Назначение стимулирующих выплат в школе

1199

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также выполнять установленные нормы труда. Из этого следует, что добросовестного исполнения педагогами трудовых обязанностей недостаточно для назначения стимулирующих выплат в школе.

Стимулирующие выплаты в школе как часть заработной платы

Ст. 191 ТК РФ установлено, что работодатель может вознаградить работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, объявив ему благодарность, выдав премию, наградив ценным подарком, почетной грамотой или представив к званию лучшего по профессии. Возможны и другие виды поощрений работников за труд, которые определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Однако данная статья регламентирует обеспечение дисциплины труда, а не оплату труда. Стимулирующие выплаты в школе (как правило, это премии по итогам работы за истекший премиальный период и надбавки на будущий премиальный период) относятся к системе оплаты труда работников.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это материальная награда за профессиональную деятельность; ее размер устанавливается в соответствии с квалификационными стандартами, длительностью рабочего времени, уровнем возложенной ответственности. Понятие «заработная плата» также включает в себя доплаты, которые начисляются на условиях компенсации за выполнение профессиональной деятельности в неблагоприятных климатических условиях, на экологических неблагополучных территориях; стимулирующие надбавки.

Поощрение работника по ст. 191 ТК РФ – объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и др. – не относится к стимулирующим выплатам в школе или ином учреждении.

Стимулирующие выплаты в школе: требования законодательства

Стимулирующие выплаты в школе и ином учреждении устанавливаются работодателем (например, образовательной организацией) с соблюдением требований нормативных правовых актов вышестоящих органов – федеральных органов власти, органов власти субъекта РФ или органов власти местного самоуправления.

В обобщенном виде требования к назначению стимулирующих выплат в школе сводятся к тому, что они должны назначаться по конкретным показателям эффективности, качества, результативности работы работника. При этом показатели должны либо быть измеримы (например, в баллах) либо иметь какой-либо другой критерий, подтверждающий факт их достижения.

Показатели, регулирующие начисление стимулирующие выплаты в школе, устанавливаются в локальном нормативном акте организации, например, в положении об оплате труда работников образовательной организации, положении о стимулирующих выплатах в школе и т. д. Возможно также установление показателей в приказе руководителя организации, коллективном договоре или других актах.

В общем виде перечень стимулирующих выплат содержится в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утв. приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н (далее – Рекомендации).

Согласно п. 11 Рекомендаций в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками следует использовать следующие стимулирующие выплаты в школе:

  • надбавки за профессиональные достижения, интенсивность выполнения трудовых обязанностей;
  • выплаты за качественную трудовую деятельность: получение или наличие квалификационной категории, образцовое выполнение заданий, поставленных руководством;
  • премии, начисляемые по итогам работы за определенные промежутки времени: месяц, квартал, учебный год.

Разумеется, просто поставить приведенные выше формулировки для узаконивания стимулирующие выплаты в школе в положение об оплате труда или другой локальный нормативный акт нельзя. Их необходимо дополнить критериями и показателями, позволяющими оценить (измерить) результативность и качество работы работников, а также размерами выплат.

Трудовые функции, обязанности, эффективность деятельности каждого педработника следует конкретизировать с целью установления справедливого размера стимулирующих выплат в школе. Условия получения стимулирующих выплат в школе должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Стимулирующие выплаты в школе: разъяснение п. 2 Рекомендаций

В случае если стимулирующие выплаты в школе устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется указывать в этих единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

Напомним, что согласно распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р* необходимо дальнейшее совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях с целью:

  • сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ;
  • устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
  • совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
  • отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
  • определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

Показатели и критерии эффективности, качества, результативности работы работника, на основании которых ему должны назначаться стимулирующие выплаты, должны быть прописаны в локальных актах образовательной организации и трудовых договорах с работниками. Стимулирующие выплаты для школ и иных учреждений осуществляются при условии достижения указанных показателей и критериев.

Особенности назначения стимулирующих выплат в школе

Важно отличать работу, выполняемую работником в дополнение к своим должностным обязанностям, т. е. в рамках своей трудовой функции, и дополнительную работу, выполняемую по другой должности.

В первом случае факт выполнения работником обязанностей сверх перечисленных в его трудовом договоре и должностной инструкции может быть отражен (с указанием выполняемой работы) в локальном нормативном акте или в разделе об оплате труда трудового договора как основание для стимулирующей выплаты, например, надбавки или премии за интенсивность труда.

Во втором случае дополнительная работа выполняется по вакантной должности или по должности временно отсутствующего работника (что подтверждается штатным расписанием), поэтому за ее выполнение назначается не стимулирующая, а компенсационная выплата за совмещение профессий (должностей) и т. д. Условия и порядок назначения этой компенсационной выплаты установлены ст. 60.2 и 151 ТК РФ.

Нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»

* Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль