Аспекты физического воспитания в школе в рамках федеральной целевой программы

30

В следующем году завершается реализация федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Одной из ее задач является создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания в школе, ориентированной на особенности развития детей и подростков. О том, что удалось сделать для ее решения за прошедшее время, и в целом о современной ситуации в сфере физического воспитания в школе мы поговорили с доктором биологических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, профессором Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма Вадимом Константиновичем Бальсевичем.

Вадим Константинович, Вы много лет занимаетесь теоретическими и практическими вопросами физического воспитания в школе и в целом в образовании. Что интересного появилось в этой области за последнее время?

Генеральной линией физического воспитания школьников, студентов и некоторых других категорий населения сейчас является спортизация, т. е. внедрение в процесс обучения физической культуре средств и методов, отработанных в спорте, причем не только в массовом спорте, но и в спорте высших достижений. В целом это хорошая тенденция. Спортивный контекст физического воспитания чрезвычайно важен для того, чтобы оно было эффективным. Но нужно учитывать, что не все, что хорошо для спорта, хорошо для физического воспитания. Речь идет как о режимах занятий (две-три тренировки в день), физической нагрузке, так и о конкретных видах упражнений. По моему мнению, заимствовать из спорта можно, но это заимствование должно быть с коррекцией.

А как обстоят дела с развитием инфраструктуры физического воспитания в школе? Стало ли у школьников больше возможностей для занятий физкультурой и спортом? Помнится, раньше девочки-старшеклассницы отказывались посещать уроки физкультуры из-за того, что потом не могли принять душ.

Мне кажется, что современная школа постепенно избавляется от этого недостатка. Во многих школьных зданиях сейчас есть и оборудованные спортивные залы, и просторные раздевалки, и душевые. Иными словами, процесс модернизации идет, причем идет не только потому, что кто-то дал указание сверху, а потому что существует мода на спорт, двигательную, физическую активность. Еще один положительный момент – в школах появился специальный инвентарь и в целом условия для занятий физкультурой и спортом с детьми-инвалидами. Раньше с ними тоже занимались (по программам адаптивной физкультуры и др.), но это было не так массово. По опыту могу сказать, дети с ограниченными возможностями здоровья часто бывают готовы к занятиям спортом больше, чем их здоровые сверстники. У них меньше проблем с дисциплиной, мотивацией, прилежанием.

С нового учебного года в нашей стране введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Как Вы относитесь к такому физическому воспитанию в школе?

С определенной осторожностью. К сожалению, у нас в стране кампании иногда остаются просто кампаниями. К серьезным результатам этот общественный порыв не приводит. Сущность же эффективного физического воспитания заключается не в эпизодических, а в постоянных занятиях физическими упражнениями. Кроме того, чтобы сдать нормативы ГТО, нужно тренироваться под руководством опытного тренера. Конечно, сейчас в школах ситуация со специалистами по физической культуре лучше, чем десять лет назад. В то время в сферу образования шли работать в основном выпускники техникумов. Педагоги с высшим образованием и хорошей спортивной подготовкой, как правило, находили себе более престижное место. Работу учителя физической культуры в общеобразовательной школе многие воспринимали как ссылку. Однако и сейчас, на мой взгляд, в школах не так много специалистов, которые могут грамотно организовать процесс подготовки к сдаче норм ГТО в школе в соответствии с возрастом, физическими данными и состоянием здоровья учеников.

Можно ли в принципе дать ребенку хорошую спортивную подготовку в рамках физического воспитания в школе?

Хороший вопрос. Помню, как много лет назад учителя физкультуры жаловались мне, что могут дать ученикам соответствующую нагрузку, только если урок стоит в расписании последним. В остальных случаях дети выполняли упражнения без должного старания, потому что экономили силы на оставшийся учебный день. Разрешить это противоречие можно с помощью педагогической технологии, которая давным-давно была апробирована в сургутских школах: ученики три раза в неделю по два часа занимались избранным видом спорта. Занятия были за пределами академического расписания, но считались обязательными для всех, кроме детей, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Такие дети занимались отдельно. Результаты были потрясающие.

Однако я хочу заметить, что спортивная подготовка – это не только физическое воспитание в школах. Конечно, оно предполагает, что ребенок станет более сильным, ловким, научится владеть своим телом, выполнять какие-то движения, которые помогут ему в обычной жизни – например, при случайном падении правильно сгруппироваться. Но помимо этого он должен овладеть ценностями спортивной культуры, которая позволит ему стать активным, деятельным членом нашего общества. Сформировать азы такой культуры на уроках сложно: времени мало, да и психологическая обстановка не та. Чтобы проникнуться духом спорта, нужны регулярные тренировки, постоянное общение с тренером, поездки на соревнования и т. д.

В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» говорится о необходимости борьбы с употреблением допинга. Вы были первым представителем России во Всемирном антидопинговом агентстве. Как Вы считаете, возможно ли введение антидопинговой темы в программу физического воспитания в школе?

Я на протяжении 16 лет руководил научными группами сборных команд РСФСР и СССР по легкой атлетике и могу с полной ответственностью сказать, что в то время в нашей стране проблема использования запрещенных препаратов так остро, как сейчас, не стояла. Возможно, кто-то втайне этим занимался, но это были единичные случаи. Секрет нашего успеха был в другом. В сборной СССР по легкой атлетике использовались особые технологии спортивной подготовки, и именно они приносили нам победы, в т. ч. на Олимпийских играх.

Если говорить коротко, то мы старались минимизировать ошибки в процессе тренировок. Дело в том, что положительное действие от одного вида нагрузки или одной и той же тренировочной работы продолжается всего несколько занятий. Затем несколько занятий действие остается нейтральным, а потом уже начинает влиять негативно. Самое главное – научиться определять момент, когда нагрузка или тренировочная работа приносит пользу. Мы научились, поэтому допинговые технологии нам были не нужны. Что касается школьников, то им антидопинговая профилактика не помешает. В первую очередь до них нужно донести информацию о том, что у человеческого организма большой потенциал, и если научиться правильно его использовать, можно добиться в спорте высоких результатов. Допинг же может привести к неконтролируемой реакции и тяжелым нарушениям здоровья.

А Вы сами занимались спортом?

Конечно! Легкой атлетикой. Я был спринтером, бегал на короткие дистанции. Мой лучший результат на 100 м был 10,6 с, на 200 м – 21,8 с. Как спортсмен я просуществовал в спорте примерно десять лет, потом работал тренером, преподавателем, заведующим кафедрой биомеханики Омского государственного института физкультуры, главным редактором журнала «Теория и практика физической культуры». Но об этом в следующий раз.

Интервью подготовили Оксана Зуева, Наталья Пояркова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль