Повышение качества школьного образования в Ростовской области

24

Последние несколько лет работники сферы образования Ростовской области трудятся в условиях обновляющегося законодательства. Помимо Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указов Президента РФ о реализации государственной социальной политики и государственной политики в области образования и науки, на их работу существенным образом повлиял вступивший в силу в конце 2013 г. новый областной закон об образовании. О том, что было сделано в регионе для повышения качества школьного образования за это время, какие программы и проекты удалось реализовать, а также о том, какие мероприятия планируется провести в следующем учебном году, рассказывает министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Валентиновна Балина.

Для повышения качества школьного образования необходимо должное финансирование

Лариса Валентиновна, с 2012 г. во всех российских регионах реализуется программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Что было сделано за это время в Ростовской области?

Л.Б.: В 2013 г. мы приняли Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013–2018 годы*. В соответствии с ней были утверждены целевые показатели эффективности деятельности руководителей подведомственных учреждений. Это позволило устанавливать руководителям выплаты стимулирующего характера с учетом результативности их работы. По итогам 2013 г. министерство общего и профессионального образования Ростовской области заключило эффективные контракты с руководителями всех подведомственных учреждений.

Большая работа была проведена и в отношении педагогических работников. Размер их заработной платы увеличился не только за счет расширения перечня стимулирующих выплат, но и за счет повышения должностных окладов.

В настоящее время для всех педагогических работников государственных образовательных учреждений Ростовской области действует надбавка за результативность и качество работы по организации образовательного процесса. Ее максимальный размер не ограничен и может определяться учреждениями самостоятельно. Чтобы дифференциация в оплате труда педагогических работников в зависимости от квалификации стала более ощутимой, увеличен размер заработной платы педагогов с высшей квалификационной категорией. Кроме того, для всех педагогов предусмотрены дополнительные выплаты с учетом персонального повышающего коэффициента в размере до 200% должностного оклада, при установлении которого принимаются во внимание уровень профессиональной подготовленности, сложность и важность выполняемой работы, а также другие факторы.

Еще один важный момент – образовательным учреждениям разрешено увеличивать премиальный фонд за счет экономии по фонду оплаты труда и другим статьям расходов (для казенных учреждений) или в пределах общей суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (для бюджетных и автономных учреждений).

По просьбам педагогических работников в 2014 г. в нормативные акты Ростовской области были внесены изменения, касающиеся надбавок за почетные звания. Теперь учредители государственных учреждений могут самостоятельно определять перечень ведомственных почетных званий, нагрудных знаков и значков, наличие которых влияет на выплату надбавки за качество выполняемой работы.

В результате принятых мер в 2013 г. средняя заработная плата всех категорий работников образовательных учреждений Ростовской области достигла целевых показателей, определенных соответствующими указами Президента РФ**.

Разумеется, введение новых механизмов совершенствования системы оплаты труда в сфере образования не является самоцелью. Оно должно привести к повышению качества предоставляемых населению образовательных услуг. Если зарплаты педагогов будут расти, а уровень обучения останется прежним, то общество не получит того, на что рассчитывает, – умных и креативных выпускников школ, компетентных и инициативных специалистов. Этот момент как сейчас, так и в будущем нужно четко контролировать.

В настоящее время во многих регионах в массовом порядке закрываются малокомплектные школы. Родители учеников и работники школ, как правило, выступают против. Как решается эта проблема в Ростовской области?

Л.Б.: Сеть малокомплектных школ на территории Ростовской области не только не сокращается, но и развивается. В 2013–2014 учебном году у нас функционировали 723 сельские школы, из которых 360, т. е. примерно половина, имели статус «малокомплектные». При этом в 2010–2011 учебном году малокомплектных школ было всего 331. Получается, что за три года их количество увеличилось почти на три десятка. Детей, которые посещают малокомплектные школы, тоже стало больше: в 2010–2011 учебном году их было 24 тыс., а сейчас – 26 тыс. Произошло это засчет того, что мы в соответствии с новым областным законом об образовании*** перевели в статус «малокомплектные» сельские школы, в которых не менее 50% классов имеют наполняемость 12 и менее человек.

С 2009 г. мы осуществляем финансирование сельских малокомплектных школ по нормативу не на одного обучающегося, а на класс-комплект. При таком подходе средств на организацию образовательной деятельности получается больше.

Почему мы стараемся сохранить малокомплектные школы? Да потому что школа – это интеллектуально-культурный центр села и в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов.

В настоящее время в регионе функционирует 15 школ с числом обучающихся менее 20 человек, т. е. в классах там может быть всего один или два ученика. Тем не менее мы создаем каждому ребенку в соответствии с законодательством условия для получения качественного образования.

Кстати, свободные площади в школах не простаивают – они используются для работы объединений дополнительного образования детей, дошкольных групп полного дня и кратковременного пребывания.

Повышение качества школьного образования требует укрепления здоровья учащихся

В последние годы в Ростовской области уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья школьников, в т. ч. реализуется пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Л.Б.: Действительно, с 2012 г. в Ростовской области реализуется пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях с использованием инновационных аппаратно-программных комплексов «Армис». В нем участвуют 232 общеобразовательных учреждения из всех муниципальных образований.

В период с сентября 2012 по июнь 2014 г. в рамках проекта было обследовано более 109 тыс. обучающихся. В результате у многих детей были выявлены отклонения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной систем. Им были даны направления для более глубокого обследования у врачей-специалистов.

Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования провел мониторингздоровье сберегающей деятельности пилотных школ, а затем, проанализировав его результаты, подготовил для каждой школы методические рекомендации по устранению недостатков.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработал учебный курс «Здоровьеохранное образовательное пространство современной школы. Проектирование и организация». На данный момент его прошли более 100 работников школ и других учреждений системы образования.

В следующем учебном году планируется обобщить передовой опыт пилотных школ, показавших наилучшие результаты в организации здоровьесберегающей деятельности, и провести мероприятия по обмену опытом.

Повышение качества школьного образования – это не только умственное, но и физическое развитие

По инициативе Президента РФ с 1 сентября 2014 г. стартует проект по возрождению физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Какие изменения в связи с этим ожидают школы региона? Будут ли учителя физкультуры проходить дополнительное обучение?

Л.Б.: 15 мая 2014 г. в нашем министерстве состоялось заседание с участием представителей министерства по физической культуре и спорту Ростовской области, на котором обсуждались вопросы реализации соответствующего указа Президента РФ. В результате был разработан план мероприятий поэтапного внедрения комплекса ГТО.

Он предусматривает совершенствование на региональном уровне законодательной базы в области физической культуры и спорта, создание физкультурно-спортивных клубов в трудовых коллективах и по месту жительства, открытие центров тестирования. Одним из пунктов плана является разработка программ повышения квалификации учителей физической культуры, работников образовательных организаций, медицинских учреждений и организаторов физкультурно-спортивной работы (в т. ч. волонтеров) для работы с населением по внедрению ГТО.

Поскольку нормативы комплекса рассчитаны на разные возрастные категории, в т. ч. на детей 6 лет и пенсионеров, практически все ученики и работники школ смогут в этом участвовать. Каким образом – будет ясно позже, когда пройдет этап апробации проекта.

Ростовская область – единственный субъект РФ, в котором разработана и успешно реализуется программа «Всеобуч по плаванию». Что это за программа?

Л.Б.: Программа «Всеобуч по плаванию» была разработана по инициативе губернатора Ростовской области и стала частью комплекса мер по профилактике несчастных случаев на воде с детьми младшего школьного возраста.

Ее основная цель – обучить учеников начальной школы базовым навыкам плавания и умению держаться на воде без вспомогательных средств. Кроме того, программа направлена на устранение нарушений осанки, намечающихся у детей уже после первого года обучения в школе, популяризацию плавания как вида спорта, организацию активного досуга обучающихся.

С 2013 по 2015 г. на реализацию программы будет выделено более 36 млн руб., что позволит обучить плаванию около 45 тыс. учеников 2–3-х классов общеобразовательных школ. К 1 июня 2014 г. такое обучение уже прошли 6 тыс. детей.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

* Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013–2018 годы утверждена постановлением правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 222. – Примеч. ред.

** Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». – Примеч. ред.

*** Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль