Образование должно быть качественным: проведение независимой оценки качества образования

37

14 октября 2013 г. Минобрнауки России утвердило Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (далее – Методические рекомендации). В целом документ является своевременным и значимым для развития системы образования, однако ряд его положений носит дискуссионный характер.

Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в т. ч. с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования. Раздел I Методических рекомендаций

Так, в п. 2.2.1 Методических рекомендаций говорится, что «рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг», а также что это «один из возможных в рамках независимой оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций».

Способы осуществления независимой оценки качества образования

На самом деле независимая оценка качества образования не может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов) и других оценочных процедур. Рейтинг может выступать только средством представления информации по результатам независимой оценки качества образования. Вызывают сомнения и обозначенные в п. 2.4.2 Методических рекомендаций функции организаций и отдельных экспертов, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования. Думается, что показатели деятельности образовательных организаций, порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования, должны быть утверждены на уровне региона или всей Российской Федерации, а не разрабатываться непосредственно организациями и тем более отдельными экспертами.

В противном случае в разных регионах могут использоваться различные подходы к оценке качества образования, а сами подходы могут носить субъективный характер. В итоге информация, собираемая в процессе проведения независимой оценки качества образования, будет недостоверна. К тому же специалисты не смогут сопоставлять результаты, полученные в разных регионах.

Объективность независимой оценки в сфере образования обеспечивают:

  1.  стандартизированные проверочные материалы;
  2. специально разработанные и защищенные бланки для машинной обработки или программы компьютерного тестирования;
  3.  компетентный специалист – организатор тестирования (ни в коем случае не работник тестируемой школы);
  4. независимый сторонний наблюдатель, осуществляющий контроль за соблюдением технологии тестирования.

На территории Москвы независимая оценка качества работы общеобразовательных школ осуществляется следующим образом:

1. Диагностика проводится добровольно по заявке администрации школы и только в тех классах и параллелях, которые выберет сама администрация.

 2. Диагностическая процедура включает в себя:

  • тестирование обучающихся;
  • машинную (компьютерную) обработку результатов тестирования;

3) разработку рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса и построению индивидуальной работы с обучающимися. Полученные при диагностике данные позволяют определить степень освоения обучающимися образовательных программ, выявить пробелы в их знаниях. При желании каждый участник тестирования может сравнить свои достижения с достижениями других участников в округе или городе.

Полученные при диагностике данные позволяют определить степень освоения обучающимися образовательных программ, выявить пробелы в их знаниях. При желании каждый участник тестирования может сравнить свои достижения с достижениями других участников в округе или городе.

3. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) для диагностики формируются из банка тестовых заданий. Банк тестовых заданий – это «хранилище» тестов, доступ к которому имеет ограниченное число специалистов. Тем самым обеспечивается защищенность тестов от их нелегального распространения и применения.

В этой базе хранятся тестовые задания, выполнение которые отражено в статистике, собранной за несколько лет, что дает возможность оценить уровень освоения учебного материала не только отдельными учащимися, но и классом, параллелью или школой в целом. С целью повышения объективности тестирования в КИМы включаются тестовые задания различных типов: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Число тех или иных заданий определяется назначением КИМа.

В пункте 2.4.2 Методических рекомендаций также приведен перечень субъектов, которые могут быть привлечены к реализации независимой оценки качества работы образовательных организаций. В него, помимо некоммерческих организаций, региональных центров оценки качества образования, экспертов, имеющих соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования, входят коммерческие рейтинговые агентства. На мой взгляд, коммерческие агентства, исходя из названия, даже если они имеют опыт создания рейтингов организаций социальной сферы, могут осуществлять лишь заключительный этап процедуры независимой оценки качества, построение рейтингов по результатам оценки, но не всю процедуру независимой оценки.

В пункте 2.4.4 Методических рекомендаций говорится о том, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, и органы местного самоуправления «формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием». Однако в данном документе не указаны требования к таким организациям и экспертам, не установлен порядок их сертификации. Целесообразно на уровне Российской Федерации, опираясь на разработки Российской академии образования, подготовить методическую базу для проведения соответствующих сертификационных процедур.

Кто может выступать заказчиком независимой оценки качества образования

Значимым и актуальным с позиции привлечения всех субъектов образовательного пространства к управленческой деятельности образовательной организации представляется приведенный в п.2.3 Методических рекомендаций перечень заказчиков независимой оценки качества образования. В этот перечень входят:

  • общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты; учредитель образовательной организации;
  • органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • руководитель образовательной организации;
  • педагогические работники образовательной организации;
  • родители обучающихся;
  • обучающиеся старших классов.

У каждого заказчика есть свои права и функции:

  • общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;
  • учредитель образовательной организации обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации в соответствующие программы оценочных процедур;
  • органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования;
  • руководитель образовательной организации обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области методики оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
  • педработники образовательного учреждения подают заявление в учреждение, которое реализует независимую оценку качества образования, либо же обращается к экспертам в выбранной отрасли для проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности;
  • родители обучающихся обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося;
  • учащиеся старшего звена, которые подают заявление в учреждения, выполняющие независимую оценку качества образования, проходят независимое тестирование, анкетирование и иные формы проверки уровня освоения образовательных программ, затем им выдаются рекомендации, позволяющие сформировать индивидуальный учебный план, определиться с перспективами освоения профобразования.

Добровольная независимая диагностика образовательных достижений обучающихся, проводимая в Москве, предоставляет субъектам образовательного пространства следующие возможности:

  • руководитель образовательной организации может определить, на- сколько успешно ученики осваивают образовательные программы, увидеть достижения обучающихся своей школы и других школ округа и города, оценить профессионализм работы педагогов и принять соответствующие управленческие решения (направить на курсы повышения квалификации, принять меры стимулирующего характера и т. д.).
  • педагоги могут объективно измерить подготовленность своих учеников по предметам, выявить не до конца им усвоенные разделы и темы;
  • обучающиеся могут увидеть свои достижения и проблемные зоны в усвоении конкретного предмета, подготовиться к итоговой аттестации;
  • родители могут оценить уровень знаний своего ребенка по конкретному предмету, узнать о его проблемах и достижениях в учебной деятельности.

Следует уточнить, что независимая оценка качества образования проводится для того, чтобы определить соответствие предоставляемого обучения потребностями физических и юрлиц, для которых образовательная деятельность осуществляется, чтобы посодействовать в выборе учреждения и образовательной программы, помочь повысить конкурентоспособность учреждения и предлагаемых в нем образовательных программ на рынке России и за рубежом. Об этом говорится в ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и разделе I Методических рекомендаций.

На заметку

6–7 декабря 2013 г. в Москве прошел Всероссийский семинар-совещание по вопросам апробации профстандарта педагога. Создание этого стандарта входит в число ключевых проектов Минобрнауки России. Помимо специалистов министерства, Московского городского психолого-педагогического университета, учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию в нем приняли участие тысячи педагогов из разных регионов страны. Во время семинара-совещания Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что профессиональный стандарт для педагогов начнет действовать с 1 января 2015 г.: «стандарт прошел государственную регистрацию в Минюсте, мы можем сказать, что с 1 января 2015 г. он уже будет работать как нормативный документ». Министр уверен, что стандарт соответствует тем требованиям, которые выдвигаются к педагогическим работникам обществом, а принятие стандарта поможет избавиться от дефицита квалифицированных кадров в образовательной сфере: «С принятием стандарта изменятся подходы к педагогическому образованию. Речь идет о том, чтобы нам сделать так, чтобы из пединститутов выходили профессиональные учителя»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль