Оплата школьного питания: основные способы

856

Ежедневный учет денежных потоков в школьном питании отдельно по каждому из учеников требует немалых трудозатрат. Поскольку школьная столовая работает в условиях минимальной прибыльности, она не может нанимать дополнительных кассиров по питанию, необходимых для учета большого числа мелких покупок. Именно поэтому для оплаты питания в этом случае как нельзя больше подходят компьютерные системы персональной регистрации. Первые опыты по их внедрению были проведены в российских учебных заведениях еще в конце прошлого века. Впоследствии было опробовано множество технических решений и приемов организации питания в школе.

В основе практически всех компьютеризированных школьных буфетов лежит идея персонального учета отпускаемого питания. Поскольку состав питающихся учеников в школе постоянен, для каждого из них может быть заведен лицевой счет, который родители должны периодически пополнять. При каждой покупке питания, — как основного, отпускаемого в виде комплексов блюд, так и дополнительного, например пирожка в школьном буфете, — сумма средств на лицевом счете будет уменьшаться.

Оплата школьного питания и средства персональной идентификации

Многие из систем персональной регистрации предполагают использование в качестве средства идентификации электронные карты. Чаще всего это бесконтактные радиочастотные смарт-карты ближнего (до 5–10 см) диапазона (многие пользуются такими картами в метро). Иногда предпочтение отдается внешне похожим на них проксимити-картам, которые одновременно служат для прохода в школу. Известны случаи применения бесконтактных банковских карт типа PayPass, обеспечивающих быстрое обслуживание, а также бесконтактных средств идентификации в виде брелоков и браслетов.

Принципиально отличаются от электронных карт средства биометрической идентификации, позволяющие опознать человека по какому-либо из его уникальных физических свойств: папиллярному узору пальца, рисунку ладони, вен, лицу, радужке глаза и пр.

Главное достоинство средств биометрической идентификации — оплата школьного питания производится быстро и их невозможно потерять или подделать. В то же время для них требуются более мощные и, соответственно, более дорогие компьютеры-считыватели.

Есть и еще одна проблема. Практика показала: для того чтобы использовать средства биометрической идентификации в школе, необходимы дополнительные разработки, ведь, к примеру, площадь контакта детского пальца вчетверо меньше площади контакта пальца взрослого. Не будем забывать и о том, что при использовании биометрических средств процесс распознавания образца имеет вероятностный характер. Отсюда вероятность ошибки гораздо выше. Кроме того, эффективная скорость работы их считывателей ниже, чем у «карточных».

С развитием техники появляются новые средства идентификации личности. Например, некоторые модели мобильных телефонов (имеющие функцию NFC) могут выступать в роли бесконтактной смарт-карты.

Существует российская модель бесконтактной карты дальнего диапазона в форме светоотражающего значка, прикрепляемого к школьному ранцу, не требующая прикладывания к считывателю. Очевидно, что в скором времени появятся и другие технические решения.

Деньги на питание ребенка и пополнение лицевого счета

Периодическое пополнение лицевого счета питающегося может производится различными способами. К традиционным способам относятся:

Оплата школьного питания может происходить любым законным способом. В условиях образовательной организации их целесообразно сочетать. Ведь одним родителям удобнее платить через Интернет, другим — через банк, а если средств на лицевом счете питающегося недостаточно, у него должна быть возможность доплатить наличными.

1. Предварительная сдача денег

Как правило, данный способ используется для оплаты основного питания. При этом необходимо вести учет фактически полученного питания. Поскольку такая функция несвойственна классным руководителям, ее выполнение часто переадресуют сотрудникам столовой. Кроме того, родители сдают деньги на питание ребенка заранее. Что ребенок съел во время обеда, а что не съел, никто не учитывает, поэтому родителям деньги за неоказанные услуги не возвращаются. Таким образом, рассматриваемый способ не соответствует установленному порядку обращения наличных денег.

2. Оплата наличными непосредственно в столовой

Это самый распространенный в настоящее время способ оплаты покупки в школьном буфете, — требующий расчета сдачи, наименее гигиеничный, стимулирующий нецелевое использование родительских денег.

3. Оплата квитанцией ПД-4

Данный способ аналогичен оплате жировок в детском саду. Родители получают квитанции, оплачивают их, а затем бухгалтер разносит поступившие деньги по лицевым счетам. Для высокой скорости обработки на каждой квитанции печатается штрихкод. Плательщик (родитель) платит банку процент.

Кроме традиционных существуют и новационные способы пополнения лицевого счета:

1. Оплата школьного питания через автомат-купюроприемник

Имеется в виду компьютерный информационный киоск, внешне похожий на автомат моментальной оплаты за телефон, связанный с регистратором продаж в школьной столовой и потому «знающий» все особенности питания каждого ученика: какое ему назначено платное питание, сколько фактически он получил, остаток (долг) и т. д.

Вносимые родителями (или по их поручению детьми) деньги без процента пополняют лицевой счет, а накопившиеся купюры периодически (например, раз в день) изымаются организатором питания. Надо сказать, что аппарат не требует затрат на инкассацию и содержание кассы, но тем не менее производит кассовый учет в соответствии с законодательством и, если необходимо, печатает фискальный чек.

2. Оплата банковской картой

При этом способе оплаты деньги на питание ребенка поступают на лицевой счет питающегося с банковского счета.

3. Оплата через интернет-системы (Яндекс. Касса, Робокасса, Интеркасса и пр.) или специализированные системы оплаты

В этом случае плата за операцию в размере 1–5% от суммы покупки берется, как правило, с оператора питания.

Оплата школьного питания: регистрация процесса

Время на обслуживание по оплате питания можно сократить за счет отмены окончательного расчета наличной сдачи, использования тачскрин-интерфейсов на рабочем месте кассира для отметки розничных продаж и коллективного отпуска питания, применения быстрых средств персональной идентификации и чековых принтеров.

Процесс оплаты питания в школьной столовой имеет свою специфику. Одна из особенностей — постоянная нехватка времени. Даже большая школьная перемена длится лишь 20 мин. За это время ученики должны прийти в столовую, помыть руки, поесть, да еще и сделать персональную отметку — произвести оплату. На это остаются секунды, поэтому важно, чтобы система позволяла обслуживать классы с предварительным накрытием завтраков и обедов буквально одной кнопкой, нажимаемой, например, классным руководителем.

Оплата школьного питания и сама система должны быть максимально прозрачными. Персональная регистрация выдачи питания дает возможность оповещать об этом родителей через СМС-сообщения, мессенджеры вроде WhatsApp или по e-mail. Аналогичные извещения рассылаются и при необходимости пополнить лицевой счет. Практикуется также ведение личных кабинетов на сайте школьной столовой, где можно просмотреть информацию о получении питания и сделать оплату.

Комплексная реализация карточных проектов во многих случаях заключается в одновременной установке системы контроля прохода и питания. Существует практика, когда подрядчик устанавливает оборудование для таких систем за свой счет (или за счет централизованного финансирования), а затем покрывает первоначальные затраты оплатой за СМС-сообщения о проходе и фактах получения питания. Принципиальной проблемой данной схемы является то, что лишь часть родителей подписываются на такие платные СМС-рассылки, а задача привлечения родительских средств для финансирования платного питания не ставится.

Создавая систему оплаты питания в школе, следует принять во внимание, что у родителя, вносящего оплату, должна быть возможность указать, что деньги на питание ребенка предназначены на любые покупки или только на основное питание. Сделать это можно, создав различные разделы («карманы») лицевого счета питающегося. В этом случае ребенок, например, сможет средствами, предназначенными на дополнительное питание, оплачивать основное, но не сможет остатком средств на основное питание платить за дополнительное.

Поскольку дети должны регулярно питаться, необходимо быстро разрешать ситуации с неожиданно закончившимися на лицевом счете деньгами. С этой целью, например, можно установить предел кредита или заблаговременно извещать плательщика (и администрацию школы) об исчерпании средств.

В некоторых школах практикуется выдача разрешений на питание в кредит. Кредитная схема, когда родители в конце периода погашают накопленную ими задолженность, не очень удобна для школьной столовой, поскольку ей необходимы оборотные средства для закупки продуктов. Кроме того, у некоторых родителей приходится долго требовать возврата долгов.

Дети, как и взрослые, могут забывать карты. Поэтому компьютеризированная оплата школьного питания должна предусматривать разрешение таких ситуаций штатными средствами: например, выдачу подменных карт, использование нескольких средств идентификации для одного питающегося, ручной режим выбора из списка в компьютере по классу и имени со сверкой по фотографии и др.

В школьную столовую могут заходить покупатели со стороны, например ученики из соседней школы, участники районной олимпиады. Для обеспечения целостного товарного учета система должна предусматривать и такие моменты — например, посредством использования временной карты, лимитной карты для ответственного за организацию питания или заведующего пищеблоком.

Как полезная функциональная возможность новой компьютерной системы часто декларируется заказ питания. Однако наблюдения показали, что произвольный выбор блюд детьми и родителями ведет к однообразию и отказу от управления питанием, а увеличение числа приготовляемых блюд — к снижению их качества. Все это в итоге способствует деградации системы школьного питания.

Оплата школьного питания: рекомендации

В заключение хотелось бы дать несколько советов администраторам школ и компьютерных проектов, планирующим внедрять новую систему оплаты питания в школе 2017.

С самого начала ставьте задачу регистрации в вашей системе всех видов питания, не разделяя их на буфетные продажи, те, что идут для «льготников», «платников», и т. д. Половинчатость изменений заставит сомневаться в их целесообразности, увеличит трудозатраты при внедрении новых технологий.

Сразу же исключите наличное обращение. Как показала практика, подобная амбициозная задача может быть поставлена уже с первого дня работы в новой системе. Использовать наличные деньги на питание ребенка в столовой все равно планируется запретить, так почему не завести новые порядки с самого начала?

Поскольку во многих случаях система персональной регистрации выдачи питания внедряется комплексно с системой регистрации прохода в школу, электронным классным журналом, необходимо отработать взаимодействие между этими системами по обмену данными: как при начальной загрузке, так и в процессе повседневной работы.

Самое главное пожелание — не бойтесь применять новые технические возможности. Они помогут вам увеличить товарооборот, позволят на легальных основаниях привлечь родительские средства, улучшить качество блюд и в целом повысить удовлетворенность детей и их родителей организацией школьного питания.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль