Сотовая связь в школе для обучающихся и педагогов

125

Сегодня в России нет законодательных актов федерального уровня, официально запрещающих использование сотовых телефонов и других средств сотовой связи в школах. Исключение составляют акты, регламентирующие проведение ЕГЭ. В то же время, например, в Чеченской Республике с подачи президента Рамзана Кадырова министерством образования и науки принято распоряжение о запрете на использование и ношение сотовых телефонов во всех учебных заведениях. Подобные правила действуют также в бывших советских республиках – Таджикистан и Узбекистан.

Тем не менее у директоров российских школ есть возможности по ограничению использования сотовой связи в школе учащимися. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые регламентируют ключевые вопросы организации и реализации образовательной деятельности, включая правила приема учащихся, режим занятости, периодичность, формы и порядок контроля за успеваемостью и промежуточной аттестации учащихся, основания и порядок перевода,  отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. К этой категории также можно причислить возможность использования сотовой связи в школе.

Как запретить пользоваться сотовой связью в школе?

Простейшим способом ограничения использования сотовой связи в школе являются приборы, которые создают помехи на стандартных частотах сотовой связи в радиусе 60-100 метров. Однако приобретение и установка подобных устройств незаконна. Администрация образовательного учреждения должна иметь разрешение, зарегистрировав устройство в Государственной комиссии по радиочастотам. Подобные устройства актуальны во время проведения ЕГЭ, когда использование сотовой связи в школе может негативно отразиться на результатах экзаменов и предотвратить списывание.

Отбирать сотовые телефоны у учащихся на время уроков незаконно, поскольку это действие противоречит ст. 209 ГК РФ, согласно которой ученик является владельцем сотового телефона, полученным на правах дарения. Таким образом, ученик может совершать с сотовым телефоном любые действия, которая противоречат правовым актам и закону, не нарушая интересы и права других лиц.

Однако запретить сотовую связь в школе можно и менее радикальными мерами. Однако использование сотового телефона учащимся может мешать осуществлению учебного процесса в школе. Согласно уставам школы, ученики обязаны соблюдать порядок в классах, а потому рекомендовано разработать локальные акты, регламентирующие использование сотовой связи в школе. В них может быть прописано требование переключать сотовый телефон в режим виброзвонка, запрет на использование сотового телефон и обязательное выключение его на время урока.

Следовательно, если директор сочтет необходимым, он может дать указание разработать локальный нормативный акт, который урегулирует пользование сотовой связью в школе, – например, правила использования средств мобильной связи в образовательной организации.

Запрет на сотовую связь в школе: каким должен быть локальный акт?

Прежде всего в нем нужно прописать правила использования сотовой связи в школе в разные периоды пребывания обучающихся: во время уроков, на переменах и во внеурочное время. Кроме того, он должен содержать определенные требования к использованию сотовых телефонов педагогами и родителями. Иначе получится, что детям нельзя мешать учебному процессу, а взрослым можно.

Локальные акты образовательной организации не должны противоречить ее уставу.

В соответствии с ч. 3–4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принятие локальных нормативных актов, которые касаются прав учащихся и сотрудников образовательных учреждений, требует принятия во внимание советов учащихся, родительских советов, представительных органов учащихся, а также учитывать случаи, предусмотренные трудовым законодательством. Нормы локальных нормативных актов, которые негативно сказываются на положении работников образовательного учреждения и учащихся, ухудшая его по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не могут применяться и должны быть заменены.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Данные требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать при разработке правил использования средств сотовой связи в образовательной организации.

Помимо издания специального акта директор школы может потребовать внести изменения в существующие правила внутреннего распорядка обучающихся или издать приказ – например, о запрете использования сотовой связи в школе во время уроков.

В заключение необходимо напомнить, что ни директор, ни учителя, ни какие-либо другие работники школы не имеют права отбирать у обучающихся сотовые телефоны, поскольку это противоречит требованиям действующего законодательства, направленного на защиту прав несовершеннолетних.

В статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что законодательство в данной области права основывается на Конституции Российской Федерации. При этом ст. 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Ниже (в приложении) приведены примерные правила использования средств сотовой связи в школе, которые могут быть существенно переработаны в соответствии с уставом образовательной организации и требованиями законодательства. Целесообразно при разработке правил использования средств сотовой связи привлечь к работе юриста.

Правила использования средств мобильной и сотовой связи в образовательной организации должны быть утверждены руководителем. После этого с ними нужно ознакомить всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей и педагогов.

Приложение

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Правила использования средств мобильной связи в здании и на территории образовательной организации.docx


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль