Соблюдение требований к режиму рабочего времени учителя

37

Вправе ли руководитель образовательной организации в соответствии с режимом рабочего времени учителя потребовать от педагога приходить на работу за час до начала уроков?

В соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, прописывается в  коллективном договоре, диктуется правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере образования (в настоящее время это Минобрнауки России).

До принятия Минобрнауки России нового нормативного правового акта, регулирующего особенности режима рабочего времени педагогических работников (такой документ находится в стадии разработки), образовательные организации руководствовуются положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха учителя и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от  27.03.2006 № 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени учителя), в части, которая не противоречит законодательству.

В силу п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени рабочее время учителей характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения работы, связанной с преподавательской деятельностью. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется учителями в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Нормируемая часть рабочего времени учителей регламентируется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними, установленные для обучающихся, в т. ч. «динамический час» для первоклассников. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 мин.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними определяется уставом либо локальным нормативным актом ОО с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Об этом говорится в п. 2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени учителя.

Что касается части педагогической работы, не конкретизированной по времени, то она определяется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой должности «Учитель» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н), и согласно п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени учителя включает:

  1. выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  2. организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
  3. время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и  жилищно-бытовых условий;
  4. периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в т. ч. во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 мин до начала учебных занятий и не позднее 20 мин после окончания их последнего учебного занятия;
  5. выполнение дополнительно возложенных на учителей обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

В соответствии с п. 2.4 Положения об особенностях режима рабочего времени учителя дни недели (периоды времени, в течение которых учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогов, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, учитель может использовать для повышения квалификации, самообразования и т. п.

Из всего сказанного выше следует, что режим рабочего времени учителя может быть конкретизирован по времени (в часах, в минутах) только в части проводимых уроков, коротких перерывов (перемен) и периодических кратковременных дежурств в образовательном учреждении в период образовательного процесса. Таким образом, оснований, обязывающих учителей приходить на работу за час до начала уроков, не имеется. Учитель вправе самостоятельно определять время, за которое он без нарушения трудовой дисциплины сможет подготовиться к началу урока.

Для выполнения видов педагогической работы, перечисленных в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, четких границ и норм времени не может быть установлено, поскольку большая часть этой работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки (месяц, четверть, полугодие, учебный год) и регулируется соответствующими планами и графиками.

На вопрос отвечала эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вера Понкратова

Соблюдение требований к режиму рабочего времени учителя

Можно ли в соответствии с режимом рабочего времени учителя уволить педагога, который постоянно опаздывает или не приходит на педсоветы и заседания методических объединений?

Согласно п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от  27.03.2006 № 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени), педагогическая работа учителей состоит из нормируемой части и части рабочего времени, не конкретизированной по количеству часов.

Нормируемая часть педагогической работы педагогов в соответствии с п. 2.2. Положения об особенностях режима рабочего времени учителя определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между ними, установленные для обучающихся, в т. ч. «динамический час» для первоклассников.

Часть педагогической работы учителей в силу п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и квалификационной характеристики должности «Учитель» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н) вытекает из их должностных обязанностей, регулируется графиками и планами работы и помимо прочего включает выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ (далее — ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарное взыскание: 

  • замечание;
  • выговор; 
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Часть 3 ст. 192 ТК РФ предусматривает, что дисциплинарным взысканием является увольнение в том числе по следующим основаниям: 

  1. неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); 
  2. прогул, т. е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Таким образом, если учитель постоянно опаздывает или не приходит на педсоветы и заседания методических объединений, работодатель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание в виде увольнения. При этом следует руководствоваться нормами ст. 192 и 193 ТК РФ, а также общими правилами, установленными законодательством для прекращения трудового договора.

На вопрос отвечала эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вера Понкратова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль