Восстановление учебной нагрузки, компенсация морального вреда учителю

63

Заработная плата учителя зависит от учебной нагрузки, поэтому если директор школы уменьшил ее по собственной инициативе и без согласования с учителем, он должен быть готов к тому, что ему придется доказывать правомерность своих действий в суде. Может ли суд в этом случае обязать директора не только восстановить учебную нагрузку, но и компенсировать моральный вред учителю?

По материалам Верховного Суда Республики Дагестан

Резюме

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Cуда Республики Дагестан рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2013 г. дело по апелляционной жалобе и. о. директора МКОУ «Гурикская средняя общеобразовательная школа» (далее – Школа) Р. на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 30 августа 2013 г., которым постановлено:

Исковые требования А. удовлетворить частично.

Обязать Школу в лице ее руководителя восстановить (установить) А. в _______________ учебном году учебную нагрузку до 28,5 ч, которую он имел в ________________ учебном году, с сохранением преемственности преподавания предметов в классах.

В иске А. по требованию о возмещении морального вреда отказать. Взыскать со Школы в пользу А. 2000 руб. в счет возмещения расходов на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления.

Взыскать со Школы в доход местного бюджета МО «Табасаранский район» 200 руб. государственной пошлины. Возвратить А. из местного бюджета МО «Табасаранский район» 200 руб. государственной пошлины.

Вопрос об учебной нагрузке

Слово заявителю апелляционной жалобы

В апелляционной жалобе и. о. директора Школы Р. содержится просьба об отмене решения суда на основании того, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Слово ответчику по апелляционной жалобе

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик А. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда.

Исследование доказательств в суде

При рассмотрении апелляционной жалобы установлено следующее.

А. обратился с иском в суд о восстановлении ему учебной нагрузки, компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов. В обоснование иска А. указал, что с «___» ______ 20__ г. он работал в Школе учителем физической культуры. В начале _______________ учебного года у него был 21 ч учебной нагрузки, в конце сентября этого же учебного года приказом директора за ним были тарифицированы дополнительно 3 ч учебной нагрузки и 4,5 ч внеклассной работы. Всего его нагрузка составляла 28,5 ч.

В _______________ учебном году и. о. директора Школы без ведома и согласия А. передал 10,5 ч его учебной нагрузки другому лицу, уменьшив нагрузку до 18 ч в неделю, с чем А. не согласен.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Позиция суда касательно возобновления учебной нагрузки и компенсации морального вреда учителю

Обоснование позиции суда

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов, дело рассмотрено в отсутствие полномочного представителя ответчика. По состоянию на «___» ______ 20__ г. С. не обладал полномочиями на представление интересов ответчика (ст. 53–54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ)). Рассмотрение дела в отсутствие представителя повлекло нарушение процессуальных прав Школы как стороны по делу.

Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм процессуального права послужили основанием для рассмотрения данного гражданского дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ. Эти нарушения в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ влекут отмену решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая во внимание то обстоятельство, что требования истца вытекают из трудовых отношений с ответчиком, бремя доказывания законности уменьшения учебной нагрузки А. в _______________ году лежало на работодателе. Последним доказательств наличия законных оснований для уменьшения учебной нагрузки А. в _______________ учебном году и соблюдения при ее уменьшении установленного трудовым законодательством порядка не представлено. В связи с этим судебная коллегия находит требования А. о признании неправомерным уменьшение учебной нагрузки в _______________ году подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Документы, представленные суду ответчиком в виде ксерокопий, не подтверждают доводов ответчика о законности уменьшения учебной нагрузки А. в _______________ году и соблюдение установленного порядка ее уменьшения. Кроме того, указанные документы не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств по делу в силу ч. 6–7 ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с указанными нормами при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.

Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Доводы письменного возражения представителя ответчика о том, что А. был принят на работу в Школу в _______________ году его отцом, работавшим директором, незаконно и в отсутствие необходимого образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правообразующего значения при разрешении возникшего между сторонами спора, рассматриваемого в данном гражданском деле. Из представленной самим же ответчиком копии диплома с отличием следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от «___» ______ 20__ г. А. присвоена квалификация педагога по физической культуре.

В письменном возражении представителя ответчика К. указано, что количество классов-комплектов в Школе в _______________ учебном году уменьшилось с 17 до 14, однако при этом он не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что указанное обстоятельство объективно повлекло уменьшение учебной нагрузки А.

Не оспаривая уменьшение количества классов-комплектов с 17 до 14, К. пояснил суду, что указанное обстоятельство повлекло уменьшение учебной нагрузки по предмету физическая культура в классах, в которых эту учебную дисциплину преподавал он, на 3 ч, поскольку 11 «б» класс, где он преподавал физическую культуру в _______________ учебном году, был выпускным; в остальной части уменьшение классов-комплектов Школы повлекло уменьшение учебной нагрузки учителя физической культуры Д.

Руководствуясь ст. 68 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований не доверять объяснениям истца у суда не имеется.

В силу изложенного требования истца о признании незаконным уменьшения его учебной нагрузки в _______________ году с 28,5 ч до 18 ч подлежат удовлетворению частично – в части ее уменьшения с 25,5 ч. до 18 ч в неделю, поскольку уменьшение № 3 март 2014 65 учебной нагрузки А., составлявшей в _______________ учебном году 28,5 ч в неделю, до 25,5 ч в неделю обусловлено объективным обстоятельством – уменьшением классов-комплектов.

Из письменного дополнения ответчика к возражению на иск, поступивший в Верховный Cуд Республики Дагестан «___» _________ 20__ г. по факсу, следует, что приказом от «___» _________ 20__ г. № _________ А. уволен с должности учителя физической культуры Школы на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В судебном заседании суда апелляционной инстанции А. подтвердил факт увольнения.

Поскольку на момент рассмотрения данного гражданского дела судом апелляционной инстанции А. в трудовых отношениях с ответчиком не состоит, требования истца об обязании Школы восстановить ему в _______________ учебном году учебную нагрузку 28,5 ч, которую он имел в _______________ учебном году, не могут быть удовлетворены.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается данному работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд апелляционной инстанции находит подлежащим удовлетворению требования истца о взыскании со Школы в его пользу денежной компенсации морального вреда в размере 1000 руб .

Решение суда

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

Решение Табасаранского районного суда от 30 августа 2013 г. отменить. Исковые требования А. удовлетворить частично.

Признать действия Школы по уменьшению учебной нагрузки учителю физической культуры А. в __________ учебном году с 25,5 ч до 18 ч в неделю незаконными. Взыскать со Школы в пользу А. денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Взыскать со Школы в пользу А. 2000 руб. – в возмещение расходов на оплату услуг представителя и 200 руб. – в возмещение расходов на оплату государственной пошлины. В остальной части исковые требования А. оставить без удовлетворения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль