Об отказе в возмещении дополнительных расходов подрядчика при выполнении ремонтных работ в школе

93

Нередко во время проведения в школе ремонтных работ в школе расходы подрядчика, указанные в отчете по исполнению контракта, превышают установленную документом сумму. Может ли он в этом случае взыскать с заказчика «недостающие» денежные средства через суд?

По материалам Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа

Дело о компенсации расходов подрядчика после ремонтных работ в школе: Резюме

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа рассмотрел 23 января 2014 г. кассационную жалобу ООО «Специализированное управление – 177» (далее – СУ-177) на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2013 г. по делу № А32-29302/2012*, которым отменено решении Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июля 2013 г. о взыскании с МО «Город-курорт Сочи» в лице администрации (далее – Администрация г. Сочи) за счет средств казны МО «Город-курорт Сочи» 5 335 996 руб. 53 коп. неосновательного обогащения, а также 49 679 руб. 98 коп. расходов по уплате государственной пошлины и 160 000 руб. расходов по оплате услуг эксперта.

Дело о компенсации расходов подрядчика после ремонтных работ в школе: слово заявителю кассационной жалобы

В кассационной жалобе СУ-177 просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению заявителя, СУ-177 полностью выполнило свои обязательства по исполнению контракта в школе; стороны согласовали выполнение объема работ, не вошедшего в условия контракта; выполненные работы являются не дополнительными, а самостоятельными; заказчик гарантировал оплату работ; стороны подписали акт приемки выполненных работ без замечаний.

Дело о компенсации расходов подрядчика после ремонтных работ в школе: исследование доказательств в суде

При рассмотрении кассационной жалобы судом установлено следующее. СУ-177 обратилось с иском к МКУ г. Сочи «Управление капитального ремонта» (далее – Управление капитального ремонта) и Администрации г. Сочи о взыскании 5 456 097 руб. задолженности по оплате выполненных работ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: ООО «СМУ-5» (далее – СМУ-5), МКУ г. Сочи «Горстройзаказчик» (далее – Горстройзаказчик) и МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Сочи» (далее – Школа).

Из материалов дела следует, что Управление капитального ремонта (муниципальный заказчик), СУ-177 (подрядчик) и Горстройзаказчик заключили муниципальный контракт от 03.12.2010 № 255-КР-10 на проведение капитального ремонта Школы.

По условиям п. 1.1 контракта муниципальный заказчик сдает, а подрядчик принимает на себя подряд на проведение капитального ремонта Школы в соответствии с аукционной документацией и контрактом, а также приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью, на основании протокола от 02.12.2010 № 230 единой городской конкурсной аукционной комиссии (лот № 466) по мероприятию «Капитальный ремонт муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Сочи” (включая проектно-изыскательские работы)» краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 № 723. Стоимость выполняемых подрядчиком работ (с учетом дополнительного соглашения от 24.12.2010 № 02/255-КР-10) составила 37 978 012 руб. 08 коп.

Как установлено судом, СУ-177 в полном объеме и с надлежащим качеством в установленные сроки выполнило работы, предусмотренные контрактом, что подтверждается актами сдачи-приемки результатов работ и актом от 24.12.2010 № 1 о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

СУ-177 указало, что 31 мая 2011 г. в присутствии начальника Управления капитального ремонта, директора Школы, начальника проектной группы СМУ-5, а также представителей Горстройзаказчика и СУ-177 состоялось производственное совещание, результаты которого отражены в протоколе от 31.05.2011 № 21/С.

По итогам совещания принято решение об изыскании у Управления капитального ремонта денежных средств в размере 5 000 000 руб. для финансирования работ, не вошедших в сводную ведомость работ при выполнении капитального ремонта Школы.

В последующем на основании письменных поручений Управления капитального ремонта силами СМУ-5 был составлен сводный сметный расчет стоимости дополнительных работ на сумму 5 456 097 руб.

На основании указанного расчета была составлена и согласована общая ведомость объемов дополнительных работ, подписанная представителями СМУ-5, Горстройзаказчика, Школы и СУ-177.

Работы, предусмотренные сводным сметным расчетом и общей ведомостью объемов, подрядчиком выполнены. Факт выполнения подтверждается актом проверки выполненных работ, в котором отражены перечень и объем дополнительных работ. Акт подписан представителями Горстройзаказчика, Школы и СУ-177.

Отсутствие оплаты выполненных работ послужило причиной обращения Управления капитального ремонта в Арбитражный суд Краснодарского края с иском.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Краснодарского края указал, что в установленном порядке муниципальный контракт на виды и объемы работ, предусмотренные сводным сметным расчетом и общей ведомостью объемов дополнительных работ, в установленном порядке не заключался, поэтому результат капитального ремонта Школы является неосновательным обогащением. Учитывая результаты экспертизы, суд пришел к выводу о подтверждении стоимости и объемов выполненных обществом дополнительных работ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июля 2013 г. с Администрации г. Сочи за счет средств казны МО «Город- курорт Сочи» было взыскано 5 335 996 руб. 53 коп. неосновательного обогащения, а также 49 679 руб. 98 коп. расходов по уплате государственной пошлины и 160 000 руб. расходов по оплате услуг эксперта.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июля 2013 г. было отменено.

Дело о компенсации расходов подрядчика после ремонтных работ в школе: Обоснование позиции суда

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В силу п. 5 ст. 709 и п. 3 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) подрядчик обязан сообщать заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, которые увеличивают сметную стоимость строительства объекта. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение о необходимости выполнения дополнительных работ в течение 10 дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. При этом п. 4 ст. 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной п. 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору подряда»** подрядчик, не выполнивший предусмотренной п. 3 ст. 743 ГК РФ обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ даже в тех случаях, когда такие работы были включены в акт приемки.

Финансирование работ для государственных или муниципальных учреждений осуществляется из бюджета, поэтому заключение контракта является обязательным условием для сторон.

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 названной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Изменение цены государственного или муниципального контракта при его исполнении в силу ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) не допускается, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также в случаях, установленных ч. 4.2, 6, 6.2–6.4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

Из ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что до 1 января 2010 г. в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на 10 % предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему работ, но не более чем на 10 % цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом***.

Однако в рассматриваемом случае стоимость дополнительных работ превышает допустимые законом 10 % от цены контракта. Подписанного дополнительного соглашения об изменении цены контракта не имеется.

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13, выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.

Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление в иных формах. Кроме того, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

* Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2013 г. № 15АП-15477/2013 по делу № А32-29302/2012. – Примеч. ред.

** Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».

*** Согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 действующего с 1 января 2014 г. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 % или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 %. – Примеч. Ред.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль