Какие возможности предоставляет ученикам неформальное образование в школе

58

4 сентября  2014 г. распоряжением Правительства РФ №  1726-р1 была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. Как она влияет на возможность неформального образования в школе? Согласно данному документу основными направлениями реализации концепции являются:

  • обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;
  • расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие кадрового потенциала системы;
  • совершенствование финансово-экономических механизмов развития;
  • модернизация инфраструктуры;
  • развитие неформального и информального образования.

Таким образом, на государственном уровне закреплена задача развития в нашей стране не только дополнительного, но и неформального образования в школе.

Несмотря на то что идея эта не нова и ее возможности в решении задач обучения, воспитания и социализации детей часто обсуждаются на международных, всероссийских и региональных конференциях, существует необходимость в разъяснении данного понятия.

Что понимать под неформальным образованием в школе

 Понятие «неформальное образование» ( non-formal education) закреплено в документах Европейского союза. Так, согласно Меморандуму непрерывного образования Европейского союза2 существуют три вида образовательной деятельности:

  1. формальная, завершающаяся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;
  2. неформальная, обычно не сопровождающаяся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
  3. информальная — наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей развитие неформального образования в школе предполагает:

  • расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров);
  • развитие открытых образовательных программ, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;
  • поддержку развития сектора программ «учения с увлечением» (таких как эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки);
  • поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков) и медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети Интернет, телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;
  • нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма;
  • реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских ( детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).

Исходя из сказанного выше о неформальном образовании в целом и в школе в частности можно сделать два вывода:

1. Основным его признаком выступает отсутствие стандартизованных подходов к организации образовательного процесса и оценке его результатов.

Действительно, неформальное образование в школе и других образовательных организациях имеет определенные приметы процесса обучения: зачисление в учебную группу, на курс, проведение занятий, мероприятий, осуществление контроля полученных знаний, выдача свидетельства или сертификата. Однако полученные в результате такого обучения документы не являются признанными и не дают право владельцу продолжать обучение или заниматься трудовой деятельностью.

Формальное, напротив, предполагает обучение в образовательных организациях (учреждениях), длительность которого может быть долговременной или краткосрочной, однако окончание курса обучения предусматривает выполнение итоговых работ, сдачу экзаменов и получение аттестата, диплома, удостоверения установленного государственного образца.

Образование подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное, а также на профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное). Ч. 2 ст. 10 Закона №  273-ФЗ

2. Существует определенное сходство между неформальным образованием в школе и других образовательных организациях и дополнительным — формой, сложившейся в нашей стране исторически и закрепленной в Федеральном законе от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ).

Согласно п. 14 ст. 2 Закона №  273-ФЗ дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и — как и в случае с неформальным — не сопровождается повышением образовательного уровня.

Тем не менее неформальное образование в школе и других ОО и дополнительное – не тождественные понятия. Дополнительное обучение и воспитание как детей, так и взрослых существует в рамках определенных правил и требований к организации образовательного процесса, условиям и результатам обучения, трудовым отношениям с педагогами и т. д. Неформальное – это учебная деятельность за пределами установленной системы, ориентированная исключительно на интересы конкретного человека. Осуществлять его, обладая соответствующими ресурсами, может кто угодно — частное лицо, государственное учреждение, коммерческая организация и др. Целью неформального образования в школе и других ОО является расширение кругозора, приобретение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений, необходимых в быту, в сфере межличностного общения, для компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности.

Развитие неформального образования в школе

В последнее время специалисты в области просвещения не только нашей, но и других стран отмечают, что формальные системы обучения слишком медленно адаптируются к  социально-экономическим изменениям. Кроме того, многие страны испытывают экономические затруднения при его финансировании. В этих условиях роль неформального образования в школе и других ОО многократно возрастает. Рассмотрим, в каких направлениях может происходить его развитие.

В настоящее время противопоставление формального, неформального и дополнительного обучения признано непродуктивным. Целесообразными признаются действия, направленные на взаимодополнение различных видов.

Образовательная система создает условия для непрерывного обучения посредством реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Ч. 7 ст. 10 Закона №  273-ФЗ

Если говорить об интеграции формального, дополнительного и неформального образования применительно к школе, то основной задачей этого процесса должно быть расширение культурно-образовательных ресурсов и возможностей школы за счет сотрудничества с учреждениями культуры, спорта, некоммерческими и иными общественными организациями, частными преподавателями, привлечения своих работников к созданию и деятельности кружков, секций, студий, клубов по интересам. В частности, школа может заключить договор о сотрудничестве с неформальным объединением (например, с клубом исторической реконструкции, волонтерской организацией, оказывающей помощь детям-сиротам) и проводить вместе с ним мероприятия.

Такой подход, кстати, актуален и для государственной образовательной системы. Дело в том, что неформальное обучение, осуществляемое на основе частной или общественной инициативы, представляет собой экспериментальное поле для внедрения инновационных образовательных технологий. Эффективность программ, апробированных в таких условиях, становится критерием для государственной системы, которая охотно перенимает эти технологии.

Плюсы неформального образования в школе и других ОО

Еще одним направлением развития неформального обучения является использование дистанционных интернет-технологий.

Дистанционное обучение обладает значительным потенциалом. Оно позволяет проводить занятия в форме видеолекций, вебинаров, виртуальных экскурсий и др. в удобное для учеников время, учитывая при этом интересы всех детей, в т. ч. с ограниченными возможностями здоровья.

Идея неформального образования в школе с помощью дистанционных интернет-технологий сегодня успешно реализуется на базе региональных инновационных площадок во Владимирской, Ивановской, Нижегородской и многих других областях, где им охватываются не только обучающиеся, но их родители. Таким образом, расширяются возможности и границы обучения, оно приобретает характер открытого, максимально доступного, непрерывного.

Неформальное образование объединяет школы и другие ОО

О сетевой форме реализации программ говорится в ст. 15 Закона №  273-ФЗ. Согласно ч. 1 данной статьи сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей программой.

В настоящее время сетевая форма чаще всего применяется в рамках деятельности организаций, обладающих статусом экспериментальных площадок. Однако для развития неформального образования в школе и других ОО эту форму могут использовать не только организации-лидеры, но и другие организации, в т. ч. малокомплектные школы.

В этом плане интересен опыт наших коллег из Республики Беларусь, где идея неформального обучения реализуется в течение последних пятнадцати лет. Здесь к его развитию активно привлекаются негосударственные некоммерческие организации. Именно они открывают и тиражируют инновационные подходы, направления и формы обучения: интерактивные, ролевые и деловые игры, метод кейсов, технологии open space и т. д.

Одной из негосударственных некоммерческих организаций, работающих в данной области в Беларуси, является Центр экологических решений. Он выступает инициатором и участником многих проектов, направленных на просвещение людей в вопросах экологического образа жизни, в т. ч. реализует школьный проект для педагогов, учеников и их родителей. Проект предполагает проведение различных мероприятий, в т. ч. лекций об энергосберегающих технологиях, которые можно использовать в школе и дома, и  мастер-классов, во время которых «умные» игрушки напоминают детям, как беречь природные ресурсы, рассказывают, что такое возобновляемые источники энергии, и др.

Неформальное образование в школе и других ОО в России

В России также действует ряд экспериментальных площадок Федерального института развития образования, разрабатывающих инновационные модели неформального просвещения: Дворец детского и юношеского творчества г. Октябрьского Республики Башкортостан (на его базе создан центр педагогического сопровождения одаренных детей), Городской информационно-методический центр г. Иваново и центры внешкольной работы в г. Муроме и г. Радужном Владимирской области (здесь открыты муниципальные ресурсные центры по сопровождению внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения) и т. д.

Неформальное образование в школе, помимо прочего, направлено на развитие у обучающихся профессиональных компетенций, коммуникативных качеств и воспитание активной гражданской позиции.

Особый интерес представляет масштабный проект «Пространство неформального образования детей — ресурс инновационного развития Ярославского региона», реализуемый под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А. В. Золотаревой. Он направлен на развитие среды возможностей для обучающихся посредством создания специальной региональной инфраструктуры, разработки программ и проектов, способствующих развитию ребенка за пределами урочной деятельности.

Инструментальная сторона проекта связана с реализацией идеи содействия максимально возможной индивидуализации образовательного процесса за счет сетевых программ, практики тьюторского сопровождения индивидуальных обучающих маршрутов (для детей с различными специальными потребностями), использования ресурсов внеурочной деятельности и каникулярного времени.

В целом можно сказать, что неформальное образование в школах и других ОО — явление для нашей страны относительно новое. Тем не менее существуют пути, позволяющие его реализовывать в рамках современной образовательной системы. Активная работа в этом направлении не только повысит эффективность обучения и воспитания школьников, но и откроет новые возможности для формального обучения благодаря апробации инновационных технологий и методов работы с детьми.


1Распоряжение Правительства РФ от  04.09.2014 №  1726-р

2Принят 30 октября 2000 г.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль