Как обустроить скалодром в школе

268

Многие считают, что скалолазание – это вид активного отдыха, один из вариантов альпинизма. На самом деле это самостоятельный вид спорта, заключающийся в перемещении спортсмена по «горной» трассе, которая прокладывается по естественному или искусственному рельефу – природным горам или скалодрому - в условиях школы это обычно реализуется в рамках спортивного городка

Скалодром в школе как вид спорта

Соревнования по спортивному скалолазанию, как и по лыжным видам спорта,  проводятся во многих странах мира и обычно включают несколько дисциплин:

  • лазание на трудность;
  • лазание на скорость;
  • лазание по валунам (боулдеринг) и др.

Международные соревнования – чемпионаты мира и кубки мира – организует Международная федерация спортивного скалолазания. В ее состав входит 81 национальная федерация с пяти континентов планеты. С 2010 г. скалолазание является олимпийским видом спорта.

В настоящее время у нас в стране в секциях по скалолазанию занимаются тысячи детей и взрослых. Стенды, имитирующие горную поверхность, входят в спортивный инвентарь во многих физкультурно-оздоровительных комплексах, в некоторых школах и даже детских садах.

Существуют региональные программы, продвигающие этот вид спорта в детской и подростковой среде. Так, например, Тюменская региональная федерация альпинизма при поддержке депутатов Тюменской областной думы, администрации г. Тюмени, регионального правительства и партии «Единая Россия» с 2010 г. реализует проект «Скалодром – в каждую школу и учебное учреждение города Тюмени», целью которого является популяризация скалолазания в регионе. Для этого проводится монтаж скалодромных стендов в образовательных организациях всех уровней – от детских садов до вузов.

В июле 2011 г. Международный олимпийский комитет внес скалолазание в список видов спорта, претендующих на включение в программу Олимпийских игр 2020 г.

Виды скалодромов в школе

Согласно п. 17.5 Примерного перечня и характеристик современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, разработанного Минобрнауки России в 2012 г. (письмо Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» (далее – Письмо Минобрнауки России № МД-520/19)), скалодром – это спортивный снаряд из искусственного камня с поверхностями разного уровня наклона, отличительным рельефом, аксессуарами для фиксации во время лазания. Стены снаряда могут достигать в высоту от 3 до 25-30 м, они делятся на отдельные участки по сложности в зависимости от характера рельефа и угла наклона.

С учащимися, только начинающими осваивать искусство скалолазания, следует работать на пологой поверхности, расположенной по отношению к основанию скалодрома под прямым углом. После закрепления базовых навыков разрешено проводить занятия на стенах с отрицательным наклоном, позднее – и на поверхностях со сложным рельефом и отрицательным наклоном.

Скалодром используется как тренажер для скалолазания и развития силы, ловкости, выносливости, координации движений, вестибулярного аппарата.

Письмо Минобрнауки России № МД-520/19

Скалодромы в школах бывают разных видов. Назовем основные из них

1. Скалодром с верхней страховкой.

На таком стенде страховка осуществляется при помощи специальных статических веревок и страховочного снаряжения. Точки страховки находятся выше спортсмена. Веревка проходит через эти точки и спускается к нему. В процессе лазания спортсмен двигается вверх или вниз, а страхующий вытягивает или отпускает веревку.

2. Скалодром с нижней страховкой.

На скалодромной конструкции с нижней страховкой спортсмен страхуется при помощи специальных динамических веревок и страховочного снаряжения. Точки страховки располагаются вдоль всего маршрута. Один конец веревки привязывается к спортсмену, другой конец страхующий держит в руках в нескольких метрах от него. В процессе лазания спортсмен продевает веревку в карабин на той точке, до которой поднимается, или выщелкивает веревку при спуске. Страхующий при этом постепенно вытягивает или отпускает веревку.

3. Боулдеринговый скалодром.

Этот снаряд может представлять собой единую конструкцию или состоять из набора отдельно расположенных стендов (боулдеров). При лазании по такому объекту применяется гимнастическая страховка: страхующий стоит под спортсменом и страхует его руками и собственным телом. Внизу должны лежать переносные маты, расстояние от которых до спортсмена не может быть более 3 м. Страховочные веревки в данном случае не используются.

Верхняя страховка – страховка, при которой страховочная веревка закреплена за две верхние точки страховки или верхнюю станцию страховки.

Нижняя страховка – страховка, при которой скалолаз последовательно прощелкивает страховочную веревку в индивидуальные точки страховки, расположенные на трассе.

Гимнастическая страховка – страховка, которую организует судья, тренер или напарник спортсмена, поддерживая его тело руками в момент падения

По способу установки скалодромы в школе можно разделить на стационарные и мобильные. Стационарные конструкции крепятся к стене или представляют собой отдельно стоящую конструкцию, устанавливаются как в помещении, так и на открытом воздухе. Мобильные скалодромы в школе используются для организации соревнований, праздников, шоу и других мероприятий. Их можно смонтировать практически в любом месте из стандартных элементов (модулей).

Требования к скалодромам в школе

Все скалодромы в школах нашей страны должны соответствовать своду правил по проектированию и строительству «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. СП 31-115-2008» (далее – СП 31-115- 2008)*, а именно его разделу 4.4 «Сооружения для скалолазания». Согласно п. 4.4.3 СП 31-115-2008 физкультурно-спортивные сооружения для скалолазания – это скалолазные стенды (тренажеры, имитирующие скальный рельеф) – спортивные снаряды особой конструкции, предназначенные для лазания и имеющие отличительные функциональные особенности. Скалодром, размещенный в школе, может включать в себя несколько частей, предназначенных для разных видов лазания, причем поверхности каждого снаряда уникальны.

Базовой частью скалодромного стенда является железобетонная скальная стенка с многочисленными уступами и впадинами, она может быть кольцевой (предназначенной для одновременного занятия нескольких учащихся), прямо- или криволинейной. Скалодромы в школе мобильны, они легко помещаются в стандартных спортивных залах, позволяя использовать их вертикальные поверхности с максимальной эффективностью. Благодаря малой глубине скалодромов их включение в интерьер залов редко приводит к необходимости переоборудовать разметки полей, предназначенных для командных видов спорта.

П. 4.4.7 СП 31-115-2008

Современные скалодромы, как правило, состоят из:

  • металлокаркаса;
  • панелей, имитирующих рельеф;
  • скалолазных зацепок;
  • систем страховки.

Требования к ним в т. ч. установлены европейским стандартом EN 12572, Правилами Международной федерации спортивного скалолазания и Правилами по проектированию и строительству скалодромов (скалолазных стендов), утв. постановлением правления Федерации скалолазания России от 04.04.2009 № 5 (далее – Правила правления ФСР).

В соответствии с п. 4.4.5 СП 31-115-2008 оптимальной является площадь поверхности скалодрома в школе около 140–220 м2. Ее размеры позволяют легко организовать процесс тренировки в рамках спортивной секции.  Для обеспечения безопасности нельзя запускать на рабочую поверхность 1,2 погонных метра более двух человек в час.

В силу п. 4.4.12 СП 31-115-2008 тренировочные скалолазные стенды могут быть дополнительно укомплектованы элементами для скоростного лазания, боулдеринга при условии, что их габариты в длину и ширину превышают 3 метра.

Во время занятий на скалодроме тренировочного или соревновательного характера следует обязательно обеспечить детям страховку – верхнюю или нижнюю при лазании на трудность, верхней – при скоростном лазании, гимнастической – для юных боулдеров. Гимнастическая страховка используется только при работе с оборудованием высотой более 3 метров и наличии напольного покрытия с функцией амортизации. Данные требования содержатся в п. 4.4.15 СП 31-115-2008.

Установка скалодромов в школе

Скалодромы в школах должны устанавливать специалисты. Искать таких специалистов директору школы нужно вместе с учителем или тренером, который будет проводить занятия по скалолазанию. Цели занятий могут быть разными: физическое развитие в рамках уроков физкультуры, организация спортивной секции и т. д.

В зависимости от целей занятий и размеров зала (спортивной площадки) заказывается проект скалодрома в школе. Проектная организация, которая будет его разрабатывать, должна иметь свидетельство о членстве в профильной саморегулируемой организации, т. е. иметь право проектировать. В процессе выполнения работ она обязана предоставить заказчику (в нашем случае – директору школы) проектную документацию, включающую в себя: расчеты устойчивости конструкции скалодрома и расчетные нагрузки на точки страховки; архитектурно-строительные, конструктивные и технологические решения в зависимости от типа здания (его назначения).

Проверка состояния скалодрома в школе

Согласно п. 4.4.22 СП 31-115-2008 скалодромный стенд передается для эксплуатации в школу вместе с подробным руководством, согласно которому проводится полная проверка стенда сразу после его установки. На конкретном скалодроме в школе должны применяться только те методы страховки, на использование которых он рассчитан. Помимо проверки желательно провести сертификацию соответствия скалодрома  в школе установленным требованиям. Для сертификации согласно СП 31-115-2008 и Правилам правления ФСР скалодромы, скалолазные стенды и все их компоненты должны быть рассчитаны и проверены в соответствии с процедурами, указанными в данных документах.

По решению правления Федерации скалолазания России (далее – ФСР) на инспектирование состояния скалодрома в школе может быть направлен представитель строительно-технической комиссии ФСР. После проведения визуального осмотра и функциональной проверки правление ФСР может потребовать от владельцев скалодрома:

а) выполнить проверку страховочных опор, по результатам которой должен быть составлен подробный отчет;

б) провести серию ударных испытаний на каждом отдельном участке рельефа с последующим предоставлением отчета;

в) провести проверку сцепок на предмет прочности и представить результаты в отчете.

Первый ввод в эксплуатацию скалодромного стенда или перемещение снаряда не могут быть проведены без выполнения серий испытаний снаряда максимальной нагрузкой в присутствии представителей заказчика, проектировщика, технического надзора, монтажной организации.

Согласно П. 4.4.23 СП 31-115-2008 педагогический работник, ответственный за исправность скалодрома в школе и страховочных аксессуаров, обязан систематически проводить проверку состояния стенда и вносить результаты в отчетный журнал. Следует оценивать состояние всех функциональных элементов снаряда: точек фиксации к напольному покрытию и стенам, сварочных швов, соединений любого типа, крепежей отдельных элементов в основному каркасу, страховочных элементов, зацепок, карабинов, веревок.

Другое спортивное оборудование и инвентарь для скалодрома в школе

Помимо скалодрома в школе для проведения занятий по скалолазанию используется и другое оборудование. Его перечень приведен в Письме Мин обрнауки России № МД-520/19 (таблица).

Примерный перечень спортивного оборудования и инвентаря для скалолазания

Наименование

Характеристики

Амортизационное покрытие

Представляет собой ряд матов с поролоновым покрытием, обеспечивающих защиту скалолазов при падении. Толщина покрытия определяется высотой снаряда: к минимальной толщине 20 см прибавляется 10 см матов при открытии для подъема каждого нового метра. Покрытие укладывается таким образом, чтобы между поролоновыми матами не было открытых стыков.

Зацепки

Разграничительные аксессуары, необходимые для разметки маршрутов разной сложности и имитации природного горного рельефа. По внешнему виду напоминают камни, различаются по цветам и размерам, крепящиеся к поверхности снаряда посредством болтов..

Наиболее популярны в использовании:

  • зацепки «Карманы» (большие, для всех уровней подготовки);
  • зацепки «Булки» (скругленные, покатые, для среднего уровня подготовки);
  • зацепки «Мизеры» (маленькие зацепки, для более высокого уровня подготовки).

Для конкретной трассы используются зацепки одного цвета. Паспорта трасс различаются по цветам:

  • самые легкие – зеленые;
  • более сложные – желтые, красные;
  • самые сложные – белые.

Трасса средней протяженности состоит из 20 зацепок

Каска

Защитный головной убор, выполненный из легкого и ударостойкого ABS-пластика пенополистирола. Для удобства ношения имеет мягкие вкладки, которые способствуют снижению травматизма в случае удара. Наличие вентиляционных отверстий в каске гарантирует удобство во время ношения.

В задней части имеется специальное место для крепления красного сигнального фонаря. Для крепления налобного фонаря на каске предусмотрены четыре клипсы; каска регулируется ремешком на подбородке (вперед/назад) и головным ремнем (размер головного ремня – 48–54 см).

Релаксационная стенка

Предназначена для размещения в спортивных залах, рекреациях школ, группах продленного дня.

Развивает все группы мышц тела, координацию, мышление (выбор маршрута движения), ловкость, выносливость, вестибулярный аппарат. Способствует развитию тактильной сенсорной системы и мелкой моторики.

Представляет собой щиты на стальном каркасе размером 1220 x 1220 мм, оснащенные крепежом к бетонным и кирпичным стенам. В комплекте имеются вертикальные щиты и щиты, образующие отклонение от вертикали на 300 мм. Комбинации из таких щитов позволяют выстроить стенку с участками различной степени сложности.

Щиты оснащены зацепками, которые имеют микрорельеф, обеспечивающий комфортное лазание. Полы вдоль стенки застилаются мягкими матами. Высота – не более 2 м, ширина – в зависимости от возможностей помещения.

Специальное снаряжение

Предназначено для обеспечения комфорта при лазании. Стандартный комплект включает в себя:

  • скальные туфли – специальная, плотно облегающая ногу обувь на тонкой резиновой подошве, позволяющая удерживаться на едва заметных выступах скалы;
  • магнезия (порошковая, жидкая, гелиевая);
  • состав для подсушки рук (для лучшего трения) перед сложным перехватом;
  • мешочки для магнезии

Страховочное снаряжение

Предназначено для организации безопасности лазания. Стандартный комплект включает в себя:

  • веревки (для страховки, подъема и спуска, смягчает рывки в случае срывов);
  • страховочную систему (состоит из соединенных между собой пояса и ножных обхватов, которые участник надевает на себя и к которым с помощью узла «восьмерка» или карабина крепится веревка; служит для распределения усилия при рывке веревки вследствие срыва (падения) и предотвращения травмирования);
  • карабины (быстродействующие соединительные звенья между двумя предметами, имеющими петли; имеют форму скобы с пружинной защелкой, материал – сталь);
  • оттяжки (соединительная петля из прочной капроновой ленты разной длины между двумя карабинами; используются при лазании с нижней страховкой);
  • страховочное устройство (создает необходимое трение при прохождении через него веревки, что снимает нагрузку с рук и позволяет без особых усилий удерживать вес участника при спуске или в результате срыва; присоединяется к скалолазной системе при помощи карабина);
  • страховочные крючья (металлические пластины с проушиной на конце, вбиваемые в трещины скал, в которые вщелкиваются карабины; имеют различные формы)

Траверсы

Предназначены для развития силы и отработки техники скалолазания. Представляют собой невысокие вертикальные конструкции, позволяющие участнику передвигаться горизонтально на относительно небольшой поверхности от пола. Высота – не более 3 м, ширина – 6–25 м.

При использовании траверсов применяется гимнастическая страховка (участника страхует руками и собственным телом страхующий, стоящий под ним) с использованием амортизационных покрытий (внизу в качестве страховки – переносные маты)

Нормативные документы

Свод правил по проектированию и строительству «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. СП 31-115-2008» (утвержден и введен в действие приказом генерального директора ОАО «Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов» от 28.08.2008 № 12в и приказом ректора Международной академии футбольной и спортивной индустрии от 15.09.2008 № 9)

Письмо Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений»

Правила по проектированию и строительству скалодромов (скалолазных стендов), утв. постановлением правления Федерации скалолазания России от 04.04.2009 № 5



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль