Установка сигнализации в школе

140

Согласно п. 6.48 вступившего в силу свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», помимо необходимости обеспечения пожарной безопасности, также содержит в себе требования, согласно которым, для антитеррористической защищенности учреждений образования следует предусматривать оборудование для передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» (тревожную кнопку). Данное требование справедливо, однако далеко не все школы могут его выполнить. Кто с точки зрения суда должен нести ответственность за отсутствие кнопки сигнализации в школе – ее администрация или учредитель?

По материалам Тамбовского областного суда

Дело об установке кнопки сигнализации в школе: Резюме

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовского района и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Покрово-Пригородная средняя общеобразовательная школа» (далее – Школа) об обязании установить сигнализацию в школе и выделить средства для ее монтажа по апелляционной жалобе администрации Тамбовского района на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19 ноября 2013 г., которым постановлено: обязать администрацию Тамбовского района выделить денежные средства в размере, необходимом для установки кнопки сигнализации в школе Школы в с. Красносвободное Тамбовского района (далее – Филиал) в срок до 1 марта 2014 г., а также обязать администрацию Школы – установить кнопку тревожной сигнализации в Филиале в срок до 1 апреля 2014 г.

Дело об установке кнопки сигнализации в школе: Слово заявителю апелляционной жалобы

В апелляционной жалобе администрация Тамбовского района просит решение суда отменить. По мнению заявителя, в иске прокурора не указаны нормы федерального законодательства, содержащие требования, обязывающие органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления установить сигнализацию в школе. Заявитель считает, что ссылка в иске на письма Минобрнауки России является необоснованной, поскольку они носят рекомендательный характер и в них отсутствуют упоминания о кнопке тревожной сигнализации.

Кроме того, заявитель полагает, что в исковом заявлении отсутствуют обоснованные доводы о нарушении в связи с отсутствием кнопки сигнализации в школе действующего законодательства и конкретных прав, а также указывает на то, что в силу постановления главы Тамбовского района в целях повышения уровня антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях принята районная программа, согласно которой в течение трех лет планируется осуществление обеспечения образовательных учреждений района средствами антитеррористической безопасности, в т. ч. кнопками сигнализации в школах.

Также заявитель обращает внимание на то, что прокуратурой документально не подтверждены отсутствие или наличие кнопки сигнализации в школе и необходимость ее установки. В материалах дела отсутствуют справка о результатах проведенной проверки и акт проверки соблюдения требований законодательства, подтверждающие итог проверочных действий прокуратуры и установление факта нарушения норм действующего законодательства.

Заявитель считает, что судом при вынесении решения нарушены нормы процессуального порядка обращения в суд. Фактические доводы прокурора основываются на устном заявлении о нарушении законодательства и, как следствие, прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявитель полагает, что прокуратурой был неверно избран способ защиты права. Очевидно, что решение суда могло быть вынесено лишь в случае, если необходимость выполнения требований по установке сигнализации в школе предусмотрена законодательством. Ни одна из перечисленных в решении норм материального права не содержит указаний на необходимость выполнения администрацией перечисленных мероприятий в рамках предупреждения террористических актов.

Заявитель считает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и сложившейся судебной практике.

Дело об установке кнопки сигнализации в школе: исследование доказательств в суде

В судебном заседании установлено следующее. Прокуратурой Тамбовского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в Филиале, в ходе которой было установлено отсутствие кнопки сигнализации в школе. Прокуратура пришла к выводу, что Филиал не оснащен техническим средствами антитеррористической защиты, следовательно, в нем не обеспечены безопасные условия для организации учебного процесса. Прокурор Тамбовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Тамбовского района и образовательному учреждению об обязании выделения средств на установку сигнализации в школе.

Прокурор считает, что поскольку согласно уставу Школы ее учредителем является администрация Тамбовского района, последняя обязана в силу закона участвовать в профилактике терроризма, создавать безопасные условия для осуществления образовательной деятельности. По его мнению, отсутствие кнопки сигнализации в школе препятствует экстренному сообщению органам внутренних дел о проявлении террористических действий, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности и антитеррористической защищенности людей, пребывающих в Школе, а также влечет нарушение прав неопределенного круга лиц (в т. ч. несовершеннолетних граждан) на охрану их жизни и здоровья. Прокурор просит обязать: администрацию Тамбовского района – выделить денежные средства в размере, необходимом для установки сигнализации в школе кнопки тревожной сигнализации в Филиале, в срок до 1 марта 2014 г.; администрацию Школы – установить кнопку тревожной сигнализации в срок до 1 апреля 2014 г.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19 ноября 2013 г. исковые требования прокурора Тамбовского района о выделении средств для установки сигнализации в школе были удовлетворены.

Дело об установке кнопки сигнализации в школе: обоснование позиции суда

Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»). При этом он пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по установке сигнализации в школе, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

В соответствии со ст. 2 Закона № 35-ФЗ одними из основных принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п. 5.39 строительных норм и правил СниП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Минрегиона России от 01.09.2009 № 390*, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения и кнопок сигнализации в школах, для экстренного вызова пожарной службы и правоохранительных органов, а также канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Проверкой прокуратуры Тамбовского района установлено, что кнопка сигнализации в школе отсутствует, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала, а также иных лиц, посещающих Филиал, в части их безопасного пребывания в нем.

В силу действовавшего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции подп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а также оборудование помещений (в том числе и установка сигнализации в школе) в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств**.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса***.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на учебное заведение обязанность по установке кнопки сигнализации в школе.

Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений****.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Согласно уставу Школы собственником ее имущества является администрация Тамбовского района, на которую также возложены функции учредителя Школы.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по установке сигнализации в школе как на саму школу, так и на администрацию Тамбовского района, поскольку последняя, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование Школы.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников Филиала, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является частью профилактической работы, направленной на противодействие террористической деятельности.

Принимая во внимание тот факт, что решением суда за неопределенным кругом лиц и, в первую очередь детьми, признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.

Решение суда

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тамбовского района Тамбовской области – без удовлетворения.

* Документ утратил силу 1 января 2013 г. В настоящее время указанное положение предусмотрено п. 6.48 свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СниП 31-06-2009», утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10.

** Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в т. ч. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

*** В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

**** Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль