Государственная итоговая аттестация без репетиторов – это реально

28

Совсем скоро начнется государственная итоговая аттестация в школах. О том, как южноуральские выпускники сдают экзамены, какие предметы они чаще всего выбирают, какие результаты показывают, а также о том, можно ли учиться в старших классах без репетиторов, мы поговорили с министром образования и науки Челябинской области Александром Игоревичем Кузнецовым.

Государственная итоговая аттестация в школах на Южном Урале

В России начинается период прохождения государственной итоговой аттестации. Готовы ли южноуральские учителя и ученики к этому испытанию? Будут ли в этом году приняты какие-то особые меры контроля?

А.К.: В 2014 г. в государственной итоговой аттестации примут участие почти 15 тыс. выпускников 11-х классов и около 30 тыс. выпускников 9-х классов южноуральских школ.

Чтобы получить аттестат, девятиклассники должны сдать основной государственный экзамен, или ОГЭ, по русскому языку и математике. Остальные предметы выбираются по желанию. Каждый пятый девятиклассник Челябинской области воспользовался этим правом и будет сдавать хотя бы один экзамен по выбору.

До 1 марта с экзаменом по выбору определились и выпускники одиннадцатых классов. Традиционно среди наиболее популярных предметов в нашем регионе обществознание – его будут сдавать более 8 тыс. выпускников. Чаще других выбирают физику, историю, биологию. В прошлом году впервые был выбран экзамен по испанскому языку.

Планируется, что в этом году на территории области будут действовать 100 пунктов проведения ЕГЭ. На каждом установят видеонаблюдение, а 40 наиболее крупных пунктов выведут в онлайн-вещание. Предполагается также, что на входе в места проведения экзаменов будут стоять металлоискатели.

Каковы результаты государственной итоговой аттестации в школах по региону в прошлом и позапрошлом годах? Есть ли положительная динамика? Какие предметы сдаются лучше, какие хуже?

А.К.: В 2013 г. выпускные экзамены сдали более 16 тыс. одиннадцатиклассников и около 30 тыс. девятиклассников. Почти по всем предметам средний балл выше, чем в 2012 г., незначительное снижение мы отметили лишь по литературе. 191 выпускник получил на ЕГЭ высший балл. Больше всего «стобалльников» по химии и русскому языку. У трех выпускников максимальный результат сразу по двум предметам: Александр Ус из Озерска получил высший балл по математике и информатике, Татьяна Баркова из Кусы – по биологии и русскому языку, Полина Савченко из Челябинска – по истории и  русскому языку.

На апелляцию в прошлом году было подано чуть больше тысячи экзаменационных работ. По их количеству лидирует математика: со своими результатами по этому предмету не согласились 611 выпускников, 148 апелляций были удовлетворены.

Уровень знаний выпускников обусловлен качеством преподавания, которое, в свою очередь, зависит от того, насколько профессия учителя ценится в обществе. Выполняются ли в Челябинской области указы Президента РФ 2012 г. о повышении заработной платы педагогических работников?

А.К.: В прошлом году на повышение зарплаты педагогов из консолидированного бюджета было выделено примерно 6,8 млрд руб. При этом учитывались прогнозное значение заработной платы в Челябинской области – 24,99 тыс. руб., фактическая численность сотрудников по основному месту работы, целевые показатели соотношения заработной платы, установленные «дорожной картой» в сфере образования. На эти же цели из средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности было направлено еще более 300 млн руб., а из средств, полученных в результате реорганизации учреждений и оптимизации штатной численности персонала, – около 240 млн руб.

По итогам 2013 г. средняя заработная плата южноуральских педагогов в дошкольных учреждениях составила примерно 21 тыс. руб., в общеобразовательных учреждениях – 25 тыс. руб., причем у учителей этот показатель оказался чуть выше, чем у других педагогических работников. В целом по сравнению с 2012 г. рост заработной платы в сфере образования Челябинской области составил от 40 до 94,6%.

Сказалось ли это на привлекательности  профессии педагогического работника?

А.К.: Да, педагогов стало больше, уменьшилась текучесть. По данным на 1 января 2013 г.,

в образовательной системе региона работали примерно 47 тыс. человек, а ровно через год – 49 тыс. Более того, вырос средний балл по ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в 2013 г. в педагогические высшие и средние учебные заведения. Например, в Челябинском государственном педагогическом университете в 2012 г. средний проходной балл был 57, а в 2013 г. – 62. Это говорит о том, что статус педагогической профессии повысился.

За последние годы школы стали более самостоятельными в финансово-хозяйственной деятельности. Предполагалось, что большая часть из них будет оказывать платные услуги или зарабатывать другими законными способами. Но школы продолжают тянуть деньги с родителей – возможно потому, что не умеют грамотно организовать бизнес-процесс. Можно ли им как-нибудь в этом помочь, и если да, то каким образом?

А.К.: Помочь можно, только повышая только квалификацию директоров школ, другого пути нет. Необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу, которая позволит образовательным организациям успешнее встраиваться в рыночную экономику. Но ждать больших перемен за год-два абсурдно, поэтому директора должны сами проявлять инициативу: читать специальную литературу, посещать курсы, перенимать опыт у коллег.

С такими же руководителями, которым проще вытягивать деньги из родителей, чем самим организовывать дополнительные платные услуги, нужно расставаться.

О необходимости репетиторов для прохождения государственной итоговой аттестации в школах

Как Вы относитесь к тому, что не только организация обучения, но и само обучение все больше становится заботой родителей? Даже самые способные дети вынуждены в старших классах перед государственной итоговой аттестацией в школе заниматься с репетиторами.

А.К.: Я бы не сказал, что родители вынуждены привлекать репетиторов для работы с детьми. Школа дает базовые знания, создает условия, равные для всех. Однако сегодня от работника в любой сфере деятельности требуется высокий уровень образования. Поэтому родители, заинтересованные в будущей карьере своих детей, нанимают репетиторов, загружают старшеклассников дополнительной учебной работой, чтобы те демонстрировали результаты выше средних, стандартных.

Для этого достаточно и обычной школы, но   у ребенка не всегда есть мотивация для изучения тех или иных предметов, и родители вынуждены компенсировать ее недостаток увеличением количества занятий. В большинстве случаев репетиторов нанимают тем ученикам, у которых нет интереса к учебе.

И наоборот, мотивированному ученику репетиторы не нужны. Что же касается повышения мотивации к учебе, то над этим необходимо работать и учителям, и родителям.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль