Девиантное поведение школьников: как выявить и как помочь?

478

Пожалуй, никакие другие дети не вызывают у взрослых столько возмущения, гнева, страхов и тревог, бессилия и отчаяния, как те, чье поведение принято считать девиантным. Не зря их называют «трудными» или «проблемными» чаще, чем каких-либо других детей. И действительно, легко ли любить хулиганов и драчунов, двоечников и прогульщиков, лгунов и сквернословов, провокаторов,нарушителей общественного порядка и даже желающих совершить суицид? Как не допустить подобных отклонений, как оказать помощь детям с девиантным поведением и как принимать детей, для которых, кажется, нет ничего святого и которые способны дойти или уже дошли до крайностей – наркомании, алкоголизма, преступных действий?

Девиантное поведение школьников: разберемся в понятии

Девиантный (от англ. deviation – отклонение) значит «отклоняющийся от нормы». Девиантным поведением школьников принято называть систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали*.

К сожалению, провести четкую границу между нормой и отклонением от нее не так-то просто, тем более это сложно сделать в отношении детского и подросткового поведения. Глядя на детей, которые только усваивают, что правильно, а что нет, и делают это на собственном опыте, живя настоящим, всегда ли точно можно сказать, где норма, а где отклонение от нее?

Кроме того, определение нормального или девиантного поведения школьников делается взрослыми зачастую на основании своего субъективного взгляда, сформированного на почве личных ожиданий, ценностей и представлений о правильном и неправильном. Да и эмоции – куда же без них при работе с «трудными» – не прибавляют к оценке объективности. Поэтому специалисты – психиатры, психологи, юристы – предлагают не торопиться с определениями, оценками и тем более с оказанием помощи детям с девиантным поведением.

Прежде всего, необходимо попытаться во всем разобраться. На что нужно обратить внимание при определении девиантного поведения школьников?

Диагноз девиантное поведение школьников ставится на основании таких фактов, как чрезмерная агрессивность, проявления жестокости, склонность к разрушительным действиям (например, поджогам), воровству, хулиганским поступкам, а также лживость, прогулы в школе, уходы из дома, откровенное непослушание и т. д. Обычно основанием для соответствующей оценки служит продолжительность описанных отклонений, составляющая шесть и более месяцев. Иными словами, единичные случаи пререкания с учителем, хождения по классу, курения в туалете, вызывающего внешнего вида и т. д. не всегда и не являются 100% доказательством девиантного поведения школьников.

Выделяют следующие признаки девиантного поведения школьников**:

1. Табакокурение

Узнать о том, что подросток курит, не так уж сложно. Обычно от него и от его одежды пахнет табаком. Подростки, которые много курят, как правило, часто болеют простудными заболеваниями, плохо учатся и мало едят.

2. Злоупотребление алкоголем

Педагогам и родителям желательно знать признаки той или иной степени опьянения: радостное настроение, чувство самодовольства, дурашливое поведение свидетельствуют о легкой степени опьянения; быстрая и громкая речь, бестактные шутки, эмоциональное возбуждение, нарушение координации движений – об опьянении средней степени; серьезные нарушения координации движений, немотивированная агрессия, невнятная речь, нелепость поведения – об опьянении тяжелой степени.

3. Употребление наркотиков

Признаки того, что ребенок употребляет наркотики, можно разделить на две группы: психологические и соматические. К психологическим признакам относятся повышенная утомляемость, снижение работоспособности, резкие перепады настроения, к соматическим – неустойчивость артериального давления, повышенная потливость, расширение зрачков, слезотечение, «гусиная кожа», ломота в суставах, нарушение аппетита и сна.

4. Агрессивное поведение

Педагогов и родителей должны настораживать в поведении ребенка немотивированная агрессия (она часто бывает направлена на незнакомых и посторонних людей), получение удовольствия от причинения боли окружающим (другим детям, животным и т. д.), участие в групповых драках, актах вандализма.

5. Употребление нецензурных выражений

В ситуациях, вызывающих чувство досады, раздражения, а также с целью эмоциональной разрядки в общении со сверстниками (иногда в присутствии взрослых) подросток может употреблять ругательства. Вряд ли получится запретить детям произносить такие слова вообще, но они не должны их употреблять в публичных местах и использовать в качестве разговорных выражений.

6. Побеги из дома и бродяжничество

Чаще всего дети убегают из дома ненадолго – до глубокой ночи или утра следующего дня. Реже побег совершается «на трезвую голову», т. е. ребенок изначально не собирается возвращаться домой. В этом случае велика вероятность того, что он попадет в дурную компанию или будет заниматься бродяжничеством.

7. Склонность к воровству

Жизненная практика показывает, что воруют не только мальчики, но и девочки. Объектами краж мальчиков чаще становятся карманные деньги, гаджеты, одежда, девочек больше привлекают украшения и предметы косметики.

8. Сексуальная расторможенность

О сексуальной расторможенности подростка следует говорить в случае, если он проявляет повышенный интерес к лицам противоположного пола, публично выражает желание физической близости, имеет вызывающий внешний вид.

9. Суицидальное поведение

Довольно часто о желании покончить счеты с жизнью подростки и юноши предупреждают заранее. Большинство суицидальных попыток совершаются дома в дневное или вечернее время. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы какому-то конкретному человеку.

Девиантное поведение школьников свидетельствует о том, что ребенок оказался в ситуации социально-психологической дезадаптации, т. е. что нарушен процесс его развития, образования и социализации.

Причины девиантного поведения школьников

Существует множество причин, которые могут стать причинами девиантного поведения школьников. Условно их можно разделить на четыре основные группы:

  • биологические;
  • социальные;
  • педагогические;
  • психологические.

К биологическим причинам относятся генетическая предрасположенность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, физиологическом, психическом и интеллектуальном развитии. Основными социальными причинами являются нездоровая обстановка в семье, плохое окружение, негативное влияние средств массовой информации. Педагогические причины в принципе можно обобщить в одну – недостатки в семейном и(или) школьном воспитании.

Отдельно следует сказать о психологических причинах появления девиантного поведения школьников. Они, как правило, возникают в подростковом возрасте и связаны с так называемым подростковым кризисом личности, наблюдаются различные формы дезадаптации школьников в подростковом возрасте.

Вообще девиантное поведение школьников – это в большинстве случаев негативная реакция на трудности. В подростковом возрасте, особенно если ребенок не обучен справляться со стрессовыми ситуациями, он реагирует на трудности одним из деструктивных способов. Например, протестует или встает в оппозицию к тому, кто вызывает у него конфликтные переживания. При этом может быть как активный протест – непослушание, грубость, хулиганство, так и пассивный – отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства.

Довольно часто подростки имитируют или копируют поведение наиболее авторитетного для себя лица, причем берут за образец асоциальные формы поведения. Таким образом они компенсируют свои «недостатки», самоутверждаются в обществе. Иногда усилия превращаются в сверхусилия. Например, пугливый подросток начинает нападать на других подростков, увлекается опасной ездой на мотоцикле и др. В этом случае можно говорить о реакции гиперкомпенсации.

На что нужно обратить внимание учителю при выявлении девиантного поведения школьников

Наверное, ни одного из учителей не обходит эта проблема – «трудный» ученик в классе. Камень преткновения при взаимодействии с такими детьми – их агрессивность. При этом речь идет не только о физической форме агрессии (драки, издевательства, вандализм), но и вербальной (оскорбительные жесты, мимика, слова и выражения).

Как правило, девиантное поведение школьников является следствием протеста против правил поведения, установленных в школе: носят вызывающую одежду и (или) прическу, демонстративно курят, постоянно опаздывают на уроки и(или) прогуливают их. В последнее время участились случаи, когда ученики прямо или скрыто оскорбляют учителей, в т. ч. употребляя в речи нецензурные выражения. В связи с этим в июне 2014 г. заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию В.Е. Шудегов предложил установить запрет на оскорбления и насмешки в отношении школьных педагогов.

По его мнению, государство должно защищать педагогов таким же образом, как работников правоохранительных органов. Депутат пообещал подготовить соответствующие поправки в новый закон об образовании, запрещающие оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения в адрес учителей (являющиеся характерными признаками девиантного поведения школьников). Несовершеннолетним за оскорбление учителей будет грозить выговор или исключение из школы, а тем, кому исполнилось 18, – уголовное наказание***.

В основе девиантного поведения школьников может лежать явная или скрытая психопатология. Наличие такой психопатологии у детей могут диагностировать только психиатры.

Помимо агрессивности, для «трудных» учеников характерна чрезмерная демонстративность. Она проявляется в форме позерства, самолюбования, лести, заискивания, постоянных капризов. Как правило, такие дети являются прекрасными манипуляторами и для того чтобы добиться своей цели используют самые разные приемы, вплоть до симуляции болезни. Несмотря на то что они плохо учатся, учителя переводят их из класса в класс, поскольку в целом они создают о себе благоприятное впечатление.

К девиациям также относятся:

  • высокий уровень тревожности (выражается в крайней застенчивости, неуверенности в себе и в своих способностях, низкой самооценке);
  • навязчивые потребности, к которым относятся различные виды зависимости (игровая, компьютерная, наркотическая и др.)****.

Оказываем помощь детям с девиантным поведением

Если обратиться к истории, то обнаружится, что человечество выработало три основные формы воздействия на человека с девиантным поведением:

  • профилактические мероприятия;
  • разъяснительно-воспитательная работа;
  • запреты и изоляция.

Их используют в зависимости от причин, вызвавших девиантное поведение школьников. Если причиной является генетический фактор, школа должна осуществлять за ребенком постоянный контроль и проводить с ним профилактические мероприятия, если социальный – нужно организовать комплексную работу с его семьей (в случае необходимости можно привлечь органы опеки и попечительства), если психологический – следует подключить не только психологическую службу школы, но и психиатра. К запретам и изоляции рекомендуется обращаться только в крайнем случае– например, если ребенок совершил противоправное деяние.

Родители и педагоги часто недооценивают важность для ребенка соблюдения режима дня, правильного питания, занятий спортом. Между тем переход на здоровый образ жизни всегда положительно сказывается на поведении «трудных» детей.

Многие психологические проблемы происходят из сферы отношений с окружающими людьми. Проблема девиантного поведения школьников не исключение. Не будет ошибочным утверждать, что исправление или устранение отклоняющегося поведения возможно благодаря хорошим отношениям ребенка с педагогами или наставниками.

Не зря бывшие трудные подростки часто поминают добрым словом своих учителей.

Таким учителям свойственны высокое педагогическое мастерство, любовь и уважительное отношение к детям, интерес к их жизни, чувство юмора. Они умеют постоять за себя, быть в меру строгим и требовательным, но могут и понять, услышать, посочувствовать, вовремя положить руку на плечо и помочь в трудную минуту. Им достаточно легко удается завоевать доверие подростка, сформировать у него мотив «быть хорошим», чтобы получить одобрение взрослых. Мотив, который может перевесить любое деструктивное устремление.

В заключение приведем несколько советов, которые помогут педагогу оказать помощь детям с девиантным поведением:

1. Устраните из общения с «трудным» ребенком способы и формы воздействия, которые вызывают у него протест или негативную реакцию.

2. В разговоре с «трудным» ребенком ведите себя доброжелательно, никогда не показывайте, что раздражены. Не делайте ложных заявлений и не давайте обещаний, если не уверены, что сможете их выполнить.

3. Если возникла сложная ситуация, а вы не знаете, как действовать, не принимайте решений на скорую руку, лучше переключите внимание ребенка на что-либо другое, а затем проанализируйте ситуацию и сделайте выводы.

4. В случае проявления со стороны ребенка агрессии, сохраняйте спокойствие. Старайтесь дышать ровно, говорить тихо, но уверенно. Часто естественной реакцией на то, что ребенок встает и проявляет агрессию, будет желание встать самому. Это может быть расценено как конфронтация и усугубит ситуацию, поэтому делать этого не надо.

5. Контролируйте учебную деятельность ребенка: проверяйте регулярно домашнее задание, поддерживайте связь с его родителями.

6. Стимулируйте учебную деятельность ребенка – хорошей оценкой, похвалой, созданием ситуации успеха и т. д.

7. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми. Не фиксируйте внимание «трудного» ребенка на неудачах, не сравнивайте его с кем-либо, не ставьте никого ему в пример.

8. Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки. Используйте разные формы несловесной поддержки: улыбка, подбадривающее пожатие руки и т. д.

* Гершгорина О.В., Владимирова Т.Д. Расстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогический процесс: методические рекомендации врача-психиатра и психолога педагогам. Хабаровск: ХГПУ, 2004.

** Солдатова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие для педагогов и вожатых. Орехово-Зуево: Издательство

*** Источник: http://lenta.ru/.

**** Мачурина Т.Н. Проблема девиантного поведения: комплексный подход Источник: http://ped-kopilka.ru/.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 75%
  • нет 25%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль