Отчет о результатах самообследования школы и другие методы подотчетности

449

Публичный доклад образовательной организации является одним из инструментов подотчетности. Это утверждение известно любому управленцу в российской системе образования. Но что такое подотчетность? Зачем и кому она нужна? Вообще подотчетность — это принцип и процесс обеспечения ответственности за свои действия организаций, официальных лиц и выборных представителей. Согласно этому принципу работники и руководство школ и органов управления образованием должны действовать в соответствии с запросами и интересами потребителей услуг и иных стейкхолдеров (заинтересованных сторон), а также отчитываться перед ними в своей деятельности. Также подотчетность не позволяет должностным лицам злоупотреблять своим положением, заниматься взяточничеством и проявлять безответственность.

Существуют ли иные механизмы подотчетности, кроме публичного доклада образовательной организации?

Подотчетность органов управления образованием, школ, их руководства и сотрудников перед теми людьми, интересы которых они представляют, кому оказывают услуги, — является одним из важнейших механизмов общественного участия в управлении образованием. Она призвана обеспечивать баланс интересов сторон в условиях расширения автономии школ и других учреждений, гарантировать, что оказываемые услуги в полной мере соответствуют запросам и интересам потребителей и выполняются с надлежащим качеством.

Специфика подотчетности в российской системе образования определяется тем, что образовательные услуги в нашей стране преимущественно финансируются государством. В связи с этим государство устанавливает основные требования к содержанию и качеству услуг, а также контролирует их оказание. В этой ситуации школа оказывается между двух огней: с одной стороны заказчик услуг — государство, с другой стороны непосредственные потребители этих услуг — семьи обучающихся.

Но если мы имеем двух заказчиков, интересы которых школа обязана учитывать, то и отчеты о результатах самообследования школа должна предоставлять им обоим.

Может ли эти функции выполнять один и тот же документ? Ответ очевиден: нет. Интересы и возможности восприятия информационных материалов у этих категорий заказчиков сильно отличаются. Кроме того, у них разные возможности влияния на этот процесс. Государство выдвигает требования к качеству и содержанию обучающей деятельности и ждет от школы отчета об их выполнении. Все это закреплено в нормативных документах. Невыполнение требований влечет за собой определенные санкции по отношению к школе. Государство может «наказать». Причем эти санкции могут быть применены как за недобросовестное (некачественное) выполнение школой своих обязательств перед государством, так и за непредоставление самого отчета в виде публичного доклада образовательной организации или других формах.

Право потребителей на получение информации о деятельности школ и других учреждений также закреплено законодательно. Однако никаких последствий ни за неучет интересов потребителей, ни за непредоставление отчета в законодательстве не предусмотрено. В этих условиях становится понятно, перед кем и как отчитываются школы и другие учреждения.

В международной практике первый тип подотчетности, по результатам которой те, перед кем отчитываются, могут применить санкции, называют функциональным, второй тип, когда никаких последствий от непредставления отчетов не предусмотрено, — формальным. Но даже в рамках, казалось бы, функционального типа подотчетности школы перед государством возникает еще одна смысловая развилка, которая связана с ответом на вопрос: «О чем отчитываться?» в публичном докладе образовательной организации.

Государство выдает государственное (муниципальное) задание — и выделяет средства на его выполнение. Достаточно ли просто отчитаться о расходовании выделенных средств, указав, что все они были потрачены в рамках заданных правил? Или все-таки отчет должен показывать, как в рамках предоставленных средств удовлетворяются основные запросы государства и потребителей услуг? Например, что не просто введены новые ФГОС, а что благодаря введению стандартов улучшилось качество обучения детей. Очевидно, что любому заказчику важно узнать именно то, насколько полно и качественно выполнен его заказ.

Таким образом, речь идет о необходимости двух видов отчетов, ориентированных на разных заказчиков и раскрывающих при этом особенности и эффективность выполнения их заказа. На сегодняшний день такими отчетами являются:

  1. ежегодный обязательный отчет о результатах самообследования школы и других учреждений;
  2. публичный доклад образовательной организации перед общественностью.

Кроме этого, в современных условиях эффективным и востребованным инструментом подотчетности являются информационные ресурсы в сети Интернет, прежде всего официальный сайт.

Является ли отчет о результатах самообследования школы публичным

Сегодня в российском образовании публичный доклад не является обязательным документом. Несмотря на то что с 2006 г. была проделана большая работа по разработке оптимального формата и механизмов его создания, на настоящий момент он оказался вытеснен отчетом о результатах самообследования школы, который согласно федеральному законодательству в обязательном порядке должен быть опубликован на сайте образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования. П. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В действующем законодательстве отчету о результатах самообследования школы уделено значительное внимание. В частности, ему посвящены статьи и положения:

  • Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ);
  • приказа Минобрнауки России от  14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
  • постановления Правительства РФ от  10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в  информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации»;
  • приказа Минобрнауки России от  10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Публичный доклад образовательных организаций в Законе №  273-ФЗ не упоминается. Единственным федеральным документом, имеющим к нему прямое отношение, является письмо Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13–312 «О подготовке Публичных докладов». Однако данный документ носит сугубо рекомендательный характер (это ведь не приказ и не закон), а с учетом изменений, произошедших за последние пять лет в российском образовании, в т. ч. с учетом вступления в силу Закона №  273-ФЗ, еще и требует пересмотра.

Вряд ли регламентируемый законодательством отчет о результатах самообследования школы можно назвать понятным и интересным для родителей обучающихся, а соответственно, и в полной мере публичным.

В сложившейся ситуации отчет о результатах самообследования школы зачастую рассматривается как тот самый публичный доклад. Но от комплексного понятия «публичности», которое использовалось применительно к нему, осталось только его открытое размещение на общедоступных сайтах школ. Другая важная сторона публичности — ориентация «на всех» пользователей (читателей), реализуемая через учет интересов потребителей услуг, публицистический стиль изложения, насыщенность иллюстративным материалом, доступный язык текста — оказалась за рамками данного документа.

Соответственно для школ, ориентированных на пользователя, стремящихся к открытости и конструктивному диалогу с потребителями услуг, сохраняется необходимость публичного — в полном смысле этого слова — доклада.

Можно ли заменить отчет о результатах самообследования школы на публичный доклад

Одним из распространенных способов снижения затрат на создание отчетности в российской практике стала подмена публичного доклада отчетом о самообследовании. Насколько адекватен и целесообразен такой способ? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять специфику каждого из этих документов.

Публичный доклад и отчет о результатах самообследования школы по своей сути являются совершенно разными документами. В первую очередь их отличает целевая аудитория. Публичный доклад в первоначальной версии, разрабатываемой и реализуемой в российском образовании с 2006 г., ориентирован на отчет перед общественностью, прежде всего перед основными потребителями услуг — обучающимися, их родителями, работодателями и другими заинтересованными лицами.

Самообследование в том виде, в котором оно задано перечисленными выше нормативными документами, направлено на отчет перед вышестоящими организациями — учредителем, управляющими и контролирующими органами.

Исходя из целевой аудитории можно сформулировать требования к содержанию, стилю и языку изложения, особенностям оформления и даже количественным характеристикам документов (общий объем, количество таблиц, схем и диаграмм и т. п.). Очевидно, что отчет о результатах самообследования школы перед профессионалами, а тем более перед профессионалами-управленцами будет совершенно иным, чем отчет перед родителями обучающихся.

 О жанровой специфике публичного доклада образовательной организации и особенностях его оформления написано достаточно много и подробно1. Руководители, заинтересованные в создании доклада о работе школы, могут и сегодня воспользоваться этими рекомендациями.

Однако кроме нормативных модификаций, внесенных законодательством, за прошедшие годы в сфере образования произошли и другие изменения, связанные с социокультурными и  информационно-технологическими процессами. Особое значение в этом смысле занимают процессы расширения информационной открытости. Сегодня доля школ, имеющих свой сайт в сети Интернет, приближается к 100%. Эта ситуация коренным образом меняет назначение публичного доклада.

Ранее основные информационные функции, делегируемые публичному докладу образовательной организации, включали:

  • предоставление заинтересованным лицам общих сведений об образовательной организации;
  • подробное информирование читателей о специфике деятельности (по всем аспектам и направлениям);
  • удовлетворение запросов целевой аудитории;
  • предоставление возможности обратной связи.

Сегодня эти функции выполняют официальные сайты. Причем их возможности в этом вопросе намного больше, чем возможности публичного доклада образовательной организации.

Благодаря значительному объему сайты позволяют представить более широкий спектр всех направлений деятельности образовательной организации, более подробно раскрыть нюансы каждого из них. Интерактивные сервисы, встраиваемые в сайты, гарантируют не только получение обратной связи от пользователей, но и полноценный диалог между всеми заинтересованными субъектами, причем как в офлайн-, так и в  онлайн-режиме. Информационное пространство Интернета и его технологические возможности позволяют мобильнее реагировать на меняющийся запрос пользователей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о ненужности публичного доклада для современных образовательных организаций: российских школ и детских садов или как минимум о его необязательности.

Спрос на него есть, причем не только со стороны продвинутых родителей, но и со стороны иных представителей непедагогической общественности. В частности, об интересе к публичным докладам, написанным простым и понятным языком, раскрывающим самые важные, самые существенные аспекты деятельности школ, нередко заявляют представители СМИ.

Образовательные организации действительно могут отказаться от создания этого документа, поскольку он не востребован законодательством и в традиционном формате утратил свое информационное значение.

Однако результаты опросов потребителей образовательных услуг, проводимые в рамках различных исследований, показывают, что интерес со стороны родителей к публичному докладу образовательных организаций сохраняется. Здесь сказывается уже сформированная в ряде регионов информационная культура. Например, в Московской области, в Красноярском крае и других субъектах РФ, где наиболее серьезно и активно разрабатывалась и внедрялась в деятельность школ и детских садов отчетность перед родителями, такие доклады остаются востребованными.

Более того, местные СМИ также заинтересованы в публичных докладах образовательных организаций и местных органов управления образованием. Их представители не раз отмечали, что ежегодно просматривают отчеты муниципальных управлений и образовательных организаций. Эти документы являются для них источником информации об основных тенденциях развития образования на местах, а также обеспечивают компенсацию недостатка профессиональных педагогических компетенций, поскольку написаны доступно, ясно и про самое главное в образовании.

Сохраняющийся спрос на публичный доклад образовательных организаций заставляет наиболее продвинутых руководителей образовательных организаций и управлений образованием не просто сохранять этот жанр отчетного документа, размещая его на сайте параллельно с отчетом о самообследовании, но и искать новые форматы, новые подходы к его разработке и публикации.


1См., например: Вальдман И.А., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т. А. Публичный доклад школы. Практическое руководство. М.: Просвещение, 2013; Мерцалова Т.А., Косарецкий С. Г. Как повысить эффективность школьного публичного доклада // Школьные технологии. Научно-практический журнал. № 5. 2012.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль