воспитанники изучают современное законодательство на основе первоисточников: Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 №   223-ФЗ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №  195-ФЗ, Федерального закона от  24.07.1998 №  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Для многих из них эти уроки — первое знакомство с социально-правовым устройством государства. Как правило, воспитанников очень удивляет, что в законодательстве есть много норм, защищающих их права.

Обществознание в приюте — особый предмет в силу его личностной ориентации. Воспитанники очень остро воспринимают конкретные темы, непосредственно касающиеся их прошлого, судьбы, места в обществе.

То же самое можно сказать и об уроках географии. Педагог С. В. Филиппов преподает воспитанникам этот предмет, опираясь на их личный опыт, поскольку многие из них прибыли в столицу из дальних краев.

Работа педагогов с трудными детьми по обеспечению общения воспитанников приюта и учащихся школы

Разумеется, внешнее благополучие — чистые, уютные комнаты, хорошая одежда, вкусная еда, спортивный зал, благоустроенная территория, внимательные и заботливые воспитатели — не может решить проблему глубокой социальной дезадаптации воспитанников, связанную в т. ч. с отсутствием опыта позитивного общения со сверстниками. Поэтому еще одним направлением взаимодействия школы и СРЦ «Алтуфьево» является обеспечение реального общения воспитанников приюта, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учащимися нашей школы.

Работа педагогов с трудными детьми включает в себя разработки, созданные учащимися школы. Это позволяет повышать учебную мотивацию не только воспитанников приюта, но и школьников — особенно когда им доверяют самостоятельно представлять презентации созданных электронных пособий или результаты других проектов.

Предыдущий опыт социальных контактов воспитанников в большинстве случаев носит негативный характер; основными способами преодоления жизненных трудностей для них является агрессия и/или уход. Соответственно, сама возможность познакомиться с кем-то, кто успешен, настроен на дружеское общение, искренне сочувствует чужой боли, открывает для воспитанников иной мир, вселяет в них надежду на лучшую жизнь.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в творческой деятельности, регулярно готовят выступления к памятным датам, праздникам. Многие из них любят выступать, делают это профессионально и с удовольствием. Несколько раз в год учащиеся посещают приют и показывают воспитанникам наиболее удачные номера и композиции.

После таких выступлений мы обязательно оставляем время на свободное общение воспитанников и учащихся. Работа педагогов по развитию коммуникации с трудными детьми включает предварительную подготовку вопросов для обсуждения, во время беседы учителя стараются выслушать точку зрения каждого подростка. При этом развивается эмоциональная и социальная компетентность и воспитанников, и школьников, стимулируются процессы самопознания, самоотношения и самопринятия.

Конечно, работа с трудными детьми в школе не в силах решить семейные проблемы воспитанников, попавших в приют, — перевоспитать мать-алкоголичку или заставить отца содержать семью. Мы ставим перед собой реальные задачи. Усилия педагогов направлены на формирование у воспитанников качеств, обеспечивающих успешную социализацию, прежде всего — умения находить баланс между своими желаниями и требованиями социума. Именно в этом заключается наша роль по реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через образовательную деятельность.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль