Современный учитель должен вызывать доверие у учеников и родителей

102

Какой он, современный учитель? Что нового появилось в его образе за последние 20 лет? Какими качествами должен обладать первый учитель? Что нужно изменить в системе повышения квалификации педагогических работников, чтобы удовлетворить запросы учеников и их родителей? Почему педагог постоянно должен развиваться и получать дополнительное образование? На эти и другие вопросы накануне Дня учителя ответил директор одной из лучших общеобразовательных школ Москвы – центра образования № 548 «Царицыно», Народный учитель Российской Федерации Ефим Лазаревич Рачевский.

Современный учитель должен уметь работать в диалоге

Ефим Лазаревич, учитель сейчас и 20 лет назад: в чем разница?

Я никогда не думал об этом. В целом, наверно, разница невелика, но несколько моментов все-таки можно назвать. Прежде всего современный учитель благодаря Интернету и гаджетам обладает более широкой коммуникативной включенностью, чем его коллега 20 лет назад. Из-за этой сетевой включенности он в большей тепени стал одиночкой. Раньше популярны были профессиональные рефлексии – я имею в виду педсоветы, методические объединения, совещания и т. д. Сейчас их почти нет, потому что учитель активный пользователь различных ресурсов, а не живого общения.

Второй существенный момент: современный учитель (давайте договоримся, что мы имеем в виду успешного учителя) идентифицирует себя с представителем среднего класса. И не high-middle класса, а именно middle класса. Пару десятилетий назад учитель считал себя просвещенцем, т. е. человеком, который находится вне классовой стратификации, сеет разумное, доброе, вечное.

И наконец, третий момент: нынешний учитель более критичен, нежели учитель 20-летней давности. Критичен к чему? Да абсолютно ко всему: к власти, неважно какой – образовательной, политической и пр., к тем инициативам, которые спускаются сверху... Можно сказать, что учитель утратил черты безропотного исполнителя и начал размышлять над целесообразностью тех или иных решений и директив. Вот такие различия.

А каким, по Вашему мнению, должен быть первый учитель?

Первый учитель (да и не только первый) должен быть носителем высокой культуры. Те дети, кому в раннем возрасте довелось учиться у такого учителя, – счастливчики! Еще учитель должен уметь работать «в диалоге», т. е. не только говорить, но и слушать, слышать. Безусловно, учитель должен владеть навыками взаимодействия, чтобы поддерживать тесную связь с родителями своих учеников, их семьями. Без этого в начальной школе нельзя.

И конечно, первый учитель должен знать намного больше того, чему он учит детей. Впрочем, это требование входит в понятие высокой культуры.

Современный учитель должен вызывать доверие

Существует ли сейчас доверие к учителю со стороны детей и родителей?

К хорошему учителю – да, к плохому – нет. А такая формула, как доверие к учителю вообще, в целом, мне кажется, неактуальна. Существует некий иллюзорный посыл, что поскольку школа перестала быть главным и единственным источником информации и знаний, а есть еще и другие, то роль учителя якобы сильно изменилась. Она изменилась, да. Я даже могу назвать несколько штампов типа «учитель – тьютор», «учитель – навигатор» и т. д. Только без традиционных ценностей ничего у этого «тьютора», «навигатора», «коучера» не получится. Хорошо учить можно только в том случае, если тебе доверяют. А если не доверяют, то сбегут от тебя, и все. Поэтому доверие к учителю чрезвычайно актуально. Да, оно существует. Хорошему учителю доверяют, от плохого убегают.

А как стать хорошим учителем?

Никто этого не знает. Вы задали вопрос, я дал честный ответ: никто этого не знает.

Современный учитель должен регулярно повышать квалификацию

Тогда спрошу по-другому: чем можно учителю помочь?

Это хороший вопрос. Я бы сказал так: нужно, чтобы все те, кто пытается учителем управлять, руководствовались одним-единственным документом – новым Законом об образовании. Это первое.

Второе: надо понимать, что школа – это гуманитарная система, и труд учителя – это тоже гуманитарный труд, а не механический. И если у кого-то возникают какие-то инициативы, то они не могут быть реализованы немедленно. Допустим, новый образовательный стандарт. Это иллюзия, что он реализован. Мы находимся только на подступах к его реализации. Поэтому не надо учителя гнать, давить, торопить. Он сам во всем разберется и сделает так, как лучше для детей.

Чем еще можно учителю помочь? Думаю, позаботиться о его благосостоянии. Президентские указы о повышении заработной платы педагогам*, конечно, выполняются, только в разных регионах это происходит по-разному. Полагаю, нужно напрячь административные ресурсы, чтобы заработная плата педагогов не сильно разнилась между двумя соседними регионами. Ну и еще я бы дал учителям возможность самостоятельно повышать свою квалификацию. В Москве с этим, кстати, все в порядке. Сегодня московские школы получают на повышение квалификации педагогических работников определенную сумму и сами решают, куда какого учителя направлять. Учредитель финансирует эту статью расходов, исходя из наполнения школы: чем больше учеников, тем больше школа получает денег на повышение квалификации своих учителей. Норма: тысяча рублей за одного ребенка.

Давно такая практика существует?

Год. Учитель постоянно нуждается в повышении своей квалификации. Однако раньше этот ресурс проходил мимо него и мимо школы. Учитель направлялся на курсы повышения квалификации как рекрут. Я знаю случаи, когда компетентность учителя, посещающего такие курсы, превышала компетентность тех, кто занимался повышением его квалификации. Сейчас у нас все по-другому. Остальным регионам тоже нужно с этим помочь.

И завершающий вопрос: о чем мечтает учитель?

Могу предположить, что о работе с интересным ученическим контингентом. Вот, например, у нас в школе у учителей не самая высокая зарплата. Если смотреть по Москве, то мы где-то глубоко в серединке. Но я знаю, что наши учителя не уйдут в школу, где больше платят, потому что у нас интересный контингент детей.

Еще, я думаю, учитель мечтает о том, чтобы его услышали: завуч, директор и другие начальники. Но больше всего он мечтает, чтобы каждый урок заканчивался вопросами детей. Не бытовыми, политическими, а вопросами по его предмету. Учителю всегда грустно, когда он спрашивает учеников: «Вопросы есть?» – а вопросов нет.

Интервью подготовили

Оксана Зуева, Наталья Пояркова

* Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль