Общественная аккредитация программ образования образовательных организаций

44

Общественная аккредитация организаций, которые выполняют деятельность в сфере образования, профессионально-общественная аккредитация программ образования образовательных организаций — это новые элементы системы образовательных отношений.

Раннее действовал закон об образовании, который был базовым и включал норму, что допускала получение образовательными учреждениями общественной (общественно-профессиональной) аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях, однако порядок получения такого рода аккредитации не регулировался.

Ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») содержит определение общественной аккредитации. Понятие общественной аккредитацией подразумевает признание соответствия уровня деятельности учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, требованиям и критериям российских, иностранных и международных организаций.

Ход осуществления общественной аккредитации, методы оценки и формы процедуры, права, которые получает организация, осуществляющая образовательную деятельность и прошедшая аккредитацию, регламентируются общественной организацией, которая осуществляет аккредитацию.

Особенности общественной аккредитации программ образования образовательных организаций

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация учебных программ образовательных организаций осуществляются на добровольной основе и не требуют дополнительных финансовых обязательств государства.

Профессионально-общественная аккредитация учебных программ образовательных организаций является признанием соответствующего уровня и качества подготовки выпускников, которые освоили учебную программу в заданной организации, реализующей образовательную деятельность, что отвечает требованиям профстандартов, рынка труда к трудящимся, рабочим и служащим соответствующего профиля. Аккредитация программ образования образовательных организаций осуществляется работодателями и их объединениями, а также уполномоченными для аккредитации организациями.

Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее – Закон № 156-ФЗ) в п. 1 ст. 3 называет объединением работодателей форму некоммерческой организации, которая основана на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Эти объединения и лица, которые ими уполномочены, могут регулировать ход проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, принципы и методы оценивания в процессе осуществления данной аккредитации, а также права, которые получают организации, что реализуют профессиональные программы образования, прошедшие аккредитацию, и выпускники, которые освоили эти учебные программы.

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а под квалификацией работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В ходе выполнения профессионально-общественной аккредитации учебных программ образовательных организаций для определения соответствия рабочих, специалистов и служащих требованиям рынка могут использоваться не только профстандарты, актуальные на момент проведения аккредитации. Закон № 156-ФЗ в подп. 10 п. 1 ст. 13 предусматривает права объединений работодателей участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования.

Кроме того, Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в п. 2 ст. 4 предусматривает необходимость разработки и утверждения саморегулируемой организацией стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Данные стандарты также могут выступать в роли ориентиров при разработке и аккредитации программ образования образовательных организаций

Требования к той или иной должности также содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787.

Ключевым моментом становится положение ч. 8 ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому сведения об имеющейся у образовательной организации общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации передаются в орган, уполномоченный проводить аккредитацию, или рассматриваются в ходе выполнения государственной аккредитации. Прежде данные о проведении (общественно-профессиональной) аккредитации образовательной или научной организации могли рассматриваться исключительно в ходе осуществления аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль