Средства обучения в образовательных организациях

174

Современную образовательную организацию (далее – ОО) невозможно представить без средств обучения – они крайне важны для выполнения образовательных программ, независимо от их уровня. Задействование средств обучения в ОО, как и другие сферы ее деятельности, законодательно регламентировано, т. е. имеет определенные правовые основы, и участники процесса образования должны их хорошо знать.

Выбор средств обучения в образовательных организациях

Основным документом в этом вопросе, конечно, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно п. 26 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под средствами обучения в образовательной организации принято понимать:

  • приборы;
  • оборудование (в том числе и спортинвентарь);
  • инструменты (включая музыкальные);
  • учебно-наглядные пособия;
  • ПК;
  • информационно-телекоммуникационные сети;
  • аппаратно-программные и аудиовизуальные средства;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы;
  • иные материальные объекты, необходимые для организации учебной деятельности.

Ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регулирует требования, которые выдвигаются к электронным и печатным инфоресурсам, которые используются в ОО.

Выбор конкретных средств обучения в образовательной организации при осуществлении образовательного процесса относится к компетенции ОО. Как указано в ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных госстандартов, стандартов образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны бесплатно предоставлять на временное пользование:

Средства на обеспечение учебными пособиями и книгами, учебно-методическими пособиями, средствами воспитания и учебы учреждения, которые осуществляют образовательную деятельность, получают из федерального бюджета в форме ассигнований, из местных и бюджета РФ.

ОО устанавливает порядок, в ходе которого учащиеся, которые осваивают курсы, учебные предметы, дисциплины за пределами федеральных госстандартов образования или которые получают платные образовательные услуги, пользуются учебными пособиями и учебниками.

Следовательно, для правильного понимания того, какие средства обучения требуются на той или иной ступени образования, администрации ОО необходимо в первую очередь обратиться к соответствующему стандарту образования. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, содержатся требования к материально-техническим условиям выполнения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО). Данные условия предполагают, что:

  1. ОО имеет необходимое количество учебников или учебников с электронными приложениями, которые являются их составной частью, материалов и учебно-методических пособий по всем учебным предметам ООП НОО на определенных учредителем ОО языках обучения и воспитания;
  2. 2) ОО имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т. ч. к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных электронных ресурсов образования;
  3. 3) библиотека ОО имеет печатные и электронные образовательные ресурсы по всем учебным предметам в достаточном количестве и имеет фонд дополнительной литературы, который включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП НОО.

Выбирая средства обучения и воспитания в школе, важно учесть психологические особенности и возраст учащихся, педагогические цели и задачи использования данных средств, требования безопасности

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, ОО, реализующая основную образовательную программу основного общего образования (далее – ООП ООО), должна иметь необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), ИЗО, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). 

Информационно-образовательная среда ОО обязана содержать спектр информационных ресурсов, нацеленных на образование, включая цифровые ресурсы и технологические средства коммуникационных и информационных технологий, среди которых стоит выделить компьютеры, ИКТ-оборудование, каналы коммуникации, современные педагогические технологии, которые упрощают обучение.

Учебно-методическое и информационное обеспечение выполнения ООП ООО должно обеспечивать:

1) информационную поддержку образования учащихся и профессиональных обязанностей педработников, основываясь на современных информационных технологий в области библиотечных услуг (формирование и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, представление доступа к электронным учебным материалам и прочим ресурсам Интернета в сфере образования);

 2) снабжение электронными и печатными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в т. ч. учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП ООО на определенных учредителем ОО языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы ОО должен включать:

  • отечественную литературу;
  • зарубежную литературу;
  • классическую и современную художественную литературу;
  • научно-популярную и научно-техническую литературу;
  • издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
  • справочно-библиографические и периодические издания;
  • собрание словарей;
  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего (полного) образования (далее – ООП СОО) обязаны предоставить возможность достичь заявленных федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, критериев предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы.

Организация, реализующая ООП СОО, обязуется снабдить учреждение необходимыми для  обучения учащихся, административной и хозяйственной деятельности, выдав комплекты технического оснащения и оборудования, в том числе расходные материалы, которые необходимы для изучения учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности.

Выполнение ООП СОО невозможно без формирования информационно-библиотечного фонда, читального зала, лабораторий, кабинетов для учебы, админпомещений, школьного сайта и сервера, локальной и глобальной сети, что должно быть ориентировано на учебно-методическое и информационное обеспечение учебной деятельности, а также предоставление доступа к информации, необходимой для реализации образовательной программы и достижения ожидаемых результатов.

Кроме того, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП СОО предполагает:

1) информационное обеспечение учебной деятельности школьников и профессиональных обязанностей педагогов, посредством предоставления информационных технологий в сфере библиотечных услуг (предусматривается создание электронных каталогов, баз данных, поиска документов по любому критерию, доступа к электронным учебным материалам и ресурсам образования сети Интернет);

2) обеспечение электронными и печатными ресурсами по всем курсам учебного плана: книгами, печатными и учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП СОО на определенных учредителем ОО языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

  • отечественную литературу;
  • произведения зарубежных авторов;
  • классику и современную художественную литературу;
  • научно-популярную и научно-техническую литературу;
  • издания по ИЗО, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
  • справочно-библиографические и периодические издания;
  • собрание словарей;
  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Следует подчеркнуть, что ни один из существующих сегодня федеральных государственных стандартов образования не содержит конкретного перечня необходимых средств обучения в школе, поскольку он напрямую зависит от той программы обучения, которую выбирает для себя ОО. К примеру, если в ОО, расположенной в сельской местности, есть свое пришкольное хозяйство, то для проведения уроков трудового обучения ей понадобятся такие средства обучения, как лопаты, носилки, ведра, мотыги, сельхозтехника и др. При этом городской ОО скорее пригодится столярное или слесарное оборудование для мальчиков и швейные машинки для девочек.

Обеспечение безопасности средств обучения в образовательных организациях

Общеизвестный факт, современные средства обучения в образовательной организации способны не только улучшить процесс усвоения обучающимися учебного материала, но и нанести вред их здоровью. Компьютеры, интерактивные доски, телевизоры, аудио- проигрыватели и прочее оборудование, в основе работы которого лежат визуализация, излучение и звук, должны применяться ОО на занятиях исключительно в целях обучения и воспитания и притом строго дозировано.

Реализуя программы образования, средства и методы получения обучения и воспитания, технология образования, которые наносят вред психическому и физическому здоровью детей, запрещены. Ч. 9 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Здесь на помощь ОО приходят санитарные нормы и правила, регламентирующие использование потенциально вредных средств обучения в образовательной организации. В качестве примера приведем санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).

Так, в п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлены требования к продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения (см. таблицу) 

Средства обучения в образовательных организациях

Кроме того, в СанПиН 2.4.2.2821-10 содержатся требования к оборудованию учебных помещений, кабинетов, мастерских, игровых комнат, а также к инструментам и инвентарю, которые используются во время трудового обучения и организации общественно полезного труда. Их также нужно учитывать при выборе средств обучения в ОО для обучающихся разных классов.

Требования, обязывающие соблюдать СанПиН, прописаны в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 28 которого устанавливает, что использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Большинство физико-химических показателей безопасности детских игр и игрушек могут быть определены лишь при лабораторном исследовании их образцов, в связи с чем судить о соответствии требованиям безопасности закупаемых для образовательной организации игр и игрушек можно лишь на основании сертификата соответствия, представленного поставщиком.

Помимо СанПиН 2.4.2.2821-10 администрация ОО должна учитывать в своей работе:

  • санитарные правила и нормативы «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002);
  • санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. СанПиН 2.4.7.960-00» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000).

Необходимо также обращать внимание на государственные стандарты и технические регламенты, устанавливающие требования к тем или иным товарам, используемым ОО в образовательном и воспитательном процессах.

Так, все игры, игрушки и дидактические пособия, находящиеся в ОО (в структуру многих ОО сейчас входит дошкольное отделение), должны соответствовать:

  • техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности игрушек. ТР ТС 008/2011» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798);
  • техрегламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. ТР ТС 007/2011» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797);
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003).

Естественно, что при приобретении игрушек у поставщиков в рамках государственного (муниципального) заказа ответственность за соблюдение установленных требований ложится на них. А вот в случае, если игрушки приносят (или даже изготавливают) сами родители, ответственность за их использование несет сама ОО.

Следует отметить, что в отношении ОО законодательно предусмотрен гигиенический контроль средств обучения  в образовательной организации, а также их использования в процессах обучения и воспитания, в котором должны принимать участие специалисты отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в ОО. Такое требование содержится в п. 12 Положения об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (приложение № 1 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утв. приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н).

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Говоря о безопасности средств обучения в образовательной организации, нельзя не сказать и о том, что многие из них являются носителями определенной информации, что требует от ОО соблюдения норм действующего законодательства в области информационной безопасности несовершеннолетних. В данном случае следует опираться на Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ), который, как следует из его названия, регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая ту, что имеется в информационной продукции.

Информационная продукция – это результат работы средств массовой информации, печатная и аудиовизуальная продукция, программы и базы данных, информация, которая распространяется посредством телекоммуникационных сетей, сети Интернет, и которая предназначена для использования на территории РФ.

Согласно Закону № 436-ФЗ вся печатная, а также аудио- или видео- продукция, используемая ОО в образовательном и воспитательном процессах, должна соответствовать требованиям обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях, включая информационную. То же самое касается и функционирующих в ОО информационных сетей (в т. ч. сети Интернет), а также зрелищных мероприятий, на которых присутствуют обучающиеся (концерты, спектакли, киносеансы и т. д.). Российское законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, также включает:

  • Конституцию Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
  • иные нормативные правовые акты.

Руководителю ОО необходимо знать, что действующее законодательство во многих случаях предусматривает ответственность как самой ОО, так и ее должностных лиц за нарушение правил использования средств обучения  в образовательной организации.

Так, ответственность за нарушение требований, запрещающих распространение среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ). В частности, ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. за неприменение в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль