Профориентационная работа в школе: программа организации

40

Вопрос «Кем стать?» задает себе каждый выпускник школы. Выбор профессии — это выбор жизненного пути, выбор судьбы, поэтому наш педагогический коллектив уделяет вопросам организации профориентационной работы в школе особое внимание. Работа ведется в соответствии с Программой профессиональной ориентации учащихся МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования» (далее — Программа), которая была разработана в 2010 г. заместителем директора по воспитательной работе В. Е. Шараповой совместно с  педагогом-психологом при содействии классных руководителей и социального педагога. Основной целью реализации профориентационной программы в школе является формирование у учащихся способности к самостоятельному, осознанному выбору профессии.


Информация о школе
Толькинская школа-интернат среднего общего образования — одно из старейших общеобразовательных учреждений Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2016 г. она отметит 85-летний юбилей. Школа реализует адаптированные образовательные программы для детей с нарушением интеллекта и детей с ЗПР, общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования, оказывает социальную помощь детям из числа коренных малочисленных народов Севера, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


Функции педагогического коллектива в реализации профориентационной работы в школе

Поскольку мероприятия по профориентации в школе для учащихся должны проводиться комплексно и системно, ответственность за реализацию различных направлений Программы распределена между членами педагогического коллектива.

В частности, заместитель директора по воспитательной работе:

  • поддерживает связь с социальными партнерами школы;организует летнюю трудовую практику учащихся;
  • контролирует и координирует деятельность классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря по профильному и профессиональному самоопределению учащихся;
  • анализирует работу педагогического коллектива по профессиональной ориентации учащихся и в случае необходимости проводит необходимую коррекцию.

В свою очередь, учителя-предметники:

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля обучения, интересов и склонностей учащихся;
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые навыки;
  • способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, используя разнообразные методы и средства, в т. ч. метод проектов.

В соответствии с Программой организации профориентационной работы в школе классные руководители:

  • проводят родительские собрания по вопросам профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • оказывают помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования учащихся по профильному и профессиональному самоопределению;
  • организуют экскурсии на предприятия, индивидуальные и групповые профориентационные беседы, классные часы и т. д.

Практика показывает, что в настоящее время большинство выпускников школы не готовы к осознанному выбору профессии. Во многом это объясняется трудностями психологического характера: у учащихся нет четкого представления о себе, своих интересах, способностях и возможностях, они не умеют ставить перед собой цели, принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки и т. д. Для преодоления этих проблем требуется помощь квалифицированного педагога-психолога.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

  • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
  • формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  29.05.2015 №  996-р).

В рамках профориентационной работы в школе педагог-психолог:

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся (данные наблюдений, результаты анкетирования, тестирования фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • составляет рекомендации по выбору профиля обучения и будущей профессии;
  • осуществляет мониторинг готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;проводит занятия с элементами тренинга, направленные на профессиональное самоопределение учащихся, формирование у них адекватной самооценки;проводит беседы и консультации с учащимися, их родителями и педагогами по вопросам профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы, проводит ежегодный месячник по профориентации.

В своей работе педагог-психолог использует профориентационные системы ПРОФИ-I, ПРОФИ-II и  ПРОФИ-III (программы обработки психологических тестов), которые предназначены для компьютерного проведения тестирования с целью определения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

При реализации профориентационной работы в школе участвует социальный педагог. Он проводит работу с учащимися группы риска с целью формирования у них адекватной самооценки, потребности в самореализации. Кроме того, социальный педагог помогает классным руководителям в анализе социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения учащихся, консультирует учащихся и их родителей по социальным вопросам.

Информационную поддержку реализации Программы оказывает педагог-библиотекарь. Он изучает читательские интересы учащихся, подбирает литературу, которая может помочь в выборе профессии, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах, другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий), организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на тему выбора профессии.

Мероприятия, сопутствующие профориентационной работе в школе

На основе Программы в начале учебного года мы составляем план профориентационной работы и план совместных мероприятий с социумом поселения Толькинское.

Один раз в четверть педагог-психолог обновляет стенд по профориентации, где размещается информация о типичных ошибках в выборе профессии, профессиях, востребованных в России и  Ямало-Ненецком автономном округе, об учебных заведениях и сайтах, помогающих с выбором профессии. Для учащихся 9-11-х классов регулярно выпускаются буклеты с информацией по профориентации.

Мы считаем важным учитывать в профориентационной работе в школе национально-региональный компонент. Особое значение это имеет для ребят — представителей коренных малочисленных народов Севера, национальными промыслами которых являются оленеводство, охота и рыбалка.

Каждый год в поселке при участии наших учеников организуется празднование Дня оленевода (традиционный праздник тундрового населения, который проводится в районах Крайнего Севера в начале и середине календарной весны). Его основные задачи — возрождение национальных традиций, привлечение детей и молодежи к национальным промыслам, знакомство школьников с профессией оленевода, особенностями изготовления национальной одежды, утвари. Мероприятия включают инсценировку обрядов коренных народов Севера, проведение выставок национальных промыслов, спортивных состязаний.

Профориентационная работа в школе: программа организации

Школа активно сотрудничает с Домом ремесел с. Толька, работники которого с удовольствием делятся с ребятами секретами мастерства. В течение учебного года для учащихся школы и всех желающих проводятся мастер-классы по выделке шкуры северного оленя, изготовлению поделок из меха и кости, сувениров из бисера. Это дает возможность познакомить учащихся с редкими и удивительными профессиями — например, мастер-косторез.

Профориентационная программа в школе включает ежегодный конкурс исследовательских работ для учащихся младших классов по теме профориентации. В этом учебном году он назывался «Профессии моих родителей, профессия моей мечты».

Традиционным является также конкурс рисунков «Профессия, которую я выбираю» для учащихся 1-5-х классов. После его окончания в холле оформляется стенд с лучшими работами.

Ежегодно в школе проводятся фестиваль профессий для учащихся 5-10-х классов и творческое мероприятие «Толькинский Арбат». Во время фестиваля учащиеся в игровой форме знакомятся с различными профессиями. В ходе мероприятия «Толькинский Арбат» организуется условное уличное пространство. Учащиеся выступают в роли музыкантов, певцов, художников. Тут же работают парикмахерская, мастерская по изготовлению сувениров, где можно понаблюдать за работой специалистов и попробовать свои силы в этом искусстве. В течение дня организуются выставки работ различных кружков («Природа и фантазия», «Бисероплетение»), свои работы также представляет Центр дополнительного образования детей с. Толька.

Профориентационная работа в школе: программа организации

Летом при школе функционирует лагерь труда и отдыха, который дает возможность старшеклассникам не только приобрести первый опыт работы, но и получить заработную плату. Ежегодно в лагере отдыхают и трудятся (в основном на хозяйственных работах — уборка, мелкий ремонт, озеленение) около половины учащихся 8-11-х классов.

При реализации программы по профориентации в школе и профессиональном самоопределении учащихся очень важны встречи с людьми, успешными в своей профессии. В нашей школе они организуются в рамках месячника по профориентации. Традиционными стали и встречи с выпускниками школы, во время которых школьники могут узнать из первых уст об особенностях тех или иных профессий.

Важнейшей формой профориентационной работы является экскурсия. В этом учебном году девочки 8-го класса ходили на экскурсию в детский сад «Березка», где понаблюдали за работой воспитателей и другого персонала. Для учащихся 1-х классов была проведена экскурсия в пожарную часть с. Толька.

Профориентационная работа в школе: программа организации

Особое внимание мы уделяем знакомству с профессиями буровиков и нефтяников. По приглашению руководства ОАО «Севернефтегазпром» группа наших школьников посетила производственные объекты Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения. Из бесед с работниками предприятия ребята узнали, что в нефтегазовой отрасли нужны бурильщики, операторы буровых установок, механики машинного отделения, электрики, электромонтажники, геологи и геофизики. После этой экскурсии многие школьники решили, что свяжут свое будущее с  ОАО «Севернефтегазпром».

Наша школа удалена от административных центров и крупных городов, поэтому возможности по проведению экскурсий и других мероприятий профориентационной направленности у нас ограничены. Тем не менее мы стараемся дать нашим ученикам представление не только о профессиях и специальностях, востребованных в районе, округе, но и в других регионах страны, с тем чтобы после окончания школы они смогли правильно выбрать учебное заведение и будущую профессию.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 9 февраля 2017 г.
  • Бренд школы: создание благоприятного имиджа
  • Участвовать!
  • 16 марта 2017 г.
  • Личностные результаты освоения ООП
  • Участвовать!
  • 23 марта 2017 г.
  • Адаптированная ОП для учащихся с интеллектуальными нарушениями
  • Участвовать!
  • 13 апреля 2017 г.
  • Коммуникация администрации ОО с родителями, органами государственной власти
  • Участвовать!
  • 25 апреля 2017 г.
  • Права и обязанности родителей в образовательной деятельности
  • Участвовать!

Конференции

  • 30 - 31 марта 2017 г.
  • Организация внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ в школе
  • Участвовать!
  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль