О признании стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения экономически необоснованными

927

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения и иных организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Каковы требования к назначению стимулирующих выплат работникам школ и возможно ли материальное стимулирование работников в связи с исполнением ими прямых должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами или только в случае особых трудовых заслуг?

По материалам Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа

Дело о стимулирующих выплатах работникам образовательного учреждения: Резюме

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский политехнический колледж» (далее – Колледж) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 14 ноября 2013 г. и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2014 г. по делу № А11-3916/2013 и заявлению Колледжа о признании недействительным представления Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области (далее – Контрольно-ревизионная инспекция) от 11 апреля 2013 г.№ КРИ-161-02-03 в части, касающейся стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения.

Дело о стимулирующих выплатах работникам образовательного учреждения: Слово заявителю кассационной жалобы

Ссылаясь на ст. 6, п. 1 ст. 78.1, ст. 152, 161, 165, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», заявитель утверждает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По его мнению, Колледж как бюджетное учреждение является получателем субсидий на выполнение государственного задания, а не бюджетных средств, в связи с чем оспариваемое представление Контрольно-ревизионной инспекции от 11.04.2013 № КРИ-161-02-03 не имеет правового значения.

Дело о стимулирующих выплатах работникам образовательного учреждения: Слово ответчику

Контрольно-ревизионная инспекция в отзыве на кассационную жалобу указала на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

Дело о стимулирующих выплатах работникам образовательного учреждения: Исследование доказательств в суде

Как следует из материалов дела, уполномоченные лица Контрольно-ревизионной инспекции провели плановую ревизию финансово-хозяйственной деятельности Колледжа с 1 января 2012 г. по 19 февраля 2013 г., в ходе которой в том числе установили:

1) необоснованное принятие и исполнение обязательств по статье 210 КОСГУ «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» в сумме 116,9 тыс. руб. (за счет доходов от предпринимательской деятельности – 83,3 тыс. руб., за счет средств областного бюджета – 33,6 тыс. руб.) в связи со стимулирующими выплатами работникам образовательного учреждения за исполнение их прямых должностных обязанностей, в т. ч. по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ – в сумме 89,8 тыс. руб., по подстатье 213 «Начисления на выплаты по заработной плате» КОСГУ – в сумме 27,0 тыс. руб.;

2) необоснованное начисление и выплату доплат в сумме 53,8 тыс. руб. за счет средств областного бюджета за исполнение обязанностей заместителя заведующего отделением по воспитательной работе, не предусмотренного штатным расписанием, и начисленных на них страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 16,2 тыс. руб.

Результаты ревизии зафиксированы в акте, на основании которого 11 апреля 2014 г. Колледжу выдано представление № КРИ-161-02-03, в котором предложено в срок до 9 мая 2013 г. принять меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Полагая, что представление Контрольно-ревизионной инспекции в части стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения не соответствует положениям БК РФ и нарушает его права и законные интересы,

Колледж обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.

Дело о стимулирующих выплатах работникам образовательного учреждения: Обоснование позиции суда

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Из материалов дела следует, что в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Колледжа Контрольно-ревизионная инспекция установила, что на основании приказов директора Колледжа устанавливались единовременные стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения за выполнение работ, связанных с исполнением прямых должностных обязанностей, определенных должностными регламентами.

За счет средств областного бюджета были проведены следующие стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения: ___________________.

Также Контрольно-ревизионная инспекция установила, что за счет собственных доходов Колледжа проведены выплаты стимулирующего характера следующим сотрудникам: _________________.

Кроме того, Контрольно-ревизионная инспекция выявила факт необоснованных выплат за счет собственных доходов 64 тыс. руб. по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ, на которые проведены начисления по подстатье 213 «Начисления по заработной плате» КОСГУ – 19 тыс. 300 руб.

По приказу руководителя Колледжа от _________ № _______ ведущему механику Б. в сентябре 2012 г. установлена стимулирующая надбавка к заработной плате за качество выполненных работ по ремонту оборудования в размере 1 тыс. 500 руб.

Также на основании приказа руководителя Колледжа от ________ № _______ в ноябре 2012 г. ведущему механику Б. установлена единовременная стимулирующая надбавка к заработной плате за организацию и проведение ремонтных работ в помещениях общежития в сумме 10 тыс. 300 руб. за счет средств областного бюджета.

Между тем отдел кадров Колледжа подготовил проект приказа на установление единовременной стимулирующей надбавки ведущему механику Б. в сумме 10 тыс. 300 руб.

На основании приказа руководителя Колледжа от _________№ _______ ведущему механику Б. с 1 сентября 2012 г. установлены доплаты за работу по совместительству на 0,5 ставки столяра.

Как следует из материалов проверки, с Б. заключен трудовой договор с 1 сентября 2012 г. на внутреннее совместительство по должности столяра на 0,5 ставки на определенный срок.

Согласно данным табелей учета рабочего времени по расчетно-платежным ведомостям за сентябрь 2012 г. и ноябрь 2012 г. № 396 и № 478 Б. начислено за внутреннее совместительство должности столяра по 2 тыс. 300 руб. за каждый месяц.

Таким образом, Колледж осуществлял необоснованные стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения за исполнение столяром прямых должностных обязанностей по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ на сумму 11 тыс. 800 руб., на которые проведены начисления по подстатье 213 «Начисления на выплаты по заработной плате» КОСГУ в сумме 3 тыс. 500 руб.

В силу приказа директора Колледжа четырем преподавателям с 17 октября 2012 г. за счет средств областного бюджета установлена ежемесячная стимулирующая надбавка к заработной плате за исполнение обязанностей заместителя заведующего отделением по воспитательной работе. Однако штатным расписанием Колледжа не предусмотрена ставка заместителя заведующего отделением по воспитательной работе.

Необоснованное начисление доплат проведено в расчетно-платежных ведомостях за декабрь 2012 г. № 509, за январь 2013 г. № 20, за февраль 2013 г. № 54 по подстатье от _________№ _______ 211 «Заработная плата» КОСГУ на 53 тыс. 800 руб., на которые проведены начисления по подстатье 213 «Начисления на выплаты по заработной плате» КОСГУ в сумме 16 тыс. 200 руб. Факт отсутствия должности заместителя заведующего отделением по воспитательной работе в штатном расписании Колледжа последним не оспаривается, как и факт отсутствия дополнений к трудовым договорам на увеличение круга обязанностей четырех его сотрудников.

Из части 1 ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам государственных областных учреждений отрасли образования, утв. постановлением губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» (далее – Положение), которым обязан руководствоваться в своей деятельности Колледж, устанавливает перечень стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения, который может быть детализирован в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.

В соответствии с Положением, стимулирующие выплаты педагогическим работникам образовательного учреждения, размеры и условия их осуществления устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников в пределах фонда оплаты труда (далее – ФОТ) с учетом мнения представительного органа работников.

На основании п. 6.1 Положения стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения включают в себя выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество их работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

В силу п. 6.3 Положения для целей стимулирования работников учреждений к достижению высоких результатов труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты предусматривается в размере: не менее 20% ФОТ учреждения, установленного для руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений, специалистов и служащих, работников рабочих профессий; не менее 30% ФОТ учреждения, установленного для педагогических работников.

Положение также предусматривает порядок установления выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за дополнительную работу, за работу, непосредственно связанную с образовательным процессом, и работу, не связанную с образовательным процессом, определяет порядок выплат с учетом нагрузки и другие условия.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ), суды установили, что Колледж неправомерно за счет средств областного бюджета (к ним относятся субсидии) и использования имущества Владимирской области (в т. ч. в целях получения собственного дохода) производил стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения за исполнение своими работниками прямых должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль