Самооценка и творческая самопрезентация педагога

740

Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования, рассматривается как деятельность методической службы, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

  • систематическое отслеживание профессионального статуса и динамики развития профессиональной компетентности;
  • создание условий для непрерывного профессионального развития и успешной профессиональной деятельности;
  • создание специальных условий для оказания помощи и поддержки педагогам в ситуациях профессиональных проблем и затруднений.

Среди проблем, выявленных в процессе работы городского методического сообщества (далее - ГМС) «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогического персонала организации дополнительного образования», оказалась проблема недостаточной мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию, обобщению и презентации педагогического опыта, участию в профессиональных конкурсах. Обозначенная проблема вызвана заниженной самооценкой профессиональных качеств педагога, обусловленной сформировавшейся мотивацией избегания неудач взрослого человека.

Самооценка профессиональных качеств педагога: важность вопроса

Только адекватная самооценка профессиональных качеств педагога и позитивное самоотношение позволяет сотруднику оптимально выстраивать образовательный процесс, ощущая удовлетворенность от своей профессиональной деятельности, не испытывая тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Педагог, испытывающий убежденность в своей профессиональной компетентности, с большей готовностью идет на контакт с обучающимися, демонстрируя способность к их безусловному принятию, оказывает позитивное воздействие на самооценку учеников, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывает развивающее воздействие на их личность. Кроме того, самооценка профессиональных качеств педагога наряду с профессиональной педагогической рефлексией является важным компонентом профессионального самосознания и определяющим фактором успешности педагогической деятельности1.

Заниженная самооценка профессиональных качеств педагога - это серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта, т. к. она проявляется в неуверенном поведении во время публичного представления конкурсной презентации. Не только участие в различных формах трансляции педагогического опыта, профессиональных педагогических конкурсах, но и повседневная работа (уроки, воспитательные мероприятия, проведение родительских собраний) требуют от педагога уверенного владения навыками самопрезентации. Целенаправленное повышение самооценки, обучение педагогов навыкам и правилам эффективной самопрезентации позволяют снять психологические барьеры перед представлением педагогического опыта и уверенным позиционированием себя как профессионала, способствуют повышению мотивации к профессиональному развитию.

Предлагаемые методические продукты, созданные участниками ГМС, будут полезны для решения обозначенных профессиональных проблем.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Самооценка профессиональных качеств педагога»

Цель: содействие развитию и совершенствованию личности сотрудника образовательной организации через формирование адекватной  самооценка профессиональных качеств педагога. Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «самооценка» и ее видами;
  • определить актуальную самооценку профессиональных качеств педагога;
  • развивать интерес педагога к собственному «я»;
  • способствовать коррекции эмоционального самоотношения.

Ход занятия:

1. Мини-лекция «Самооценка и ее влияние на формирование личности».

Ведущий психологического занятия с элементами тренинга знакомит участников с основными понятиями, видами и процессом формирования самооценки. Он отмечает, что наиболее важными для формирования самооценки являются первые 5 лет жизни. В это время ребенок ориентируется только на оценку родителей и педагогов. Поэтому одной из причин его низкой самооценки является низкая оценка его способностей со стороны воспитывающих его взрослых, в частности педагогов. Ребенок с заниженной самооценкой не получает полноценного развития, что, в свою очередь, приводит к ряду моральных травм и комплексов. Вопросы ведущего педагогам:

  • какие действия взрослых ведут к формированию низкой самооценки обучающегося?
  • какие действия взрослых ведут к формированию высокой самооценки?

Далее ведущий знакомит участников с основными понятиями. Самооценка - это ваше отношение к себе, то, как вы видите себя и кем себя считаете. самооценка профессиональных качеств педагога формируется на основе комплекса представлений о самом себе, перечня собственных хороших и плохих качеств. Уровень самооценки - это субъективный взгляд личности на себя, который формируется постепенно с самого рождения и может сознательно или неосознанно изменяться. Изменение в направлении снижения самооценки обычно происходит неосознанно: хорошее остается незамеченным, воспринимается, в силу привычки, как должное, а плохое обращает на себя внимание, соответственно сильнее закрепляется в подсознании и влияет на отношение к себе.

Повышение уровня самооценки формируется на основе мыслей и действий в различных ситуациях. Самооценка личности - это отправная точка для достижения успеха. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям, влияет на всю жизнь. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Когда самооценка улучшается, то улучшается и отдача во всех сферах жизни. Самооценка профессиональных качеств педагога оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенности в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, формирует инициативность, предприимчивость, способность к адаптации в различных социумах. Низкая самооценка характеризует человека робкого, неуверенного в принятии решений. Основным признаком низкой самооценки является то, что человек думает плохо только о себе, но не о других, считает себя плохим, а других - хорошими. Психологически зрелый человек обладает чувством собственного достоинства - он уважает и любит себя, доверяет себе независимо от того, какие поступки (хорошие или плохие) совершает, принимает себя таким, каков он есть, при этом в случае совершения плохих поступков или неправильного поведения - испытывает чувство вины, стыда или раскаяния. Люди с заниженной самооценкой испытывают эти чувства, даже не совершая плохих поступков.

2. Практическая работа в парах. Участники выполняют упражнение «Мы похожи?». Инструкция: в парах в течение 4 мин необходимо вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 мин - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко, а что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все люди, в сущности, похожи и в то же время разные, но каждый человек имеет право на эти отличия, и никто не может заставить его быть другим.

3. Продолжение мини-лекции «Самооценка профессиональных качеств педагога и ее влияние на формирование личности». Ведущий отмечает причины низкой самооценки:

  • постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;
  • отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;
  • действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.

Ведущий акцентирует внимание участников на том, что независимо от качества выполнения задания всегда найдутся люди, которые критикуют результат работы. Возможно, в основе их критики лежит желание повысить чувство собственной значимости. Но переносить неудачу, произошедшую в какой-то определенный момент, на всю свою жизнь и воспринимать ее неудачей всей своей жизни - огромная ошибка. Человек значительно теряет в представлении о самом себе и приобретает ложное чувство вины. Этому способствуют следующие факторы:

  • сравнение себя с другими людьми (обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами);
  • установка личностных высоких целей, добиться которых за короткое время невозможно (человек не достигает этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло - он перестает ставить дальнейшие задачи, т. к. боится повторения негативного опыта).
  • Педагоги с низкой самооценкой боятся использовать инновационные методы обучения и, как правило, используют традиционные.

4. Практическая работа. Тест «Моя самооценка» (приложение 1). После выполнения теста педагоги обрабатывают его результаты. Ведущий отвечает на возникающие вопросы.

Практические упражнения для повышения самооценки

Упражнение «Зеркало». Чаще смотреть на себя в зеркало и говорить позитивные слова, хвалить себя.

Упражнение «Дневник побед». Записывать только хорошее, что случилось за день. Когда наступят сложные времена - открывать дневник и настраиваться на позитивное восприятие действительности.

Упражнение «Новый (новая) я». Необходимо создать и описать новый образ самого себя и постоянно думать о нем.

Упражнение «Самореклама и творческая самопрезентация педагога». Самореклама - это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Вы берете листок бумаги и пишете, например, следующий текст: «Познакомься с Ольгой Владимировной - успешным и активным педагогом. Ее очень любят дети и уважают родители, ценят в коллективе за ее профессионализм, творчество и инициативу. Она прекрасная мать, жена, хозяйка. В ее доме всегда тепло и уютно. Муж ценит ее за ум, красоту, умение сопереживать, встать на место другого человека. Она очень любит свое дело, любит трудности, т. к. верит, что чем больше трудностей, тем большая награда ждет ее в будущем. Ольга со вкусом одевается, прекрасно выглядит. Ее самооценка профессиональных качеств педагога неизменно высока благодаря тому, что она знает, кто она и что за работа у нее в руках. С каждым днем ее уверенность в собственных силах растет, и Ольга становится лучше, чем была вчера, увереннее в себе, в своей цели. Она способна достичь любых целей, вера ведет ее».

Затем каждый день следует читать написанный текст перед зеркалом.

5. Рефлексия. Педагогам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • какой опыт вы приобрели?
  • что почувствовали?
  • что вам понравилось?
  • с какими трудностями вы столкнулись?
  • что было интересно?
  • какое настроение у вас после занятия?

Далее участники становятся в круг. Предлагается, передавая по кругу свечу, говорить друг другу свои пожелания, комплименты, теплые слова, выражать симпатию.

Сценарии самопрезентации педагога: тренинг на примере деловой игры

Целью деловой игры «Самопрезентация педагога, или в поисках личного бренда» является развитие коммуникативной компетентности педагогов средствами деловой игры и формирование навыков самопрезентации через выполнение творческих заданий.

Задачи:

  • ознакомление с правилами подготовки самопрезентации;
  • актуализация понятия «самопрезентация» и определение проблемного поля деловой игры;
  • оценка эффективности различных видов самопрезентации, их сильных и слабых сторон;
  • выявление личностных качеств педагогов, представление которых способствует достойному уровню самопрезентации;
  • разработка сценариев самопрезентации педагога.

Ожидаемые результаты:

  • оценка эффективности разных видов самопрезентации и возможность их использования педагогами в практической деятельности при подготовке к конкурсам профессионального мастерства;
  • выявление собственных личностных позитивных качеств и положительных эффектов своей деятельности, разработка на этой основе материалов самопрезентации;
  • получение опыта позитивного межличностного общения в группе единомышленников;
  • использование предоставленного материала для разработки самопрезентации;
  • совершенствование собственного презентационного продукта.

Ход деловой игры:

1. Знакомство участников с теоретическими материалами по проблеме разработки самопрезентации. Ведущий рассказывает, для чего необходима творческая самопрезентация педагога. Самопрезентация - это преподнесение себя, умение произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. Это умение необходимо при поиске работы, продвижении по карьерной лестнице, общении с людьми и, конечно же, при участии в конкурсах педагогического мастерства. Творческая самопрезентация педагога в рамках профессионального конкурса - это представление педагогом себя как личности, мира своих увлечений на основании творческого подхода (предложение оригинального, направленного на созидание чего-либо нового, ранее не существующего, проявляющегося в любом виде деятельности). Творческая самопрезентация педагога на конкурсах ограничивается жестким регламентом и заранее заданными критериями. творческая самопрезентация педагога - важное мероприятие, в ходе которого происходит первичное знакомство с участниками, которое может послужить залогом будущего успеха.

Далее ведущий знакомит участников деловой игры с правилами по подготовке творческой самопрезентации педагога (приложение 2).

2. Практическая часть. Ведущий предоставляет участникам задания для подготовки таблицы «Виды самопрезентации». Участники делятся на четыре группы. Каждая группа получает задание выявить положительные, отрицательные стороны и затруднения, которые вызывают сценарии самопрезентации педагога во время подготовки. Результат работы групп со всеми обозначенными показателями представлен в табл.1.

Таблица 1

Виды самопрезентации

Функциональное назначение

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Затруднения при подготовке

1

2

3

4

Стендовый доклад

Организация выставок, форумов, мастер-классов с многочисленным составом участников

Постоянный доступ для ознакомления, представления опыта работы всем участникам мероприятия

Воздействует на ограниченное количество анализаторов

Материальные, временные, организационные проблемы (обустройство стенда, печать материала и пр.)

Выступление, сопровождающееся презентацией

Проведение урока, родительского собрания, семинара, мастер-класса, любых публичных выступлений

Самая приемлемая форма самопрезентации.

Презентацию при необходимости можно распечатать и создать методический пакет, оформить стендовый доклад. Это наглядная демонстрация большого текстового и цифрового материала, который чередуется с визуальным рядом

Процесс демонстрации зависит от техники.

Нужно внимательно относиться к дизайну слайдов презентации, четко понимать качество размещения материала на слайде, читабельность текста в аудиториях с различным освещением

Возможны трудности в подготовке презентации, если автор презентации не знает всех возможностей программы для создания слайдов

Бумажный вариант портфолио педагога

При поступлении на работу, аттестации педагога, анализе работы, корректировке, для пометок. Незаменим при демонстрации подлинных документов, проведении мониторинга данных

Можно продемонстрировать подлинные документы, составить для ознакомления папку с документами и пр.

Несовременная форма, доступна для ознакомления малому количеству коллег в краткие сроки, материальные затраты на распечатку документов портфолио

Материальные расходы

Видеопрезентация (с титрами без устных комментариев или с устными комментариями)

Для конкурсных испытаний, вводная презентация классного руководителя, учителя-предметника, при проведении мастерклассов, дистанционном знакомстве с обучающимися и т. д.

Демонстрация сотрудничества с учащимися, коллегами, фрагменты уроков и внеклассных мероприятий. Наглядность, зрелищность, большие возможности для самовыражения, большие возможности отбора материала

Процесс демонстрации зависит от техники, возможна субъективность восприятия видеоряда, не всегда раскрыта глубина представляемого вопроса, что нивелирует личные качества, требует много времени на подготовку

Отсутствие навыков видеосъемки и видеомонтажа, накопление видеоматериала

Портфолио педагога, размещенное в сети Интернет

При аттестации педагога, дистанционном общении в рамках сетевых сообществ

Наглядность, доступность любому пользователю сети Интернет, методическая копилка и оперативная информация, не зависящая от места нахождения компьютера автора, широкие возможности обмена опытом и анализа своей деятельности через дистанционные отклики коллег

Необходим выход в сеть Интернет

При формировании электронного портфолио необходимо знание программного обеспечения для создания веб-страниц или специальных сетевых интернет-ресурсов

Методика «Три листка». В процессе упражнения «Три листка» участник может узнать много нового о себе либо иначе посмотреть на восприятие себя окружающими. Ведущий должен быть готов ответить на вопросы, мягко и тактично объяснить участнику, в чем вероятная причина того, что его ожидания не подтвердились. Именно с этого упражнения и начинается работа над собой. Не всегда люди довольны получившимися результатами, в глазах других им хочется выглядеть иначе. У них появляется уникальная возможность «достать чистый лист». Естественно, не обладая, к примеру, энергичностью и красноречием, человек, заявив о них в собственной самопрезентации, не станет автоматически их обладателем. Однако «чистый лист» несет некий опережающий эффект. Участник видит поле деятельности, он понимает, к чему ему нужно стремиться.

Вначале участникам предлагается самостоятельно обозначить социально привлекательные стороны своей личности. Затем на листке бумаги они пишут те выдающиеся черты характера, качества личности и умения, которые бы обозначил близкий им человек (например, мама). Третий листок предназначается соседу по группе, который отвечает на тот же вопрос. Путем сопоставления ответов участник может выделить объективно отмеченные яркие и сильные черты своей личности, которые должны лежать в основе его самопрезентации.

Все участники по очереди рассказывают о своих достоинствах. Происходит обсуждение: какие качества являются абсолютными достоинствами, а какие - относительными или сомнительными. Участники определяют, какие из этих достоинств следует использовать в процессе самопрезентации педагога. Главное при проведении самопрезентации - акцентировать внимание зрителя на самых ярких профессиональных и личностных качествах.

Разработка «личного бренда». Творческая самопрезентация педагога (краткое резюме) или «Личный бренд» составляется каждым участником, после чего происходит представление и совместное обсуждение листков самопрезентации.

3. Дискуссионная часть. Дискуссия и совместное обсуждение «брендов». Оценка «брендов» командами (взаимооценка, определение положительных и отрицательных моментов).

4. Самооценка педагогами своей деятельности. Ведущий отмечает, что в ходе игры каждый из участников проявил себя, участвуя в работе группы, а также в индивидуальной деятельности. Самооценка профессиональных качеств педагога определяет уровень компетентности в решении профессиональных ситуаций, соответствие профессиональному стандарту педагога, поэтому он предлагает участникам оценить собственную работу (табл. 2). После оценивания участниками оценочные листы анализируются.

Таблица 2

Оценочный лист решения компетентностно-ориентированных ситуаций

Критерии решения задач

Оценка собственной деятельности

Умение выделять проблему

1

2

3

4

5

Умение работать с литературой и методическими материалами

1

2

3

4

5

Умение выявлять эффекты различных вариантов решения проблемы

1

2

3

4

5

Умение выбирать наиболее продуктивный вариант решения проблемы

1

2

3

4

5

Способы и средства решения ситуации

1

2

3

4

5

Демонстрационные умения (умение представить решение компетентностно-ориен- тированной ситуации)

1

2

3

4

5

Дополнительно происходит оценка деловой игры с помощью цветных стикеров, которые клеятся участниками на оценочный лист:

  • игра оправдала мои ожидания, была полезной (обозначается красным стикером);
  • игра прошла удовлетворительно (обозначается желтым стикером);
  • игра не понравилась, ожидания не оправдались (обозначается синим стикером).

5. Рефлексия. Каждый участник делится тем, помогла ли ему самооценка профессиональных качеств педагога, творческая самопрезентация педагога, что он приобрел, что будет использовать, что важно.

Приложение 1

Тест «Моя самооценка»

Вопросы для проведения тестирования:

1. Как часто вас терзают мысли о том, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто - 1 балл;

б) иногда - 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда - 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;

в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить - 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное - 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида - 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да - 1 балл;

б) нет - 5 баллов;

в) не знаю - 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Скорее всего вы купите:

а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся - 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче - 1 балл.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да - 1 балл;

б) нет - 5 баллов;

в) не знаю - 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да - 1 балл;

б) нет - 5 баллов;

в) иногда - 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да - 5 баллов;

б) нет - 1 балл;

в) не знаю - 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой - 1 балл;

б) желтый - 3 балла;

в) красный - 5 баллов.

Обработка результатов: необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

  • если 38 ≤ К ≤ 50, вы довольны собой и уверены в себе, существует большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». У вас есть недостаток: вы слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, ваша реакция будет защитной, а главная мысль будет о том, что результаты теста ложны;
  • если 24 ≤ К ≤ 37, это говорит о том, что вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять, обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других;
  • если 10 ≤ К ≤ 23, очевидно, вы недовольны собой, вас мучат сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Рекомендуем вам подумать: кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать и уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Приложение 2

Рекомендации по подготовке и проведению самопрезентации

1. Напишите эссе-рассуждение, где вы выражаете личную позицию по какой-либо проблеме, теме. Чтобы привлечь внимание зрителей, найдите тему, интересную не только вам, но и вашим коллегам.

2. Расскажите о профессиональных успехах. Самопрезентация - это история успеха! Представляя себя, свой опыт, вы рассказываете о своих успехах, об успехах учеников. Акцентируйте внимание зрителей на том, как вы преодолели трудности, добились того результата, который не получался раньше. У каждого педагога есть свои успехи. Говоря со сцены о себе, педагог делится этими успехами с коллегами.

3. Расскажите о слушателе. Для того чтобы ваше выступление не оставило его равнодушным, оно должно быть немного и о нем. Попытайтесь через историю своего успеха

рассказать о слушателе. Перед тем как написать текст выступления, попробуйте представить своего потенциального слушателя, понять, что его волнует. Если через ваш рассказ он увидит себя, то станет больше вам симпатизировать и сопереживать.

4. Постарайтесь наладить психологический контакт со слушателями. Выступление - это общение! Вы говорите слушателям о чем-либо, а взамен можете видеть то, как они вас воспринимают, их мимику, взгляды... Выходя на сцену, постарайтесь увидеть перед собой не незнакомых слушателей, а обычных своих учеников. Как педагог, который пришел к ученикам, старайтесь заинтересовать каждого, покажите, что видите готовность зрителя слушать вас. Педагог, начиная урок, показывает ученикам, при этом не говоря ни слова, что он видит, кто готов работать, видит, кто не сделал домашнее задание и т. д. Старайтесь наладить психологический контакт с каждым зрителем! Не ждите и не ищите комфорта! Вас ждет борьба!

5. Избегайте категоричных утверждений, будьте диалогичны. Беседуя со слушателем, вы выражаете свою позицию, обосновываете ее. В идеале с вашим уходом со сцены у слушателя должно появиться желание продолжить разговор. Чтобы достичь этой цели, старайтесь не делать категоричных утверждений, которые могут вызвать неприятие. Категоричность подразумевает наличие только одной «правильной» точки зрения и не оставляет места для равноправного диалога людей с разными позициями по какому-либо вопросу. Помните: если будете категоричны, то после выступления останутся те, кто с вами не согласен. Если будете «диалогичны» - появятся те, кто захочет продолжить общение.

6. Будьте лаконичны! Выступая, стройте самые простые фразы и односложные предложения. Лаконичные краткие фразы воспринимаются на слух лучше, чем сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Не забывайте - одно и то же слово воспринимается по-разному, в зависимости от того, прочитано оно или услышано! В качестве эксперимента попробуйте текст, предназначенный для чтения, прослушать, а текст, предназначенный для устного рассказа, - прочитать.

7. Визуализируйте текст. Разделите текст на отдельные смысловые фрагменты и подберите визуальный ряд к каждому из них. Под визуальным рядом подразумевается сочетание фотографий и видеофрагментов, соответствующее содержанию. Если увиденное не гармонирует с услышанным, то у зрителя может возникнуть неприятие выступления, поэтому разделите текст на отдельные смысловые фрагменты и к каждому из них подберите соответствующие фотографии или видеофайлы.

8. Не загружайте текстом экранное сопровождение. В этом случае нагрузка на зрителя будет двойной - ему надо и слушать, и читать текст на экране. Старайтесь больше использовать фото- и видеоматериалы.

9. Подберите музыкальный фон. Он должен быть уместным и соответствовать содержанию вашей самопрезентации. Его целесообразнее подбирать после того, как составлен текст и подготовлен видеоряд. Музыка должна соответствовать не только тому, что вы скажете, но и тому, что зрители увидят (видеоэффекты на экране). Ярче музыки, доступной для оцифровывания, воспринимается живая музыка. Если есть возможность, то найдите аккомпаниатора для своего выступления. Громкость музыкального фона не должна отвлекать от содержания самопрезентации, поэтому она составляет не более 20% от громкости голоса.

10. Найдите помощника для мультимедийного сопровождения. Выступающий, чтобы не терять контакт со зрителями, не должен отвлекаться на проблемы, связанные с экранным сопровождением самопрезентации. Смена слайдов (фотографий, видеофрагментов) на экране должна происходить без его участия. Для этого заранее необходимо позаботиться о помощнике и о том, чтобы у него была подробная и однозначно трактуемая инструкция.

11. Потренируйтесь держать микрофон. Даже во время репетиции старайтесь выполнять все действия с микрофоном в руке. Если этого не сделать, то во время выступления может оказаться так, что вы не будете знать, куда его деть. Правильно держите микрофон, чтобы звуки шли прямо на него. Если вы видите микрофон впервые, то заранее посмотрите, как он включается, чтобы не испортить начало своего выступления.

12. Перед выступлением обследуйте сцену. Распространенное явление - боязнь сцены. Для ее преодоления постарайтесь заранее узнать, где пройдет выступление. Если будет возможность, то походите по сцене, попрыгайте, поделайте какие-либо движения, отрепетируйте свой выход на сцену и уход обратно в зал или за кулисы.

13. Делайте паузу перед выступлением. Представьте: зрители только что кого-то слушали, их внимание еще не переключилось. Особенно сложно для выступающего, если предыдущий конкурсант слушателям понравился. Подходите к микрофону медленно, будьте со зрителями, как бы соглашайтесь с ними в том, что, действительно, предшественник замечательно выступил. Пока вы подходите, внимание зрителей постепенно переключается на вас. Не начинайте говорить сразу, как только взяли микрофон. Как бы размышляя, включайте его, подносите к лицу и только после некоторой паузы начинайте говорить. Пауза нужна как слушателям - для переключения внимания, так и вам, чтобы настроиться на выступление.

14. Не поворачивайтесь спиной к зрителю.

15. Рассказывайте текст наизусть.

16. Не теряйтесь, если что-то забыли. Смотрите на зрителей и делайте вид, что все идет как надо - пусть они решат, что у вас «запланированная» пауза. Не показывайте своего волнения. Обычно волнение уходит в тот момент, когда вы начинаете говорить.

17. Не испытывайте растерянности из-за того, что во время выступления зрители смотрят не на вас, а на экран. В наше время интерактивных досок и мультимедийных проекторов это явление нормальное. Главное, что вас слушают.

18. Отрепетируйте выступление перед родными и близкими. Очень важно заранее знать, как оно будет восприниматься. Пусть первыми зрителями станут самые близкие для вас люди. Требуйте от них самых критичных высказываний, выслушивайте все мнения, и, возможно, сценарий выступления изменится.

19. Сделайте видеозапись своего выступления. Это отличная возможность посмотреть на себя, со всеми своими недостатками, со стороны, корректировать стилистику текста и т. п.

20. Начните красиво, закончите блестяще:

  • личность выступающего будет интересной и приятной для других, если местоимение «я» не будет употребляться слишком часто;
  • гибкость сознания, толерантность - обязательное качество личности. Уровень образованности, система ценностей и направленность различных социальных групп может быть разной. Это не значит изменить свое мнение, это значит найти общий язык с конкретными людьми, понять их интересы, говорить на понятном им языке;
  • образ человека: сдержанность во внешнем облике (лучше яркая деталь, чем слишком экстравагантный костюм), мягкость в речи, деликатность - все это поможет расположить к себе. Убеждения лучше всего срабатывают, когда они высказаны негромко, спокойно и уверенно;
  • если вы уверены в своих словах, вам поверят и другие;
  • последний, но немаловажный момент: лучший экспромт - это тот, который подготовлен заранее.

___________________________

1Обласова Л.С. Развитие профессионального самосознания педагога // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 10. С. 55. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль