Медицинская помощь в школах несовершеннолетним

849

Осенью 2013 г. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подписала приказ Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее – Приказ Минздрава России № 822н). 17 января 2014 г. документ был зарегистрирован в Минюсте России, а 23 февраля вступил в силу. Приказ содержит приложение – Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая во время обучения в школе (далее – Порядок), который имеет ряд документов-приложений:

  1. Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в школах.
  2. Рекомендуемые штатные нормативы медработников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в школах.
  3. Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в школах.
  4. Положение об осуществлении деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в школах.
  5. Положение об осуществлении деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в школах. 
  6. Положение об осуществлении деятельности медсестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в школах.

Медицинская помощь в школах

Согласно Порядку учащиеся образовательных учреждений возрастом до 18 лет гарантировано получают медицинскую помощь и контроль в школах согласно программе госгарантий бесплатного оказания гражданам РФ медпомощи следующих разновидностей:

  • первичной медико-санитарной помощи, включая специализированную, врачебную и доврачебную помощь;
  • специализированной медпомощи, включая высокотехнологичную;
  • специализированной медицинской помощи в школах, включая высокотехнологичную;
  • скорой медпомощи, включая скорую специализированную;
  • паллиативной медпомощи в учреждениях сферы здравоохранения.  

Первичная медико-санитарная помощь учащимся образовательных учреждений возрастом до 18 лет осуществляется специалистами учреждений сферы здравоохранения, которые работают в отделениях медпомощи несовершеннолетним (далее – ОМПО) в школах. Если подобного отделения нет, допускается осуществление медицинской помощи в школах в кабинетах или здравпунктах учреждений сферы здравоохранения или юрлица, которое осуществляет меддеятельность наряду с основной (уставной).

Под первичной медико-санитарной помощью понимается, во-первых, неотложная и экстренная медицинская помощь в школах, включая случаи острых заболеваний, обострения хронических недугов, и во-вторых, профилактическая работа.

Первичную помощь учащимся чаще оказывают врачи-педиатры, а также врачи-гигиенисты, медсестры и фельдшеры. В образовательных учреждениях специализированного профиля (компенсирующего и коррекционного видов) медпомощь учащимся, которые нуждаются в терапии, реабилитации и восстановительных мероприятиях, осуществляется врачами-педиатрами, врачами-гигиенистами, профильными специалистами, медсестрами и фельдшерами.

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, являются ответственными за организацию охраны здоровья учащихся (исключение составляет оказание первичной медико-санитарной помощи, осуществление плановых медосмотров и экстренная диспансеризация).

Ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательное учреждение вправе предлагать учащимся медицинскую помощь в школах на тех условиях, которые прописаны в Порядке, однако при этом оно должно действовать строго в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Деятельность ОМПО регулируется Положением об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях, закрепленным приказом Минздрава России № 822н (приложение № 1 к Порядку). Согласно положению ОМПО — это структурное подразделение медорганизации или другого юрлица, которое осуществляет меддеятельность наряду с основной, оказывая медпомощь несовершеннолетним учащимся образовательных учреждений, реализующим основные образовательные программы.

Штатная численность медработников ОМПО определяется с учетом объема оказываемой медицинской помощи в школах и проводимой профилактической работы, численности несовершеннолетних в образовательных учреждениях и устанавливается руководителем медучреждения или образовательного учреждения, в котором это отделение создано. Рекомендуемые штатные нормативы медработников содержатся в приложении № 2 к Порядку.

В штат ОМПО для медицинской помощи в школах должны входить:

  • заведующий отделением и старшая медсестра – по одной должности на 10 врачей; 
  • врач по гигиене детей и подростков – одна должность на 2500 обучающихся; 
  • врач-педиатр – одна должность на 180–200 детей в яслях или на 400 детей в детских садах или на 1000 обучающихся в школах и организациях среднего профессионального образования; 
  • медсестра (фельдшер) – одна должность на 100 детей в дошкольных образовательных учреждениях и на 100–500 обучающихся в школах и организациях среднего профессионального образования. 

В штат ОМПО специализированных образовательных организаций должны входить также врачи-специалисты: психиатр, оториноларинголог, офтальмолог, травматолог-ортопед, фтизиатр, врач по лечебной физкультуре, медсестры, работающие с вышеперечисленными врачами-специалистами, медсестра по массажу, инструктор по лечебной физкультуре.

Кроме того, в штат ОМПО входят санитарки по количеству штатных единиц медсестер. На должность заведующего ОМПО назначается медработник, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским фармацевтическим и медобразованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздрав соцразвития России от 07.07.2009 № 415н, по специальности «педиатрия» и имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» и Приказом Минздрава России № 822н в образовательных организациях с численностью обучающихся более 100 человек предусматривается 1 штатная единица медсестры или фельдшера.

Функции ОМПО для медицинской помощи в школах

Основные функции ОМПО также определены Положением об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Помимо оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи, к ним относятся:

  • участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в т. ч. питания, физического воспитания, трудового обучения в образовательной организации;
  • направление обучающегося при наличии специализированных показаний в медучреждением, на медобслуживании которой он находится;
  • организация и проведение в образовательной организации: работы по иммунопрофилактике;
  • противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • ежегодных скрининг-обследований, периодических медосмотров обучающихся;
  • организация профилактических медосмотров обучающихся, анализ полученных данных с целью контроля за состоянием их здоровья, разработка рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению;
  • подготовка предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;
  • работа по созданию групп обучающихся повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медпомощи, в т. ч. коррекции нарушений здоровья и развития;
  • взаимодействие с участковыми врачами-педиатрами, врачами-специалистами медучреждений, психологами и педагогами образовательных организаций по вопросам определения профессиональной пригодности обучающихся;
  • методическое обеспечение (совместно с психологами и педагогами образовательных организаций) работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
  • участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;
  • организация в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья обучающихся, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);
  • взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья обучающихся;
  • своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Роспотребнадзора об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
  • передача сведений ответственному медработнику учреждения сферы здравоохранения для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, и т. д.

Согласно Положению об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях в состав ОМПО входит медблок, который размещается в помещениях образовательной организации и состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

В самом медучреждении, например, в детской поликлинике, как правило, выделяются кабинеты для заведующего отделением, старшей медсестры и врачей по гигиене детей и подростков.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медучреждению помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  

К сожалению, ни в образовательных, ни в медучреждениях не предусматриваются помещения, в которых медработники могли бы проводить совещания, писать отчеты, готовиться к лекциям и другим мероприятиям, связанным с профилактической работой.

Оснащение медицинского блока для медицинской помощи в школах

Образовательная организация должна предоставить медучреждению помещение для ОМПО, соответствующее условиям и требованиям к осуществлению меддеятельности. Кроме того, она обязана оснастить это помещение мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Порядку). Медучреждение, в свою очередь, должно обеспечить ОМПО кадрами и лекарственными препаратами для терапевтического применения. Стандарт оснащения медблока, утвержденный Приказом Минздрава России № 822н, включает 62 наименования оборудования: 

  • весы медицинские;
  • ростомер или антропометр;
  • тонометр с возрастными манжетами;
  • стетофонендоскоп;
  • секундомер; 
  • плантограф;
  • оториноскоп с набором воронок;
  • бактерицидный облучатель воздуха;
  • комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот»;
  • аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу);
  • жгут кровоостанавливающий резиновый; 
  • носилки;
  • травматологическая укладка; 
  • шкаф медицинский для хранения лекарственных средств;
  • шкаф для хранения медицинской документации;
  • персональный компьютер;
  • принтер и т. д.

Следует отметить, что данный стандарт существенно расширился по сравнению с ранее действовавшим.

ОМПО может быть создано в образовательной организации, если она имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Следует отметить, что данный стандарт существенно расширился по сравнению с ранее действовавшим. В процессе деятельности ОМПО должно взаимодействовать с образовательной организацией, медучреждениями, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Роспотребнадзора, органами опеки и попечительства, социальной защиты и др.

ОМПО также должно вести в установленном порядке специализированную документацию и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ОМПО также должно вести в установленном порядке специализированную документацию и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль