Права и обязанности педагогов: опоздания как нарушение трудовой дисциплины

2761

Сегодня работники опаздывают на работу по разным причинам, но все они либо вызваны чрезвычайными обстоятельствами, либо связаны с неправильной организацией личного времени. И если первые встречаются крайне редко (не каждый день падают метеориты, обрываются ЛЭП), то вторые — это исключительно вопрос дисциплины и степени мотивации работников. Можно ли этот вопрос решить?

Трудовой кодекс Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ (далее — ТК РФ) не содержит понятия «опоздание», зато в нем используются такие понятия, как «дисциплина труда» («трудовая дисциплина») и «дисциплинарный проступок». Дисциплина труда — это обязательный критерий в части прав и обязанностей педагогов и других работников, определяемый ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ). Согласно перечисленному, дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Применение к работнику штрафов за опоздания на работу, равно как и закрепление возможности их применения в трудовом договоре с работником, является незаконным, поскольку данный вид ответственности не предусмотрен действующим трудовым законодательством.

Права и обязанности педагогов и работников других отраслей свидетельствуют о том, что когда работник устраивается на работу, ему устанавливается определенная продолжительность рабочего дня (рабочего времени). Данное условие трудовой деятельности целесообразно закрепить в трудовом договоре. Кроме того, режим работы разных категорий работников в зависимости от должности можно указать в правилах внутреннего трудового распорядка.

В силу ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда и др. Кроме того, права и обязанности педагогов и других работников свидетельствуют, что опоздание на работу является нарушением режима рабочего времени, трудовой дисциплины и может рассматриваться как дисциплинарный проступок, за который к работнику можно применить меру дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание, данные меры должны применяться к работникам в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 193 ТК РФ.

Прежде всего, факт опоздания работника на работу следует зафиксировать: актом, служебной запиской, свидетельскими показаниями и т. д. После того, как опоздание зафиксировано, необходимо затребовать у работника письменные объяснения. Если в течение двух рабочих дней он такие объяснения не представит, нужно составить акт.

Далее необходимо разобраться, является ли причина отсутствия работника на рабочем месте уважительной. Если у работника отсутствуют уважительные причины для нарушения режима рабочего времени, что прописано в правах и обязанностях педагогов и работников других сфер, к нему может быть применена мера дисциплинарной ответственности.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае прогула, т. е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).Подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Также права и обязанности педагогов и работников иного труда утверждают, что с целью минимизации числа опозданий среди членов трудового коллектива нужно, чтобы в организации действовали понятные и однозначные правила внутреннего трудового распорядка, четкое и закрепленное в соответствующих документах понятие «рабочее время» и, соответственно, не формальный, а действительный табель его учета. Помимо прочего, это поможет привлечь нарушителя к ответственности.

Применение мер воспитательного характера в части прав и обязанностей педагогов

Поскольку в образовательных организациях такой подход, как и наказание в виде увольнения, — не цель (ведь ценность педагогического коллектива значительно превышает опасность единичных нарушений), руководитель должен уметь применять к работникам меры воспитательного (мотивационного) характера. Дадим по этому поводу несколько рекомендаций.

Разовые случаи опоздания, а также случаи опоздания, когда работник предупредил коллег, можно и следует простить, отметив только устно необходимость впредь приходить вовремя. Если речь идет о повторном нарушении режима работы, права и обязанности педагогов и других специалистов предполагают серьезный разговор. Сделать это руководитель может сам либо поручить непосредственному руководителю провинившегося работника.

Целесообразно разделять опоздания на урок и опоздания на рабочие совещания и встречи. Опоздавших на рабочее совещание (особенно в случае систематических опозданий) можно не пустить, попросив подождать в коридоре. Это очень резкий и болезненный метод, и его, конечно, стоит применять с осторожностью.

Если опоздания — общая проблема педагогического коллектива, об этом следует говорить на собраниях. Педагоги — люди, умеющие не только учить, но и учиться, поэтому обозначение проблемы может способствовать улучшению ситуации.

Телефонный звонок руководителя за час до встречи с пожеланием доброго утра и уточнением времени начала мероприятия — разовый способ мотивации, который можно применять для постоянно опаздывающих.

Факты опоздания ненавязчиво, но демонстративно необходимо фиксировать любыми доступными в образовательной организации способами, в т. ч. с помощью электронной системы прохода, о чем свидетельствуют права и обязанности педагогов. Осознание того, что опоздание так или иначе будет зафиксировано, дисциплинирует.

Некоторые директора школ практикуют периодические, но не предсказуемые утренние встречи обучающихся и сотрудников на входе. Данная мера также оказывает положительное воздействие на нарушителей трудовой дисциплины.

Собственный пример руководителя и управленческого персонала всегда мотивирует работников прийти на работу хотя бы за минуту до их появления. Этот момент они должны учитывать, выстраивая свой распорядок дня, что прописано в правах и обязанностях педагогов.

В заключение заметим, что какой бы из способов вы ни выбрали, опоздание работника — дело индивидуальное и требует персонального подхода. Общее правило говорит лишь о том, что взрослые люди способны контролировать время своего прихода на работу, если график работы нормирован и удобен для соблюдения. Необходимо лишь иногда им об этом напоминать.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль