Профессиональная этика педагогических работников

79

Помимо квалификации, которая определяется в ходе аттестационных мероприятий, качество преподавательской и воспитательной работы педагогических работников образовательной организации во многом зависит от их авторитета среди обучающихся, профессиональной этики педагогических работников, умения решить проблемную ситуацию без нарушения прав детей, позитивного отношения к ним других работников, родителей обучающихся, представителей местного сообщества, а также в целом от рабочей обстановки в коллективе.

Положения рекомендации «О положении учителей»

На эти обстоятельства неоднократно указывалось в международных документах, так или иначе касающихся статуса педагога. Одним из них является Рекомендация Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) «О положении учителей» (далее – Рекомендация «О положении учителей»). Она была принята на специальной межправительственной конференции 5 октября 1966 г. в Париже, а в настоящее время рассматривается как комплекс положений, направленных на повышение статуса учителей в интересах обеспечения качества образования.

Согласно пп. 3, 7 Рекомендации «О положении учителей» образование должно внедрять уважение к основным правам и свободам человека с первых лет учебы. Немаловажную роль образовательный процесс вноси в дело мира, терпимости и взаимопонимания между нациями, религиозными и расовыми группами людей.

Рекомендация «О положении учителей» регламентирует ключевые моменты подготовки и профессиональной деятельности педагогических работников, что должны быть лишены любой дискриминации по расовому, гендерному, религиозному или политическому признаку, социальному, национальному и экономическому положению.

Педагогическая деятельность – говорится в п. 6 Рекомендации «О положении учителей» – это профессия высокой квалификации, которая имеет большое значение для общества, и которая требует от педагогических работников высокого мастерства и глубоких знаний, полученных и поддерживаемых посредством непрерывной и систематической работы над собой, самообразования. Она требует обладать чувством коллективной и личной ответственности за обучение учащихся и за формирование условий, способствующих усвоению знаний в образовательных учреждениях. Положение педагогических работников должно быть соотносимо потребности в знаниях, определяемых задачами и целями образования. Чтобы достичь поставленных целей и задач, необходимо, чтобы педагогические работники имели соответствующий престиж и статус, который позволит окружить профессию должным общественным уважением.

П. 5 Рекомендации «О положении учителей»

Один из разделов Рекомендации «О положении учителей» посвящен правам и обязанностям педагогических работников (под «учителем» в документе понимаются все лица, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах). Согласно этому разделу в их обязанности входит разработка кодекса профессиональной этики педагогических работников, поскольку «такие кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» о профессиональной этике педагогических работников

Помимо собственных кодексов и Рекомендации «О положении учителей», отдельные нормы профессиональной этики педагогических работников закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ст. 47 данного нормативного акта педагогические работники имеют спектр особых академических свобод и прав:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • право на участие в управлении образовательной организацией, в т. ч. в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Вышеперечисленные свободы и права не должны противоречить правам и свободам остальных участников образовательного процесса, требованиям российского законодательства, норм профессиональной этики педагогических работников, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах учреждения, реализующего образовательную деятельность.

В ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагогические работники должны следовать нравственным, правовым и этическим нормам, а также требованиям профессиональной этики педагогических работников, уважая достоинство и честь учащихся, а также прочих участников образовательной деятельности.

Важно, что кодекс профессиональной этики педагогических работников запрещает педагогам применять образовательную деятельность для:

  • политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них;
  • разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в т. ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов;
  • побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Может ли наступать ответственность за нарушение норм профессиональной этики педагогических работников?

Юридическая ответственность за нарушение правовых, нравственных, этических норм профессиональной этики педагогических работников напрямую законодательством не предусмотрена. Однако любая организация, имеющая статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, юридически обязательные для ее работников. Таким актом может быть, например, кодекс профессиональной этики педагогических работников.

Следует учитывать, что этическая норма, не указанная в нормативном правом акте, не является обязательной к исполнению в образовательной организации. Соответственно ее нарушение не может повлечь за собой правовых последствий (выговор, увольнение и др.). Максимум, что грозит нарушителю, – морально-этическое осуждение окружающих. К примеру, появление педагогического работника в одежде или с прической, неуместной для выполнения профессиональной педагогической функции, не является основанием для объявления выговора, если это действие прямо и явно не нарушает «букву» предписанной в локальном акте нормы.

Если нравственное или этическое требование к педагогу конкретно сформулировано и прописано в локальном нормативном акте, то де-юре оно становится нормой, за нарушение которой может последовать юридическая ответственность.

Суды придерживаются, как правило, таких же требований: надо доказать, что нарушена именно норма права, и прежде всего исходя из ее буквального толкования. Вот типичное требование судьи к ответчику (образовательной организации): «Представьте правовой документ, в котором написано, что истцу (педагогическому работнику) прямо запрещено это делать». Этический кодекс поведения в данном случае не будет принят во внимание.

В начале февраля 2014 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России подготовил Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и направил его (вместе с Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом) письмом от 06.02.2014 № 09-148 руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Данный модельный кодекс можно использовать в качестве основы для разработки локального нормативного акта образовательной организации, о котором говорилось выше. Следует заметить, что нарушение или соблюдение этического кодекса может быть учтено в случаях общей оценки деятельности педагогического работника в служебном порядке. Об этом говорится в последнем пункте модельного кодекса, разработанного Минобрнауки России: соблюдение педагогическим работником положений кодекса может учитываться при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль