Внутренний контроль в образовательной организации

72

В 2013 г. впервые в российской системе бухгалтерского учета появилось понятие внутреннего контроля в образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

По большому счету, это та новость, которую все ждали, иными словами, она была предсказуемой. Введение понятия «внутренний контроль» – важное звено в цепи изменений бухгалтерского учета при переходе нашей страны в 2016 г. на международные стандарты финансовой отчетности.

К сожалению, несмотря на то что Закон № 402-ФЗ вступил в силу 1 января 2013 г. особого внимания норма о внутреннем контроле в образовательной организации к себе не привлекла. Организации, которые создали у себя эффективную систему внутреннего контроля, можно пересчитать по пальцам. Так что Минфин России, который издал в конце декабря 2013 г. информацию № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Информация Минфина России), несколько опоздал – этот документ нужно было подготовить еще год назад.

Внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

П. 4 Информации Минфина России

Почему законодатель уделяет такое внимание вопросам созданию внутреннего контроля школы? Согласно п. 3 Информации Минфина России внутренний контроль – это процесс, в результате осуществления которого должна возникнуть уверенность в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в т. ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в т. ч. при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний контроль в образовательной организации на совести бухгалтера?

В образовательных организациях выполнение указанной нормы обеспечивает бухгалтерская служба. К сожалению, руководители организаций не всегда осознают важность рутинной работы, которую проводит данное подразделение, полагая, что бухгалтеры – это счетоводы, основной обязанностью которых является расчет заработной платы. Такое заблуждение ни к чему хорошему не приведет. В нынешних условиях хозяйствования с учетом постоянных нововведений в законодательстве бухгалтерская служба должна находиться по правую руку от руководителя, тем более что согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ за организацию бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета отвечает именно руководитель экономического субъекта. Во многом от того, как в организации функционирует бухгалтерия, зависит, останется ли руководитель на своей должности после сдачи годового отчета или учредитель сочтет необходимым его сменить.

Особенно важна роль бухгалтерской службы в крупных организациях, которые создаются путем объединения школ и детских садов. Территориальная разобщенность (здания могут находиться друг от друга на приличном расстоянии), особенности внутренней структуры (в школах и детских садах обычно действуют разные структурные подразделения), разные уровни заработной платы работников и прочие факторы требуют создания в таких организациях отдельной службы, которая будет отвечать за ведение финансово-хозяйственной деятельности, в т. ч. контролировать расход денежных средств и выполнение государственного задания.

Впрочем, внутренний контроль в образовательной организации, о котором идет речь в Законе № 402ФЗ, касается не только бухгалтерской службы. В его проведении должен так или иначе участвовать весь персонал организации в соответствии со своими полномочиями и функциями.

От эффективности внутреннего контроля в образовательной организации во многом зависит качество разработки и исполнения локальных нормативных актов – например, приказа по учетной политике. Довольно часто руководители образовательных организаций подходят к этому важному факту хозяйственной жизни формально: скачивают из Интернета «болванку», ставят на нее свои реквизиты, а потом кладут на полку. И зря. Дело в том, что при проверках организации налоговыми или другими фискальными органами именно по этому приказу будет определяться соответствие данных бухгалтерского и налогового учета, а также отчетности установленным требованиям.

Внутренний контроль в образовательной организации – обязательная мера

Внутренние контрольные мероприятия по определению соответствия фактов хозяйственных операций внутренним документам организации помогут устранить имеющиеся недостатки. Более того, результаты такого контроля послужат предпосылкой для следующего этапа внутренних мероприятий – повышения квалификации работников, проведения для них консультаций и тренингов. Во время таких мероприятий изучаются изменения в законодательстве, разбираются возможные ошибки и варианты их исправления, обсуждается судебная и арбитражная практика.

Таким образом, Закон № 402-ФЗ перевел организацию внутреннего контроля из категории «рекомендовано» в категорию «обязательно к исполнению».

Какие действия необходимо предпринять руководителю, чтобы создать эффективную систему внутреннего контроля в образовательной организации?

Прежде всего руководитель должен определить, кто будет отвечать за осуществление контрольных мероприятий:

  1. органы управления организацией;
  2. ревизионная комиссия (ревизор) организации;
  3. главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  4. г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  5. должностные лица, подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  6. другой персонал и подразделения организации.

Следующий этап – разработка и утверждение локального нормативного акта, в котором необходимо перечислить функции и задачи, возлагаемые на работников, ответственных за внутренний контроль, внесение изменений в трудовые договоры. Следует помнить, что работники службы внутреннего контроля образовательной организации должны обладать достаточными знаниями в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательстве, их профессиональный уровень должен постоянно повышаться.

Последний этап – определение объектов контрольной деятельности и методов контроля.

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта.

П. 11 Информации Минфина России

 Конечно, не во всех образовательных организациях есть финансовые ресурсы для создания структурного подразделения по внутреннему контролю, да и потребности такой может не быть. В этом случае можно воспользоваться услугами организаций, специализирующихся на выполнении подобного рода работ. Решить эту задачу поможет широко развивающийся в последнее время аутсорсинг по оказанию услуг бухгалтерского учета – исходя из новых требований законодательства аутсорсинговые компании будут предлагать услуги по внутреннему контролю. При заключении договора руководитель должен определить, какие функции и в каком объеме будут переданы на аутсорсинг, а какие останутся в организации.

Согласно п. 18 Информации Минфина России при организации внутреннего контроля в образовательной организации необходимо исходить из того, что:

  1. внутренний контроль в образовании должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;
  2. в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;
  3. полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

До перехода на международные стандарты финансовой отчетности осталось совсем немного времени, поэтому руководители должны как можно быстрее создать у себя эффективные системы внутреннего контроля в образовательной организации, а Информация Минфина России будет им в этом хорошим помощником.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль