Аутсорсинг в школе: доверять или нет?

1486

Аутсорсинг является одним из действенных механизмов повышения эффективности расходов в сфере образования. Его суть заключается в передаче некоторых непрофильных функций удаленным специалистам. Речь в первую очередь идет о таких функциях, как охрана труда, охрана имущественного комплекса, уборка помещений, организация питания и бухгалтерский учет.

Термин «аутсорсинг» в последнее время достаточно часто употребляется в экономической среде. В самом общем смысле под аутсорсингом понимается передача одной организацией стороннему исполнителю – другой организации отдельных, не основных для нее функций. Следует подчеркнуть, что в данном случае исполнителю передаются не только полномочия, но и ответственность за выполнение тех или иных работ, оказание тех или иных услуг.

Применение аутсорсинга позволяет образовательным организациям сконцентрировать усилия на осуществлении образовательной деятельности, а также сэкономить средства, которые могут быть направлены на развитие материально-технической базы и увеличение оплаты труда педагогов.

Технология передачи функций на аутсорсинг в школе

Социально-экономическая эффективность применения аутсорсинга и других сферах нашей жизни во многом определяется тем, насколько четко продумана технология передачи функций от организации-заказчика к организации-исполнителю. Рассмотрим особенности технологии аутсорсинга в образовании, которая действует в г. Перми.

Несколько лет назад специалистами департамента образования администрации г. Перми была разработана методика расчета затрат, которые несет образовательная организация, выполняя тот или иной вид работ. Методика позволяет вести учет расходов на заработную плату работников, коммунальные платежи, приобретение основных средств, налоги и прочие издержки. С ее помощью руководитель образовательной организации может произвести расчет своих затрат на тот вид работ, который планируется передать на аутсорсинг.

Рассчитав расходы на непрофильные виды деятельности, руководитель образовательной организации должен проанализировать соответствующие предложения на рынке от организаций-аутсорсеров. Он может это сделать самостоятельно – с помощью сети Интернет и СМИ, а также посещая рабочие совещания, круглые столы и другие мероприятия, которые проводит департамент образования администрации г. Перми и на которые приглашаются представители организаций-аутсорсеров. Во время таких встреч представители организаций-аутсорсеров могут рассказать потенциальным клиентам о своей деятельности, а руководители образовательных организаций – сравнить их предложения и задать уточняющие вопросы.

Прежде чем принять управленческое решение о передаче непрофильных функций на аутсорсинг, руководитель образовательной организации должен ответить на вопросы:

1. Какова цель аутсорсинга: стратегическая – концентрация на основной деятельности или тактическая – экономия средств?

2. Каковы предполагаемые социальный и экономический эффекты от применения аутсорсинга?

3. Каковы риски применения аутсорсинга и как ими управлять?

Необходимо отметить, что универсальной схемы принятия управленческого решения нет, т. к. каждый руководитель сам расставляет приоритеты в системе аргументаций «за» и «против» аутсорсинга: для кого-то важна экономия денежных средств, для кого-то на первое место выходит передача ответственности за результат оказания услуги сторонней организации, а кому-то важно повысить качество выполнения определенного вид работ.

Следующий этап – разработка технического задания, включающего требования к объему и качеству работ (услуг), которые будут выполняться организацией-аутсорсером. В основу такого задания, если это возможно, должны быть положены действующие нормативные документы, в т. ч. санитарные нормы и правила.

Руководителю образовательной организации следует детально изучить все преимущества и недостатки использования аутсорсинговых услуг по корректному виду административно-хозяйственной деятельности, просчитать предстоящие издержки, убедиться в компетентности поставщика аутсорсинговых услуг и только потом заключать договор аутсорсинга.

После того как техническое задание составлено, руководителю образовательной организации следует выбрать организацию-аутсорсера. Для бюджетных учреждений критерии отбора в первую очередь определяются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Автономные учреждения имеют возможность воспользоваться критериями, позволяющими задать особые требования к «качеству» исполнителя: наличие у него квалифицированных кадров, опыта работы в сфере образования и т. д.

Механизм отбора компании-аутсорсера также зависит от организационно-правовой формы образовательной организации. Если она бюджетная, отбор производится в соответствии с Законом № 44-ФЗ путем заключения договора, проведения запроса котировок и открытого аукциона в электронной форме. Если же она автономная, то отбор осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и собственным положением о контрактной системе закупок в школе путем заключения договора, проведения запроса котировок, открытого аукциона, открытого конкурса и т. д.

Важнейший этап аутсорсинга – заключение договора. Прежде чем поставить на нем необходимые подписи и печати, следует показать его квалифицированному юристу. На всем протяжении исполнения договора необходимо вести мониторинг исполнения аутсорсером своих обязательств и в случае их нарушения незамедлительно начинать претензионную работу.

Преимущества аутсорсинга в школе

Описанная выше технология передачи функций на аутсорсинг уже не первый год реализуется в практической деятельности образовательных организаций г. Перми. Назовем основные преимущества, которые получают организации по каждой из них.

Передача функций охраны имущественного комплекса на аутсорсинг в школе

Основная цель передачи на аутсорсинг функции охраны имущественного комплекса образовательной организации – повысить качество ее выполнения. Очевидно, что квалификация сторожей, которых сегодня может принять на работу образовательная организация, не позволяет осуществить полноценную охрану ее помещений и территории. При этом в случае кражи или порчи имущества сторож вряд ли возместит нанесенный организации ущерб.

Использование услуг организаций-аутсорсеров позволяет организовать охрану образовательной организации на высокотехнологичном уровне: здания оборудуются охранной сигнализацией, на территории устанавливается система видеонаблюдения, монтируется система передачи сигнала о взломе на удаленный пульт. Это позволяет организации-аутсорсеру вести постоянный мониторинг состояния внутренних помещений и пришкольной территории образовательной организации, а в случае проникновения на объект незамедлительно направлять бригаду быстрого реагирования на место происшествия.

Повышение качества охраны имущественного комплекса не единственное преимущество применения аутсорсинга в образовании. В данном случае можно говорить и об экономическом эффекте. Так, например, затраты типовой образовательной организации (школы) на содержание штата сторожей и оплату договоров по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации в среднем по городу составляют чуть более 30 тыс. руб. Услуги аутсорсеров в зависимости от размеров здания образовательной организации находятся в диапазоне от 7,6 до 22 тыс. руб. Таким образом, экономия в месяц может составить более 17 тыс. руб., в год – более 200 тыс. руб.

Однако необходимо иметь в виду, что обеспечение технической охраны (именно техническая, а не физическая охрана, по нашему мнению, позволяет повышать качество и экономить средства) предусматривает достаточно большие первоначальные вложения со стороны самой образовательной организации. Монтаж охранной сигнализации, системы видеонаблюдения и прочие расходы, как правило, оплачивается из бюджетных (иногда – из внебюджетных) средств. Тем не менее руководители организаций идут на такие расходы, понимая, что они окупятся через 2–2,5 года.

Передача функции уборки помещений на аутсорсинг в школе

С точки зрения экономии средств передача на аутсорсинг функции уборки помещений образовательной организации невыгодна. Затраты одной организации в месяц на осуществление этой функции в среднем составляют 8–12 руб. за квадратный метр убираемой площади. Клининговые компании предлагают эту же услугу за 20–60 руб. Тем не менее 25 школ города приняли решение заключить договор аутсорсинга. Причина – высокое качество уборки.

Клининговые компании работают строго в соответствии с санитарными правилами и нормами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189: один раз в день осуществляется влажная уборка всех помещений, один раз в месяц – генеральная, уборка туалетов, столовых и вестибюлей – после каждой перемены и т. д.

В своей работе они используют только современные моющие средства и оборудование. Кроме того, специалисты клининговых компаний имеют опрятный внешний вид, что немаловажно для создания общей атмосферы комфорта и уюта в образовательной организации.

Передача функции организации питания на аутсорсинг в школе

Организация питания – первая из непрофильных функций, которую образовательные организации стали выводить на аутсорсинг. Почти все школы г. Перми с конца 1990-х годов обеспечивают питание учащихся и работников под договорам с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В настоящее время рынок услуг в данном секторе достаточно стабилен: 47 индивидуальных предпринимателей и 11 юридических лиц организуют питание в 88% школ города: 28 аутсорсеров обслуживают одну школу, 30 аутсорсеров – от 2 до 12 школ, причем последних становится все больше.

Исследования показывают, что в тех образовательных организациях, где данная функция реализуется по модели аутсорсинга, работа пищеблока организована на более высоком уровне. Аутсорсеры, обслуживающие несколько организаций, оптимизируют свою деятельность: закупают продукты по выгодным ценам, организуют работу пищеблоков старой планировки на полуфабрикатах, изготовленных на пищеблоках тех организаций, где возможна работа на сырье, и т. д. Как правило, аутсорсеры имеют в своем штате технолога и могут обеспечить качество и разнообразие школьного питания за приемлемую цену, что в настоящее время особенно важно.

Кроме того, представитель организации-аутсорсера, являясь специалистом в области общественного питания, профессионально осуществляет руководство и контроль за деятельностью своих сотрудников на протяжении всей технологической цепочки, начиная от поставки продуктов и заканчивая выдачей готовой продукции. Организации, обеспечивающие питание самостоятельно, в данном отношении проигрывают, поскольку в них деятельность пищеблока часто контролирует работник, не имеющий специального образования. В результате этим вопросом приходится заниматься администрации.

За деятельностью организаций-аутсорсеров осуществляется строгий бухгалтерский контроль в школе: со стороны департамента образования администрации г. Перми и управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

В случае если исполнитель допускает нарушения условий договора по организации питания, образовательная организация инициирует его досрочное расторжение. В 2013–2014 гг. пятью школами (3%) были расторгнуты договоры с организациями-аутсорсерами, предоставлявшими услугу по организации питания ненадлежащего качества.

Передача функции бухгалтерского учета на аутсорсинг в школе

Передача на аутсорсинг функции бухгалтерского учета позволяет, с одной стороны, получать эту услугу на гораздо более высоком профессиональном уровне, а с другой – существенно экономить бюджет образовательной организации.

Если организация-аутсорсер допускает нарушения условий договора, образовательная организация может инициировать его досрочное расторжение.

Аутсорсеры в сфере оказания бухгалтерских услуг – это, как правило, команда профессионалов: экономистов, юристов, налоговых консультантов и бухгалтеров, накопивших большой практический опыт. Поэтому передача организациям-аутсорсерам функции бухгалтерского учета существенно снижает финансовые, правовые и налоговые риски для образовательной организации. При этом ответственность за ведение бухгалтерского учета по договору возлагается на организацию-аутсорсера. Более того, в договоре аутсорсинга прописывается ответственность организации-аутсорсера за возможные убытки. Она же, как правило, берет на себя ответственность за защиту результатов работы перед государственными инстанциями, что значительно упрощает процедуру проверок.

Передача бухгалтерского учета на аутсорсинг, как уже было отмечено выше, позволяет экономить бюджет образовательной организации – главным образом за счет снижения затрат на выполнение этой функции. Организации-аутсорсеры предлагают оказывать эту услугу за 50–110 тыс. руб. в месяц, тогда как образовательной организации за этот же период она обходится в 95–130 тыс. руб. При этом образовательная организация экономит на таких дорогостоящих мероприятиях, как внедрение и поддержка современного программного обеспечения, приобретение техники, обучение и повышение квалификации специалистов-бухгалтеров.

Таким образом, передача непрофильных функций на аутсорсинг в школе позволяет:

  • сфокусировать внимание руководителя образовательной организации на основной деятельности, снизить административную нагрузку, сократить документооборот;
  • сэкономить средства за счет отсутствия потребности вкладываться в повышение квалификации персонала, приобретение и обновление основных средств;
  • возместить расходы в случае некачественного исполнения работ;
  • повысить уровень профессионализма в выполнении непрофильных функций.

Аутсорсинг действительно можно рассматривать как способ повышения эффективности расходования ресурсов, в первую очередь временных и финансовых. При этом качество исполнения той функции, которую ранее образовательная организация исполняла самостоятельно, повышается.

Нормативные документы

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль