Разработка и реализация спортивной программы для детей: «Школа – территория спорта и здоровья»

98

Инга Белобаба,
директор гимназии № 76 г. Омска

Одной из основных задач российского общества, диктуемых действующей стратегией образования является обеспечение гармоничного роста и развития детей и подростков до достижения ими зрелого возраста, поскольку от этого зависит уровень благосостояния и стабильности страны в последующие десятилетия. Данная задача решается в нашей гимназии через создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательных отношений, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Ее важнейшим элементом является физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с учащимися.

В гимназии ежегодно проводятся турниры «Рыцарь года» для юношей и «Грация» для девушек старших классов, недели здоровья в начальной и основной школах, мероприятия в рамках информационно-просветительской кампании «Здоровье – путь к успеху!»*. В начальных классах реализуется УМК «Школа здоровья», в 5–11-х – программы превентивного образования «Полезные привычки» и «Полезные навыки».

С каждым годом улучшается материально-техническая база гимназии для занятий физкультурой и спортом. В прошлом учебном году был выполнен капитальный ремонт большого спортивного зала, косметический ремонт малого спортивного зала и оборудован третий малый спортивный зал для учащихся начальной школы. Все они активно используются для реализации спортивной программы для детей.

Гимназия активно сотрудничает с детскими спортивными учреждениями г. Омска, в т. ч. с детско-юношеской спортивной школой греко-римской борьбы и отделением спортивной акробатики специализированной детско-юношеской спортивной

школы олимпийского резерва, а также с Омским областным специализированным спортивным центром параолимпийской подготовки.

Задачи разработки и реализации спортивной программы для детей

В 2012 г. творческой группой педагогов гимназии была разработана «Школа – территория спорта и здоровья» на 2013–2018 гг. Ее основными задачами являются:

- разработка нормативной правовой базы по организации здоровьесберегающей среды;

- внедрение в практику работы гимназии современных методов мониторинга здоровья участников образовательных отношений;

- формирование у учащихся и педагогов основных компетенций здоровьесбережения;

- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, приведение условий обучения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;

- популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Этапы реализации спортивной программы для детей

В программе десять разделов. Рассмотрим их подробнее.

1-й раздел «Режим здоровой жизнедеятельности образовательной организации» подразумевает обеспечение безопасных условий обучения в гимназии, усиление контроля за соблюдением гигиенических требований к объему нагрузки учебной и внеурочной деятельности учащихся.

2-й раздел «Здоровьеразвивающий образовательный процесс» предполагает:

- осуществление два раза в год мониторинга физического состояния здоровья учащихся;

- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма учащихся;

- разработку авторских программ по предмету «Физическая культура»;

- проведение уроков совместно со спортсменами Омского областного специализированного спортивного центра параолимпийской подготовки и др.

Реализация 3-го раздела «Здоровьеразвивающая физкультурно-оздоровительная деятельность образовательной организации» направлена на достижение следующих результатов:

- обеспечение выполнения учащимися суточных норм двигательной активности;

- проведение спортивных мероприятий согласно плану спортивно-массовой работы гимназии;

- обеспечение участия учащихся в соревнованиях по разным видам спорта на уровне округа, города, области;

- развитие творческого потенциала учащихся через участие в телекоммуникационных, социально значимых проектах, научно-практических конференциях физкультурно-спортивной направленности;

- привлечение учащихся с девиантным поведением к занятиям спортом;

- популяризация здоровьесберегающей деятельности через СМИ;

- создание и организация работы школьного спортивного клуба «Радуга».

4-й раздел «Олимпийское образование» предполагает:

- систематическое пополнение медиатеки и библиотечного фонда гимназии материалами по истории олимпийского движения;

- создание на сайте гимназии виртуального музея спорта;

- организацию работы творческой лаборатории «Школа олимпийского резерва»;

- проведение ежегодной школьной спартакиады «Кубок директора»;

- организацию встреч с известными спортсменами;

- реализацию школьного проекта «Мой личный рекорд, посвященный зимним Олимпийским играм в Сочи» и т. д.

В рамках мероприятий данного раздела программы проводится просветительская работа с учащимися. предусматривает наличие просветительской работы с учащимися. В рабочих программах каждого учителя запланированы темы, посвященные истории Олимпийских игр, биографиям известных спортсменов, спортивным достижениям наших соотечественников и земляков, обязательно с учетом специфики преподаваемого предмета. Для занятий используются как комплекты по предметам, разработанные специалистами Российского международного олимпийского университета, так и методические материалы, подготовленные самими педагогами.

Одним из основных механизмов программы является организация образовательного процесса на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, что позволяет сформировать здоровьесберегающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

5-й раздел «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса» предусматривает организацию работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся и педагогов в процессе приобщения к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.

6-й раздел получил название «Здоровое питание школьников». Он направлен на организацию питания детей по сбалансированному меню на основе всех форм финансирования, охват максимального количества учащихся горячим питанием и т. д.

7-й раздел «Компетентность педагогов по вопросу формирования мотивации школьников к здоровому образу жизни» предполагает:

- проведение семинаров, педагогических советов по вопросам формирования у учащихся основных компетенций здоровьесбережения;

- создание методической копилки материалов о здоровом образе жизни в помощь классным руководителям и педагогам;

- проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата в гимназии;

- распространение педагогического опыта по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

8-й раздел получил название «Семья и школа». Он предусматривает проведение классных и общешкольных родительских собраний по вопросам соблюдения правил здорового образа жизни, разработку рекомендаций для родителей по использованию естественных средств оздоровления, организацию физкультурного досуга детей совместно с родителями, привлечение родителей к деятельности школьного спортивного клуба «Радуга».

Разработка и реализация спортивной программы для детей: «Школа – территория спорта и здоровья»

В 9-м разделе «Взаимодействие образовательной организации с социумом» описываются:

- способы сотрудничества гимназии и учреждений спортивной и физкультурной направленности г. Омска по вопросам организации внеурочной деятельности

учащихся;

- планы совместной работы гимназии с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел г. Омска по вопросам профилактики вредных привычек;

- мероприятия по привлечению спонсоров для реализации школьных проектов

спортивно-оздоровительной направленности;

- особенности организации и проведения спортивных мероприятий для жителей микрорайона.

10-й раздел «Школьная спортивная инфраструктура» предполагает развитие спортивной инфраструктуры гимназии за счет увеличения количества помещений для занятий спортом, приобретения спортивного оборудования и инвентаря, расширения зоны спортивного городка на территории гимназии, изготовления нестандартного спортивного оборудования и т. д.

Первые итоги реализации спортивной программы для детей

Разработка программы «Школа – территория спорта и здоровья» не является для нашего коллектива самоцелью. Главное для нас – добиться выполнения тех задач, которые в ней обозначены. Документ лишь помогает правильно выстроить эту работу и ничего не упустить.

С момента начала реализации программы прошло полтора года. За это время нам удалось:

1) разработать новые и обновить старые локальные нормативные акты по организации здоровьесберегающей среды. Сегодня все учащиеся гимназии с 1-го по 5-й класс ведут «Дневник здоровья». Для учащихся начальной школы форма дневника разработана специалистами Института развития образования Омской области, для учащихся 5-х классов – творческой группой педагогов гимназии;

2) подготовить коучинг-проект «Система работы с учащимися по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни». Проект реализуется в рамках работы стажировочной площадки регионального инновационного комплекса в сфере образования «Школа – территория здоровья» для педагогов города и области. Одним из мероприятий проекта стала стажировка в апреле 2014 г. на базе гимназии работников сферы образования по теме «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе традиций образовательного учреждения». В стажировке приняли участие 3 заместителя директора школы, 23 учителя физической культуры, 4 учителя начальной школы и один тренер-преподаватель по плаванию. Участники изучили нормативные документы по организации физкультурно-оздоровительной работы, познакомились с деятельностью школьного спортивного клуба, стали участниками парада-алле лучших спортсменов гимназии;

Разработка и реализация спортивной программы для детей: «Школа – территория спорта и здоровья»

3) создать и организовать эффективную работу школьного спортивного клуба «Радуга». Сначала была сформирована творческая группа единомышленников, в которую вошли заместитель директора гимназии, курирующий воспитательную работу, учителя физической культуры, информатики, биологии, заинтересованные классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, а также родители, выпускники гимназии и тренеры спортивных школ. Члены творческой группы внимательно изучили документы Минобрнауки России и Минспорттуризма России по созданию и организации деятельности школьного спортивного клуба, разработали положение о школьном спортивном клубе «Радуга», программу внеурочной деятельности и план работы клуба.

В настоящее время программа внеурочной деятельности клуба включает 16 модулей: «Спортивный менеджер», спортивная секция «Баскетбол», спортивная секция «Лапта», спортивная секция «Волейбол», спортивная секция «Оздоровительная аэробика», спортивный кружок «Спортивные веселинки», спортивный кружок «Веселый мяч», секция «Карате», секция «Греко-римская борьба», секция «Спортивная акробатика», «Спортивная медицина», «Спортивный пресс-центр», «Школа юного судьи», «Олимпийское образование», «Психологическая помощь», «Родительский клуб». Часть модулей носит инвариантный и вариативный характер. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Учащиеся могут сразу выбрать занятие по душе, а могут сначала

попробовать каждый из модулей и уже потом определиться

4) модернизировать школьную инфраструктуру для занятий физической культурой и спортом.

Летом 2013 г. совет школьного спортивного клуба «Радуга» обратился в попечительский совет Благотворительного фонда «Радуга 76» Омской области, шефское предприятие ОмПО «Иртыш», а также к депутату Законодательного Собрания Омской области В.Л. Седельникову за помощью в развитии спортивной инфраструктуры гимназии. В результате мы смогли отремонтировать большой спортивный зал, переоборудовать давно не работающие столярные мастерские в малый спортивный зал и демонтировать на стадионе аварийные спортивные формы. Кроме того, на средства частных лиц (родителей, тренеров) было приобретено и установлено новое освещение в большом спортивном зале, куплены комплект инвентаря для игры в бадминтон и инвентарь для игры в лапту.

Успешная реализация программы была бы невозможна без самоотверженной работы педагогического коллектива гимназии. Совсем недавно мои коллеги не на словах, а на деле доказали, что они голосуют за здоровый образ жизни. 6 сентября 2014 г. они приняли участие в культурно-спортивном празднике «День спорта» Ленинского административного округа города Омска. Несмотря на то что погода в этот день не задалась – с утра лил дождь, дул холодный ветер, ровно к назначенному сроку десять учителей гимназии прибыли в Центр олимпийской подготовки «Авангард», чтобы пройти испытания на сдачу норм ГТО: стрельба из винтовки, бросание гранаты, прыжок в длину, упражнение на пресс, подтягивание, бег на 100, 500 и 1000 м. По всем спортивным дисциплинам они старались показать высокий результат, но, к сожалению, это не всегда получалось. Однако члены нашей дружной команды не расстроились, а решили начать тренироваться и повторить попытку через год.

Сдал нормативы – получи пятерку!

С 1 апреля по 30 июня 2014 г. в шести регионах РФ прошла апробация механизмов, обеспечивающих получение положительной промежуточной аттестации учащимися общеобразовательных организаций по физической культуре в зависимости от результатов выполнения нормативов комплекса ГТО. Ее участниками стали 11 120 учащихся вторых классов основной и подготовительной групп здоровья Московской, Астраханской, Свердловской, Кемеровской областей, Красноярского края и Республики Карелия.

В целом эксперимент был признан удачным: большинство учащихся – 97,8% – справились с испытаниями (тестами) и получили хорошие оценки. В связи с этим Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рекомендовал общеобразовательным организациям не только учитывать результаты учащихся по итогам сдачи норм ГТО в школе в ходе промежуточной аттестации по физической культуре с учетом групп здоровья, но и использовать их при учете внеучебных достижений учащихся по завершении каждого уровня образования, а также включать лучшие результаты в перечень индивидуальных достижений выпускников.

Для учащихся, которые не справились с испытаниями (тестами), департамент рекомендовал использовать безотметочное обучение с последующим внесением записи «зачтено» в документы государственного образца об образовании (аттестаты).

Рекомендуемые требования к оценке с учетом выполнения нормативов комплекса ГТО содержатся в письме Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету “Физическая культура”».

* Информационно-просветительская кампания «Здоровье – путь к ус пеху!», приуроченная к празднованию Всемирного дня здоровья, проводится образовательными учреждениями – участниками регионального инновационного комплекса в сфере образования Омской области «Школа – территория здоровья». Кампания включает два этапа: первый – профессиональные конкурсы, второй – неделя здоровья.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль