Профориентационная работа в школе: программа организации

73

Вопрос «Кем стать?» задает себе каждый выпускник школы. Выбор профессии — это выбор жизненного пути, выбор судьбы, поэтому наш педагогический коллектив уделяет вопросам организации профориентационной работы в школе особое внимание. Работа ведется в соответствии с Программой профессиональной ориентации учащихся МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования» (далее — Программа), которая была разработана в 2010 г. заместителем директора по воспитательной работе В. Е. Шараповой совместно с  педагогом-психологом при содействии классных руководителей и социального педагога. Основной целью реализации профориентационной программы в школе является формирование у учащихся способности к самостоятельному, осознанному выбору профессии.


Информация о школе
Толькинская школа-интернат среднего общего образования — одно из старейших общеобразовательных учреждений Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2016 г. она отметит 85-летний юбилей. Школа реализует адаптированные образовательные программы для детей с нарушением интеллекта и детей с ЗПР, общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования, оказывает социальную помощь детям из числа коренных малочисленных народов Севера, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


Функции педагогического коллектива в реализации профориентационной работы в школе

Поскольку мероприятия по профориентации в школе для учащихся должны проводиться комплексно и системно, ответственность за реализацию различных направлений Программы распределена между членами педагогического коллектива.

В частности, заместитель директора по воспитательной работе:

  • поддерживает связь с социальными партнерами школы;организует летнюю трудовую практику учащихся;
  • контролирует и координирует деятельность классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря по профильному и профессиональному самоопределению учащихся;
  • анализирует работу педагогического коллектива по профессиональной ориентации учащихся и в случае необходимости проводит необходимую коррекцию.

В свою очередь, учителя-предметники:

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля обучения, интересов и склонностей учащихся;
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые навыки;
  • способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, используя разнообразные методы и средства, в т. ч. метод проектов.

В соответствии с Программой организации профориентационной работы в школе классные руководители:

  • проводят родительские собрания по вопросам профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • оказывают помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования учащихся по профильному и профессиональному самоопределению;
  • организуют экскурсии на предприятия, индивидуальные и групповые профориентационные беседы, классные часы и т. д.

Практика показывает, что в настоящее время большинство выпускников школы не готовы к осознанному выбору профессии. Во многом это объясняется трудностями психологического характера: у учащихся нет четкого представления о себе, своих интересах, способностях и возможностях, они не умеют ставить перед собой цели, принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки и т. д. Для преодоления этих проблем требуется помощь квалифицированного педагога-психолога.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

  • воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
  • формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  29.05.2015 №  996-р).

В рамках профориентационной работы в школе педагог-психолог:

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся (данные наблюдений, результаты анкетирования, тестирования фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • составляет рекомендации по выбору профиля обучения и будущей профессии;
  • осуществляет мониторинг готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;проводит занятия с элементами тренинга, направленные на профессиональное самоопределение учащихся, формирование у них адекватной самооценки;проводит беседы и консультации с учащимися, их родителями и педагогами по вопросам профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы, проводит ежегодный месячник по профориентации.

В своей работе педагог-психолог использует профориентационные системы ПРОФИ-I, ПРОФИ-II и  ПРОФИ-III (программы обработки психологических тестов), которые предназначены для компьютерного проведения тестирования с целью определения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

При реализации профориентационной работы в школе участвует социальный педагог. Он проводит работу с учащимися группы риска с целью формирования у них адекватной самооценки, потребности в самореализации. Кроме того, социальный педагог помогает классным руководителям в анализе социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения учащихся, консультирует учащихся и их родителей по социальным вопросам.

Информационную поддержку реализации Программы оказывает педагог-библиотекарь. Он изучает читательские интересы учащихся, подбирает литературу, которая может помочь в выборе профессии, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах, другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий), организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на тему выбора профессии.

Мероприятия, сопутствующие профориентационной работе в школе

На основе Программы в начале учебного года мы составляем план профориентационной работы и план совместных мероприятий с социумом поселения Толькинское.

Один раз в четверть педагог-психолог обновляет стенд по профориентации, где размещается информация о типичных ошибках в выборе профессии, профессиях, востребованных в России и  Ямало-Ненецком автономном округе, об учебных заведениях и сайтах, помогающих с выбором профессии. Для учащихся 9-11-х классов регулярно выпускаются буклеты с информацией по профориентации.

Мы считаем важным учитывать в профориентационной работе в школе национально-региональный компонент. Особое значение это имеет для ребят — представителей коренных малочисленных народов Севера, национальными промыслами которых являются оленеводство, охота и рыбалка.

Каждый год в поселке при участии наших учеников организуется празднование Дня оленевода (традиционный праздник тундрового населения, который проводится в районах Крайнего Севера в начале и середине календарной весны). Его основные задачи — возрождение национальных традиций, привлечение детей и молодежи к национальным промыслам, знакомство школьников с профессией оленевода, особенностями изготовления национальной одежды, утвари. Мероприятия включают инсценировку обрядов коренных народов Севера, проведение выставок национальных промыслов, спортивных состязаний.

Профориентационная работа в школе: программа организации

Школа активно сотрудничает с Домом ремесел с. Толька, работники которого с удовольствием делятся с ребятами секретами мастерства. В течение учебного года для учащихся школы и всех желающих проводятся мастер-классы по выделке шкуры северного оленя, изготовлению поделок из меха и кости, сувениров из бисера. Это дает возможность познакомить учащихся с редкими и удивительными профессиями — например, мастер-косторез.

Профориентационная программа в школе включает ежегодный конкурс исследовательских работ для учащихся младших классов по теме профориентации. В этом учебном году он назывался «Профессии моих родителей, профессия моей мечты».

Традиционным является также конкурс рисунков «Профессия, которую я выбираю» для учащихся 1-5-х классов. После его окончания в холле оформляется стенд с лучшими работами.

Ежегодно в школе проводятся фестиваль профессий для учащихся 5-10-х классов и творческое мероприятие «Толькинский Арбат». Во время фестиваля учащиеся в игровой форме знакомятся с различными профессиями. В ходе мероприятия «Толькинский Арбат» организуется условное уличное пространство. Учащиеся выступают в роли музыкантов, певцов, художников. Тут же работают парикмахерская, мастерская по изготовлению сувениров, где можно понаблюдать за работой специалистов и попробовать свои силы в этом искусстве. В течение дня организуются выставки работ различных кружков («Природа и фантазия», «Бисероплетение»), свои работы также представляет Центр дополнительного образования детей с. Толька.

Профориентационная работа в школе: программа организации

Летом при школе функционирует лагерь труда и отдыха, который дает возможность старшеклассникам не только приобрести первый опыт работы, но и получить заработную плату. Ежегодно в лагере отдыхают и трудятся (в основном на хозяйственных работах — уборка, мелкий ремонт, озеленение) около половины учащихся 8-11-х классов.

При реализации программы по профориентации в школе и профессиональном самоопределении учащихся очень важны встречи с людьми, успешными в своей профессии. В нашей школе они организуются в рамках месячника по профориентации. Традиционными стали и встречи с выпускниками школы, во время которых школьники могут узнать из первых уст об особенностях тех или иных профессий.

Важнейшей формой профориентационной работы является экскурсия. В этом учебном году девочки 8-го класса ходили на экскурсию в детский сад «Березка», где понаблюдали за работой воспитателей и другого персонала. Для учащихся 1-х классов была проведена экскурсия в пожарную часть с. Толька.

Профориентационная работа в школе: программа организации

Особое внимание мы уделяем знакомству с профессиями буровиков и нефтяников. По приглашению руководства ОАО «Севернефтегазпром» группа наших школьников посетила производственные объекты Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения. Из бесед с работниками предприятия ребята узнали, что в нефтегазовой отрасли нужны бурильщики, операторы буровых установок, механики машинного отделения, электрики, электромонтажники, геологи и геофизики. После этой экскурсии многие школьники решили, что свяжут свое будущее с  ОАО «Севернефтегазпром».

Наша школа удалена от административных центров и крупных городов, поэтому возможности по проведению экскурсий и других мероприятий профориентационной направленности у нас ограничены. Тем не менее мы стараемся дать нашим ученикам представление не только о профессиях и специальностях, востребованных в районе, округе, но и в других регионах страны, с тем чтобы после окончания школы они смогли правильно выбрать учебное заведение и будущую профессию.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль