Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физкультурой

561

По состоянию здоровья учащихся общеобразовательных учреждений выделяют четыре специальные медицинские группы здоровья школьников, которым показаны различные формы занятий физической культурой. В частности, к таковым относятся:

  • основная;
  • подготовительная;
  • специальная «А»;
  • специальная «Б».

Данные специальные медицинские группы здоровья школьников во избежание травматизма выделены методическими рекомендациями «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», содержащиеся в письме Минобрнауки России от 30.05.2012 № МД-583/19 (далее – Методические рекомендации Минобрнауки России) и письме Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» (далее – Письмо Минобразования России).

Медицинские группы здоровья школьников предполагают занятия физкультурой по различным учебными программам, установленным объемом физической нагрузки и нормами освоения учебного материала. 

Как комплектуют специальные медицинские группы школьников

Перечень учащихся, которые попадают в медицинские группы здоровья школьников,  утверждаются локальным нормативным актом общеобразовательной организации (Методические рекомендации Минобрнауки России).

Согласно Методическим рекомендациям Минобрнауки России формирование специальных медицинских групп школьников проводится в соответствии с заключением о состоянии здоровья, оценкой функциональных возможностей организма (по типу реакции кардиореспираторной системы на дозированную физнагрузку) и степени физической подготовки.

В основную группу для занятий физкультурой попадают школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья или без них, учащиеся с хорошим типом реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, а также уровнем физподготовки, который соответствует полу и возрасту.

В подготовительную медицинскую группу здоровья школьников попадают школьники:

  • без отклонений в состоянии здоровья или незначительными отклонениями, с благоприятной реакцией кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, но с уровнем физподготовки, который не соответствует полу и возрасту;
  • с несущественными отклонениями в состоянии здоровья, неблагоприятным или удовлетворительным типом реакции кардиреспираторной системы;
  • те, кто более трижды и чаще в год;
  • выздоравливающие (реконваоесценты) – школьники из основной группы здоровья, которые перенесли травмы, заболевания, чей срок освобождения от занятий физкультурой истекает.

Специальная медицинская группа школьников «А» (оздоровительная группа) для занятий физкультурой предназначена для детей, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья органического или функционального генеза.

Специальная медицинская группа школьников «Б» (реабилитационная группа) ориентирована на учащихся, которые имеют значительные отклонения в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.

Медицинская группа здоровья школьника вносится в «Листок здоровья» классного журнала для каждого ученика. Второй экземпляр «Листка здоровья» передаетсяпреподавателю физической культуры. (Методические рекомендации Минобрнауки России)

Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физкультурой комплектуются врачом-педиатром общеобразовательного учреждения. Врач руководствуется заключениями других специалистов, которые принимают участие в профилактических врачебных осмотрах. В обязательном порядке выдаются рекомендации по интенсивности физических нагрузок, прописывается медицинская группа для занятий физкультурой. Согласно методическим рекомендациям, специальные медицинские группы здоровья школьников должны быть укомплектованы к 1 июня.

В ходе распределения в медицинские группы здоровья школьников врач-педиатр должен учесть травмы, заболевания, функциональные изменения и прочие изменения в состоянии здоровья детей, которые произошли за летний период. В сентябре они влияют на результаты обследования и распределение в медгруппы. Первоклассники проходят медицинское обследование в обязанном порядке для определения типа реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку.

На основании результатов обследования уточняется специальная медицинская группа школьников для занятий физической культурой. Медицинские группы целесообразно комплектовать по классам: 1–2-е, 3–4-е, 5–8-е, 9–11-е. При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трех-четырех классов: 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х. Наполняемость специальной медицинской группы «А» может составлять 15–20 человек.

Специальные медицинские группы школьников: особенности занятий физкультурой 

В таблице 1 указаны особенности занятий физической культурой обучающихся разных медицинских групп.

Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физкультурой

Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физкультурой

Важно учитывать форму заболевания и возраст учащихся, которые попали в специальную медицинскую группу «А». Желательно разрабатывать отдельные учебные программы для школьников:

  • с патологиями кровеносной, дыхательной, нервной и эндокринных систем;
  • с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовой системы;
  • с болезнями костно-мышечной системы, офтальмологическими заболеваниями.

В таблице 2 приведены противопоказания и ограничения на выполнение физических упражнений обучающимися с учетом заболевания. 

В таблице 2 приведены противопоказания и ограничения на выполнение физических упражнений обучающимися с учетом заболевания.

Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физкультурой

Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физкультурой

1. Противопоказания:

1 – интенсивные физические нагрузки (бег и прыжки в быстром темпе, эстафеты и прочее);

2 –упражнения акробатического характера (кувырки, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове, прочие);

3 – занятия на гимнастических снарядах, включая висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), тренировки на брусьях, кольцах и прочее;

4 – нагрузки, которые выполняются с длительной задержкой дыхания;

5 – нагрузки, которые предусматривают натуживание;

6 – физические нагрузки, которые требуют интенсивного напряжения мышц брюшного пресса;

7 – упражнения, выполнение которых связано со значительным наклоном головы;

8 – упражнения, которые выполняются с запрокидыванием головы;

9 – упражнения, которые предусматривают резкое изменение положения тела;

10 – упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и прочие);

11 – переохлаждение тела.

2. Ограничения:

1 – длительные физнагрузки средней интенсивности (бег трусцой и в умеренном темпе, подвижные игры и прочее);

2 – физические занятия, которые развивают общую и локальную выносливость, скоростно-силовые качества;

3 – физические нагрузки, предусматривающие статическое напряжение мышц;

4 – физнагрузки на тренажерах, которые проходят с индивидуальным подбором упражнений и тренажера, с дозирование интенсивности нагрузок;

5 – физические упражнения, стимулирующие нервное перенапряжение;

6 – упражнения, которые сопровождаются сильным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и прочее);

7 – занятия плаванием;

8 – круговые движения туловища, головой, наклоны.

Физкультурное занятие в подготовительной группе по ФГОС группы школьников с проблемами здоровья рекомендуется проводить в медучреждении. Для этих целей подходят помещения детской поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера и прочие. Продолжительность занятий физической культурой со школьниками из специальной медицинской группы здоровья составляет 40–45 мин (для учащихся младшего звена 30–40 мин). Каждый урок включает в себя подготовительную, основную и заключительную части. При этом учитель сокращает основную часть урока, но делает более продолжительной подготовительную и заключительные части. Подготовительная часть урока составляет 10-20 мин, что зависит от поставленных задач, она проводится для разогрева функциональных систем организма перед физнагрузками основной части урока.

Содержание подготовительной части:

  • объяснение задач урока;
  • определение частоты сердечных сокращений (далее – ЧСС);
  • выполнение упражнений в строе, в движении, дозированная ходьба и бег в медленном темпе с изменением темпа и направления движения, медленный бег, который сочетают с ходьбой;
  • проведение общеразвивающих упражнений в различных исходных положениях с предметами и без них, дыхательные упражнения, упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки, профилактические упражнения для органов зрения.

В первой части урока темп выполнения упражнений должен быть медленным, постепенно его можно увеличить до среднего. Общеразвивающие упражнения делаются без задержки дыхания, потому что не должны вызывать утомления. Если признаки утомления все же ощущаются, следует снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части должна нарастать постепенно и к ее окончанию достигать 130–150 уд./мин.

Основная часть урока длится от 15 до 25 мин. За это время выполняются задания, направленные на развитие функциональных возможностей организма, овладение программным материалом и повышение уровня физической подготовленности.

Содержание основной части:

  • обучение технике новых упражнений, которые требуют концентрации внимания (по мере утомления внимание ослабевает);
  • закрепление и совершенствование ранее освоенных двигательных навыков;
  • выполнение упражнений, способствующих развитию основных физических качеств.

Комплексы упражнений для обучающихся медицинской группы «А» должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении:

  1. общеразвивающие упражнения – 50%;
  2. тренировки, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30%;
  3. физнагрузки, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10%;
  4. дыхательные упражнения – 10%.

Методические рекомендации Минобрнауки России

Упражнения выбираются в соответствии с особенностями изучаемого раздела учебной программы и состояния здоровья школьников. В основной части урока рекомендованы общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры незначительной интенсивности. Важно уделять внимание пяти-семиминутным играм, которые следует проводить за 12-15 мину до окончания занятия. После них выполняются медленная ходьба и дыхательные упражнения. ЧСС в основной части урока не должна превышать 150 уд./мин. Заключительная часть урока продолжается 5–10 мин и направлена на восстановление функций организма к исходному уровню.

Содержание заключительной части:

  • медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание;
  • определение ЧСС;
  • подведение итогов урока;
  • сообщение домашнего задания (упражнений для самостоятельного выполнения).

Как показывает практика, циклические аэробные упражнения дают наибольший оздоровительный эффект, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании с ходьбой или просто медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд до 6 мин. 

Изменение медицинских групп школьников для занятий физической культурой в течение учебного года

Специальные медицинские группы здоровья школьников для занятий физической культурой могут изменяться по установке врача-педиатра общеобразовательной организации, если учитель физкультуры фиксирует динамику показателей состояния здоровья, физподготовки и функциональных возможностей организма учащихся.

Если наблюдается положительная динамика показателей, учащегося переводят из специальной медицинской группы здоровья школьников «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную.

При неадекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма обучающегося следует перевести в группу ниже: из основной в подготовительную или из подготовительной в специальную медицинскую группу «А».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль