Договор о сетевой форме реализации образовательной программы

653

Возможность сетевой формы реализации образовательной программы предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 15 данного нормативного акта сетевая форма реализации образовательной программы обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, а именно:

  • организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • научных организаций;
  • медицинских организаций;
  • организаций культуры;
  • физкультурно-спортивных организаций;
  • иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Таким образом, сетевая форма реализации образовательных программ предусматривает использование ресурсов нескольких юридических лиц, в т. ч. не относящихся к сфере образования.

Определение содержания договора о сетевой формы реализации образовательной программы

Взаимодействие организаций – участников реализации образовательных программ оформляется договором. Обязательные условия такого договора перечислены в ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». К ним относятся:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы реализации образовательной программы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления сетевой формы реализации образовательной программы, в т. ч. распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательную программу посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

По типу договор о сетевой форме реализации образовательной программы может быть договором возмездного оказания услуг, безвозмездного оказания услуг или смешанным, т. е. содержащим элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Для понимания содержательной части договора о сетевой форме реализации образовательной программы необходимо исходить из того, что п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Из этого следует, что организации, являющиеся сторонами договора о сетевой форме реализации образовательной программы, должны действовать в рамках общего учебного плана и календарного учебного графика, а также использовать единые, соответствующие данной программе оценочные и методические материалы. При этом учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) и иные элементы «комплекса» могут быть распределены между организациями согласно имеющимся у них ресурсам с тем, чтобы обеспечить более качественную реализацию единой образовательной программы.

Основными механизмами, обеспечивающими использование сетевой формы реализации образовательных программ, являются заключение договора между организациями – участниками сетевой формы и совместная разработка и утверждение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ.

Если образовательная программа реализуется за счет бюджетных средств в порядке обеспечения права на бесплатное образование в рамках государственного (муниципального) задания и соответственно оплачивается средствами бюджетной субсидии на выполнение такого задания, то в договоре должны быть прописаны:

1) расчеты сторон за оказываемые образовательные услуги;

2) порядок и сроки оплаты услуг:

  • со стороны организации, исполняющей часть образовательной программы;
  • со стороны организации, осуществляющей образовательную деятельность и получающей бюджетную субсидию на выполнение задания на осуществление такой образовательной деятельности.

Согласование договора о сетевой форме реализации образовательной программы с учредителем

При сетевой форме реализации образовательной программы часть государственного (муниципального) задания фактически выполняется другой организацией. В связи с этим возникает вопрос о процедуре передачи полномочий на исполнение этого задания.

Согласно общим принципам гражданского права передача выполнения любых видов деятельности юридического лица (в т. ч. части основной уставной деятельности) другим лицам допускается на основании договора в порядке так называемого аутсорсинга. Поскольку в данном случае задание формируется и финансируется учредителем для конкретной организации, зачастую числящейся в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг, то договор о сетевой форме реализации образовательной программы следует согласовать с учредителем. Основанием для согласования (если речь идет о школе) будут являться нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. При этом образовательная организация, участвующая в реализации данной программы, может быть также указана в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг по усмотрению учредителя в качестве соисполнителя. В случае если несколькими образовательными организациями оказываются платные

образовательные услуги по сетевой форме, согласования договора о сетевой форме реализации образовательной программы с учредителем не требуется.

На практике отдельные обучающиеся (их родители) для прохождения основной образовательной программы могут выбрать в соответствии со своими интересами и склонностями платные внеурочные занятия (кружки, спортивные секции и т. п.). Законодательством это не запрещено.

Точно так же обучающиеся могут выбрать для получения обязательного образования в полном объеме частные школы, несмотря на то, что обязательное образование является бесплатным для граждан и гарантировано государством. При этом посещение платных внеурочных занятий должно оформляться договором, а аттестующая обучающегося организация вправе зачесть данные занятия как освоение внеурочной части основной образовательной программы и произвести соответствующий перерасчет (уменьшение) норматива финансового обеспечения.

Значение договора о сетевой форме реализации образовательной программы

Сетевая форма реализации образовательных программ дает возможность обеспечить более высокое качество образования обучающимся в тех случаях, когда ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические и др.), в которой они учатся, для этого недостаточны.

Однако речь о сетевой форме реализации образовательных программ может идти не только в случае организации основной учебной деятельности обучающихся, но и дополнительной. Известно, что далеко не все образовательные организации могут выполнить требования федеральных государственных образовательных стандартов об осуществлении внеурочных занятий – у них нет ни соответствующей материально-технической базы, ни специалистов. Такие организации могут реализовать внеурочную часть образовательной программы с помощью сотрудничества с учреждением дополнительного образования детей.

Кстати, в федеральных государственных образовательных стандартах говорится и о необходимости развития сетевого взаимодействия между образовательными и другими организациями.

Так, п. 17 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – Стандарт начального общего образования), установлено, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию учебных курсов и внеурочной деятельности. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Согласно п. 23 Стандарта начального общего образования в системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других об-

разовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

Изначально сетевая форма реализации образовательных программ активно развивалась в рамках деятельности федеральных экспериментальных площадок. Основные принципы такого взаимодействия были закреплены приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».

Аналогичные положения содержат Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее – Стандарт основного общего образования), и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (далее – Стандарт среднего (полного) общего образования).

В частности, в п. 15 Стандарта основного общего образования говорится о том, что в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются учебные курсы и внеурочная деятельность, а в п. 16 о том, что при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Согласно п. 21 Стандарта среднего (полного) общего образования условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность в т. ч.:

  • развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса.

В соответствии с п. 22 этого же документа в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также взаимодействия с образовательными учреждениями в целях развития сетевой формы реализации образовательных программ и реализации дополнительных общеобразовательных программ в школе, с возможностью восполнения недостающих кадровых ресурсов.

В приложении приведена примерная форма договора о реализации общеобразовательной программы начального и основного общего образования в форме сетевого сотрудничества муниципальных образовательных учреждений. С учетом специфики условий и предмета договора ее может использовать любая образовательная организация.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОГОВОР

о реализации общеобразовательной программы начального и основного

общего образования в форме сетевого сотрудничества муниципальных

образовательных учреждений

г. _______ «____» ____________ 201_ г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № ____» города _____________ в лице директора _______________________, действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем «Школа», и муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский центр творчества» в лице директора ________________________,

(Ф. И. О.)

действующего на основании устава и лицензии на осуществление образовательной деятельности от _______ №____, выданной _________________________, именуемое в дальнейшем «Центр», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Предметом договора является совместная реализация основных общеобразовательных программ начального и основного общего образования Школы в части организации и проведения внеурочных занятий и иной внеурочной деятельности учащихся.

2. Обязанности сторон

2.1. Школа обязуется:

  • разработать с учетом расписания занятий учебный план и календарный учебный график внеурочных занятий и иной внеурочной деятельности учащихся Школы в Центре и представить их на рассмотрение Центра;
  • утвердить и согласовать с Центром учебный план, календарный учебный график, содержание занятий и иной внеурочной деятельности;
  • обеспечить условия для посещения и обучения учащихся Школы в Центре в соответствии с согласованными и утвержденными документами;
  • осуществлять помощь Центру в реализации внеурочных занятий и иной внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и основных общеобразовательных программ Школы;
  • предоставлять Центру необходимые для организации эффективной работы педагогическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методическое сопровождение и документацию;
  • зачесть результаты занятий учащихся Школы в Центре, представленные в виде портфолио, в качестве основания для аттестации (промежуточной аттестации) на освоение внеурочной части основной общеобразовательной программы Школы;
  • возложить ответственность за соблюдение условий договора на заместителя директора Школы

______________________________.

(Ф. И. О.)

2.2. Центр обязуется:

  • оформить зачисление учащихся Школы в соответствии с представленными Школой списком и заявлениями учащихся (родителей несовершеннолетних учащихся) с соблюдением принятых в Центре правил приема;
  • организовать и проводить силами педагогических и иных работников Центра занятия с учащимися Школы в объединениях по интересам, учебно воспитательные мероприятия в соответствии с совместно утвержденными расписанием и календарным учебным графиком по тематике, предметам, курсам, дисциплинам, модулям и т. д., предусмотренным совместной образовательной программой;
  • использовать для исполнения договора все необходимые материально-технические ресурсы, учебные и учебно-методические материалы, имеющиеся в распоряжении Центра;
  • обеспечить ведение каждым учащимся Школы портфолио, отражающего результаты и ход его обучения, в т. ч. тематику занятий, достижения и посещаемость;
  • участвовать в совместных мероприятиях (совещаниях, семинарах и др.) по вопросам совершенствования и внедрения инновационных образовательных технологий (приемов, методов) обучения и воспитания как в Школе, так и в Центре не реже одного раза в учебную четверть (триместр);
  • обеспечить Школе возможность контроля за осуществлением учебно воспитательного процесса в Центре в согласованном порядке;
  • регулярно один раз в ____________ представлять Школе информацию о посещении учащимися занятий по дополнительному образованию и об их достижениях в виде портфолио;
  • принимать участие в совместно проводимых мероприятиях, предусмотренных планом воспитательной работы Школы;
  • обеспечить при проведении занятий и иных мероприятий соблюдение установленных правил безопасности, санитарно-гигиенических и противопожарных норм и правил.

3. Условия и порядок расчетов

3.1. В случае выбора учащимся (родителями несовершеннолетнего учащегося) занятий в объединениях Центра, финансируемых за счет средств бюджета, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания, либо выбора объединения, организованного в Центре на платной основе, обязанности сторон по настоящему договору выполняются на безвозмездной основе.

3.2. В случае создания в Центре объединения, необходимого для выполнения настоящего договора и не обеспечиваемого источниками финансирования, Школа выплачивает Центру за счет средств субсидии, получаемой на выполнение государственного (муниципального) задания, сумму из расчета размера подушевого финансирования за каждого учащегося, пропорционально объему проводимых с ним в Центре занятий по основной образовательной программе Школы. Определение суммы оплаты производится по расчету, согласованному с учредителем. Оплата осуществляется ежеквартально безналичным перечислением не позднее чем за пять рабочих дней до начала занятий учащихся в Центре. В случае несвоевременного поступления на счет Школы средств бюджетной субсидии оплата производится за счет средств Школы от приносящей доход деятельности.

4. Ответственность сторон

4.1. В соответствии с настоящим договором Центр зачисляет учащихся Школы и несет ответственность во время их пребывания в помещениях, на территории Центра и мероприятиях, проводимых вне территории Центра, за вред, причиненный их жизни и здоровью, а также за нарушение установленных правил безопасности, санитарно-гигиенических и противопожарных правил.

4.2. В случае совместного проведения работниками Школы и Центра внеурочных занятий и иных видов внеурочной деятельности Школа несет солидарную с Центром ответственность за вред, предусмотренный п. 4.1 настоящего договора.

4.3. Школа несет ответственность за несвоевременное перечисление сумм оплаты в порядке, предусмотренном п. 3.2 настоящего договора, в размере 0,3% (ноль целых три десятых процента) причитающейся суммы за каждый день просрочки платежа или пропорционально от задержанной части суммы.

5. Действие договора, разрешение споров

5.1. Настоящий договор вступает в силу с «____» ____________ 201_ г. и заключается на неопределенный срок.

Все изменения, дополнения и приложения к договору оформляются в виде дополнительных соглашений и становятся после подписания неотъемлемой частью договора.

5.2. В случае систематического неисполнения обязательств по договору одной из сторон другая сторона может расторгнуть договор досрочно. При этом сторона, желающая расторгнуть договор, должна сообщить о своих намерениях другой стороне не менее чем за три месяца до его расторжения в письменной форме с указанием причин.

5.3. Споры по вопросам исполнения договора разрешаются сторонами путем переговоров, а при необходимости – переговоров с участием представителя учредителя или представителей учредителей, если стороны имеют разную ведомственную подчиненность.

В случае невозможности принятия согласованного решения по спору в ____________ срок возникающие между сторонами разногласия и противоречия разрешаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.4. Договор составлен в ______ идентичных экземплярах, по одному для каждой стороны и для учредителя (учредителей).

6. Юридические адреса, подписи и реквизиты сторон



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль