Повышение качества школьного образования в Ростовской области

22

Последние несколько лет работники сферы образования Ростовской области трудятся в условиях обновляющегося законодательства. Помимо Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указов Президента РФ о реализации государственной социальной политики и государственной политики в области образования и науки, на их работу существенным образом повлиял вступивший в силу в конце 2013 г. новый областной закон об образовании. О том, что было сделано в регионе для повышения качества школьного образования за это время, какие программы и проекты удалось реализовать, а также о том, какие мероприятия планируется провести в следующем учебном году, рассказывает министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Валентиновна Балина.

Для повышения качества школьного образования необходимо должное финансирование

Лариса Валентиновна, с 2012 г. во всех российских регионах реализуется программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Что было сделано за это время в Ростовской области?

Л.Б.: В 2013 г. мы приняли Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013–2018 годы*. В соответствии с ней были утверждены целевые показатели эффективности деятельности руководителей подведомственных учреждений. Это позволило устанавливать руководителям выплаты стимулирующего характера с учетом результативности их работы. По итогам 2013 г. министерство общего и профессионального образования Ростовской области заключило эффективные контракты с руководителями всех подведомственных учреждений.

Большая работа была проведена и в отношении педагогических работников. Размер их заработной платы увеличился не только за счет расширения перечня стимулирующих выплат, но и за счет повышения должностных окладов.

В настоящее время для всех педагогических работников государственных образовательных учреждений Ростовской области действует надбавка за результативность и качество работы по организации образовательного процесса. Ее максимальный размер не ограничен и может определяться учреждениями самостоятельно. Чтобы дифференциация в оплате труда педагогических работников в зависимости от квалификации стала более ощутимой, увеличен размер заработной платы педагогов с высшей квалификационной категорией. Кроме того, для всех педагогов предусмотрены дополнительные выплаты с учетом персонального повышающего коэффициента в размере до 200% должностного оклада, при установлении которого принимаются во внимание уровень профессиональной подготовленности, сложность и важность выполняемой работы, а также другие факторы.

Еще один важный момент – образовательным учреждениям разрешено увеличивать премиальный фонд за счет экономии по фонду оплаты труда и другим статьям расходов (для казенных учреждений) или в пределах общей суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (для бюджетных и автономных учреждений).

По просьбам педагогических работников в 2014 г. в нормативные акты Ростовской области были внесены изменения, касающиеся надбавок за почетные звания. Теперь учредители государственных учреждений могут самостоятельно определять перечень ведомственных почетных званий, нагрудных знаков и значков, наличие которых влияет на выплату надбавки за качество выполняемой работы.

В результате принятых мер в 2013 г. средняя заработная плата всех категорий работников образовательных учреждений Ростовской области достигла целевых показателей, определенных соответствующими указами Президента РФ**.

Разумеется, введение новых механизмов совершенствования системы оплаты труда в сфере образования не является самоцелью. Оно должно привести к повышению качества предоставляемых населению образовательных услуг. Если зарплаты педагогов будут расти, а уровень обучения останется прежним, то общество не получит того, на что рассчитывает, – умных и креативных выпускников школ, компетентных и инициативных специалистов. Этот момент как сейчас, так и в будущем нужно четко контролировать.

В настоящее время во многих регионах в массовом порядке закрываются малокомплектные школы. Родители учеников и работники школ, как правило, выступают против. Как решается эта проблема в Ростовской области?

Л.Б.: Сеть малокомплектных школ на территории Ростовской области не только не сокращается, но и развивается. В 2013–2014 учебном году у нас функционировали 723 сельские школы, из которых 360, т. е. примерно половина, имели статус «малокомплектные». При этом в 2010–2011 учебном году малокомплектных школ было всего 331. Получается, что за три года их количество увеличилось почти на три десятка. Детей, которые посещают малокомплектные школы, тоже стало больше: в 2010–2011 учебном году их было 24 тыс., а сейчас – 26 тыс. Произошло это засчет того, что мы в соответствии с новым областным законом об образовании*** перевели в статус «малокомплектные» сельские школы, в которых не менее 50% классов имеют наполняемость 12 и менее человек.

С 2009 г. мы осуществляем финансирование сельских малокомплектных школ по нормативу не на одного обучающегося, а на класс-комплект. При таком подходе средств на организацию образовательной деятельности получается больше.

Почему мы стараемся сохранить малокомплектные школы? Да потому что школа – это интеллектуально-культурный центр села и в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов.

В настоящее время в регионе функционирует 15 школ с числом обучающихся менее 20 человек, т. е. в классах там может быть всего один или два ученика. Тем не менее мы создаем каждому ребенку в соответствии с законодательством условия для получения качественного образования.

Кстати, свободные площади в школах не простаивают – они используются для работы объединений дополнительного образования детей, дошкольных групп полного дня и кратковременного пребывания.

Повышение качества школьного образования требует укрепления здоровья учащихся

В последние годы в Ростовской области уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья школьников, в т. ч. реализуется пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Л.Б.: Действительно, с 2012 г. в Ростовской области реализуется пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях с использованием инновационных аппаратно-программных комплексов «Армис». В нем участвуют 232 общеобразовательных учреждения из всех муниципальных образований.

В период с сентября 2012 по июнь 2014 г. в рамках проекта было обследовано более 109 тыс. обучающихся. В результате у многих детей были выявлены отклонения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной систем. Им были даны направления для более глубокого обследования у врачей-специалистов.

Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования провел мониторингздоровье сберегающей деятельности пилотных школ, а затем, проанализировав его результаты, подготовил для каждой школы методические рекомендации по устранению недостатков.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработал учебный курс «Здоровьеохранное образовательное пространство современной школы. Проектирование и организация». На данный момент его прошли более 100 работников школ и других учреждений системы образования.

В следующем учебном году планируется обобщить передовой опыт пилотных школ, показавших наилучшие результаты в организации здоровьесберегающей деятельности, и провести мероприятия по обмену опытом.

Повышение качества школьного образования – это не только умственное, но и физическое развитие

По инициативе Президента РФ с 1 сентября 2014 г. стартует проект по возрождению физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Какие изменения в связи с этим ожидают школы региона? Будут ли учителя физкультуры проходить дополнительное обучение?

Л.Б.: 15 мая 2014 г. в нашем министерстве состоялось заседание с участием представителей министерства по физической культуре и спорту Ростовской области, на котором обсуждались вопросы реализации соответствующего указа Президента РФ. В результате был разработан план мероприятий поэтапного внедрения комплекса ГТО.

Он предусматривает совершенствование на региональном уровне законодательной базы в области физической культуры и спорта, создание физкультурно-спортивных клубов в трудовых коллективах и по месту жительства, открытие центров тестирования. Одним из пунктов плана является разработка программ повышения квалификации учителей физической культуры, работников образовательных организаций, медицинских учреждений и организаторов физкультурно-спортивной работы (в т. ч. волонтеров) для работы с населением по внедрению ГТО.

Поскольку нормативы комплекса рассчитаны на разные возрастные категории, в т. ч. на детей 6 лет и пенсионеров, практически все ученики и работники школ смогут в этом участвовать. Каким образом – будет ясно позже, когда пройдет этап апробации проекта.

Ростовская область – единственный субъект РФ, в котором разработана и успешно реализуется программа «Всеобуч по плаванию». Что это за программа?

Л.Б.: Программа «Всеобуч по плаванию» была разработана по инициативе губернатора Ростовской области и стала частью комплекса мер по профилактике несчастных случаев на воде с детьми младшего школьного возраста.

Ее основная цель – обучить учеников начальной школы базовым навыкам плавания и умению держаться на воде без вспомогательных средств. Кроме того, программа направлена на устранение нарушений осанки, намечающихся у детей уже после первого года обучения в школе, популяризацию плавания как вида спорта, организацию активного досуга обучающихся.

С 2013 по 2015 г. на реализацию программы будет выделено более 36 млн руб., что позволит обучить плаванию около 45 тыс. учеников 2–3-х классов общеобразовательных школ. К 1 июня 2014 г. такое обучение уже прошли 6 тыс. детей.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова

* Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013–2018 годы утверждена постановлением правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 222. – Примеч. ред.

** Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». – Примеч. ред.

*** Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль