Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку

789

О.Н. Зайцева, канд. пед. наук, проф. каф. филологического образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», заслуженный учитель РФ

Современная парадигма образования предполагает переосмысление задач всей системы образования, в т. ч. олимпиадного движения, которое должно стать мощным фактором непрерывного совершенствования и развития личности учащегося в процессе его обучения и воспитания. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одаренными учащимися. Образование одаренной личности становится все более актуальной задачей. Это прежде всего связано с потребностью общества в личностях, мыслящих неординарно, способных к научному поиску. План подготовки учащихся к олимпиадам, к частности к выступлению на различных этапах всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) по русскому языку, требует разносторонней филологической и психологической подготовки, системной организации образовательного процесса.

Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку: основные этапы

Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации (далее - ОО) относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса. Для организации системы работы учителя русского языка с одаренными учащимися заместителю директора по УВР (или НМР) необходимо знать план подготовки учащихся к олимпиадам и содержание основных этапов подготовки учителя к олимпиаде:

1. Разработка программы обучения (в рамках урока как модульного курса, кружка, факультатива, элективного курса и т. д.), которая должна определять наиболее значимые приоритеты обучения, а именно:

  • образовательные цели обучения должны быть направлены на развитие предметных (русский язык и литература) и межпредметных, интегративных (межкультурная коммуникация, словесность, история русского языка, языкознание, риторика, иностранный язык, история, языки информационных систем) знаний, которые создают, в свою очередь, фундамент для развития одаренности обучающегося и реализуются в его деятельности;
  • практические цели обучения должны быть направлены на развитие общеучебных компетентностей (информационных, коммуникативных, аналитических), которые являются необходимым условием формирования разносторонней одаренной личности, обладающей серьезной филологической подготовкой и способной к самостоятельной деятельности в других областях науки и практики;
  • воспитательные цели направлены на решение проблем в выборе одаренным обучающимся своей жизненной траектории на основе сформированной гражданской позиции.

План подготовки учащихся к олимпиадам: работа с одаренными детьми

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных учащихся, создания условий для их развития и адекватного применения их способностей. Благоприятные возможности для успешного решения обозначенной проблемы создала дифференциация образования. В лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в любой ОО образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям обучающихся. Обычно такая дифференциация начинается с 9-го класса, когда одаренный учащийся проявил себя сам. Однако выявление филологически одаренных детей должно начинаться с 5-го класса. Раннее выявление, обучение и подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку является одним из главных условий успешности работы учителя по подготовке талантливых обучающихся. Поэтому в программе обучения, которую разрабатывает учитель для работы с одаренными обучающимися, заместителю директора ОО необходимо увидеть четко сформулированные задачи обучения для одаренных учащихся на уровне 5-8-х классов:

  • создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  • формирование общеучебных компетенций филологически одаренного обучающегося;
  • стимулирование интереса к решению филологических (лингвистических) задач;
  • формирование круга чтения (надо научить читать словари, специальную лингвистическую литературу).

На уровне 9-11-х классов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку заместителю директора по УВР (или НМР) и учителю необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

  • развитие научного стиля мышления обучающихся, потребности в получении научных знаний, интереса к науке, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • пропаганда филологических знаний, повышение престижа и значимости филологического образования в глазах молодого поколения;
  • оптимизация сложившихся и поиск новых форм углубленного (предпрофильного и профильного) и дополнительного образования по филологическим дисциплинам;
  • формирование филологического мышления обучающихся.

Как корректировать содержание обучения при составлении плана подготовки учащихся к олимпиадам

Планируя содержание обучения (в рамках урока, кружка, факультатива, элективного курса, дополнительного занятия) и план подготовки учащихся к олимпиадам, заместитель директора ОО и учитель должны включить в программу два основных направления: расширение базового содержания образования и формирование лингвистического мышления учащихся в процессе освоения системы языка в ее историческом развитии.

В этой связи можно выделить основные разделы содержания обучения:

1. Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень).

2. Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова.

3. Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень).

4. Анализ синтаксических отношений слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений.

5. Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох.

В таблице 1 представлено соотношение базовых и «олимпиадных» содержательных элементов.

Таблица 1

Соотношение базовых и «олимпиадных» содержательных элементов программы обучения одаренных учащихся1

Основные элементы базовой подготовки (базовые дополнения к программе учебного предмета)

«Олимпиадный» уровень освоения системы языка

1

2

Раздел 1. Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень)

Артикуляционная характеристика звуков. Фонетический (с записью редукции звуков) и фонематический разбор слова. Произношение заимствованных слов

История развития русского алфавита.

Процесс падения редуцированных и последствия этого процесса в области гласных и согласных звуков.

Изменение заднеязычных Г, К, Х перед гласными переднего ряда. Йотовая палатализация:

а) I, II, III палатализации;

б) смягчение сочетаний согласных под влиянием J.

Объяснение написания слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных.

Фонетические «приметы» старославянских слов.

Основные виды исторических чередований в русском языке

Раздел 2. Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова

Значения словообразующих аффиксов.

Омонимия корней и словообразовательных элементов.

В.И. Даль и его словарь

Исторические изменения в составе слова.

Диахронические процессы в русском языке и их последствия. Словообразовательные славянизмы.

Основные иноязычные аффиксы. Время и способы заимствований из латинского и греческого языков.

Значение заимствованных лингвистических терминов

Раздел 3. Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень)

Лексическая система языка.

Понятие об этимологическом анализе слова. Первоначальное значение и образный смысл русских пословиц и поговорок.

Основные источники происхождения фразеологизмов.

Строение словарной статьи в словаре фразеологизмов

Этимологический анализ слова:

  • определить, в каком языке и на каком историческом этапе его развития возникло анализируемое слово;
  • установить первичную мотивацию слова, для чего найти производящее слово, словообразовательную модель и исходное значение слова;
  • выяснить пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава слова.

Происхождение частей речи

Раздел 4. Анализ синтаксических отношений слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений

Синтаксическая связь. Синтаксические отношения. Лексико-грамматические значения синтаксических единиц.

Аспекты изучения синтаксических единиц (логический, структурный, коммуникативный)

История происхождения знаков препинания.

Синтаксические особенности простого предложения в древнерусском языке.

Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке

Раздел 5. Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох

Комплексный анализ текста. История языкознания. Лингвистика текста:

  • дефинирование (выделение смысловых признаков);
  • контекстуальный анализ (выделение ассоциативно связанных смысловых признаков);
  • этимологический анализ;
  • паремиологический анализ

Древнерусская теория смысла.

Строй древнерусского языка2.

Особенности древнерусских текстов разных жанров и эпох (организация словесных рядов, связанная с синтаксическими построениями; отражение в памятниках древних диалектных различий на разных языковых уровнях и т. д.)

Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку: подбор учебных заданий

План подготовки учащихся к олимпиадам подразумевает правильный подбор заданий. Основными принципами подбора учебных заданий, осуществляемого учителем, должны служить:

  • возможность содержательного материала учебного задания «вывести» учащегося на неизвестные ему теоретические положения, узнав которые самостоятельно, он смог бы выполнить задание;
  • наличие в тексте учебного задания «подсказывающего» лингвистического и (или) культурологического контекста, анализируя который, учащийся может «догадаться» о правильном ответе при помощи своей языковой интуиции, языковой догадки;
  • творческий характер задания, допускающий в качестве ответа варианты и предусматривающий развернутый тип высказывания учащегося;
  • присутствие в тексте учебного задания материалов, ориентирующих ученика на использование разнообразных видов деятельности (анализ языковых единиц в сопоставлении, атрибуция текста, комплексный анализ текста).

Приведем примеры олимпиадных заданий (задач) и опишем основные приемы работы с данным типом заданий.

1-й тип - «знаниевые» задания, направленные на выяснение уровня лингвистических знаний учащегося. Школьные олимпиадные задания по русскому языку встречаются на уровне школьных и муниципальных этапов ВсОШ по русскому языку. К ним можно отнести и задания типа «вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания». Школьные олимпиадные задания по русскому языку не способствуют лингвистическому обучению и развитию учащихся, однако проверяют базовый компонент тех знаний учащегося, без которых дальнейшее его продвижение будет весьма проблематичным. На уровне регионального тура ВсОШ и далее - всероссийского - такие задания используются крайне редко вследствие своей неэффективности для выявления одаренного обучающегося. Это следует учитывать при подготовке: учащийся, имеющий отметку «отлично» по русскому языку, далеко не всегда станет победителем олимпиады. Следовательно, практику не проводить школьные туры и отправлять на окружные туры обучающихся, которые учатся на «отлично», необходимо прекращать. Если учитель заинтересован в работе с одаренными учащимися, то год от года таких учеников нужно искать и обучать, предлагая им задания деятельностного, творческого характера. Основу такого рода заданий по русскому языку составляют два типа: лингвистические задачи и текстовые структуры (текст и задания к тексту).

2-й тип - лингвистические задачи эвристического характера, требующие:

  • знаний в разных областях русского языка;
  • навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа;
  • языкового чутья и лингвистической догадки;
  • использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение)3.

В большинстве случаев речь идет не о самодостаточных лингвистических задачах. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки (одним из первых такие задачи составлял академик А.А. Зализняк)4.

ПРИМЕР № 1

Прочитайте отрывок из письма Петра I: "Его же указу быть послушну и коменданту Нарышкину”. Переделайте эту фразу, чтобы она соответствовала нормам современного русского языка, внеся при этом минимальное количество изменений. На основании переделки предложения объясните различия в построении предложения (частей предложения) между языком петровской эпохи и современным.

Методический путь решения задачи, представленный в примере № 1, следующий:

1. Выделить базовые составляющие задания: «нормам современного русского языка», «переделки предложения», «в построении предложения...», «различия...». Из перечисленного видно, что основу задания составляет анализ синтаксических элементов предложения, синтаксические нормы и их изменение (развитие).

2. Провести синтаксический анализ предложения: глагол-связка «быть» требует части именного сказуемого; в предложении - «послушну». Но нужны современные нормы: быть послушным (восстанавливается в т. ч. и по аналогии с известными синтаксическими конструкциями: быть добрым, быть врачом.). Следовательно, именная часть в современном русском языке стоит в творительном падеже. Это и есть отличие.

Общедоступный этап решения задачи на этом завершен. Чтобы выполнить задание более полно, уже нужны специальные «олимпиадные» знания (см. табл. 1), например, о происхождении полных имен прилагательных от кратких, которые раньше5 склонялись, имея в дательном падеже (как и существительные) окончание -у.

ПРИМЕР № 2

Определите грамматическое своеобразие диалектной конструкции в предложении: «Ле'тось у их было поже'ненось, а топе'рь уже гляжу - и разойденось...»6

При выполнении этого задания в рамках профильного семинара подготовки учащихся к ВсОш по русскому языку большинство участников ошиблись в выполнении, т. к. решили перевести предложение, чего задание не требует. Необходимо определить грамматическое своеобразие, значит, следует вычленить закономерности построения предложения (в данном примере - конструкции). Их и определим:

1. Главное в построении любого предложения - грамматическая основа. Сразу обращает на себя внимание сказуемое было поже'ненось, ... разойденось... Проведем анализ: составное сказуемое с именной частью не должно включать глагол с полноценным лексическим значением. Следовательно, слова поже'ненось, ... разойденось - не глаголы. Структура слова (-ен-о) подсказывает ответ: краткое страдательное причастие. Однако необычное: страдательные причастия не могут быть образованы от непереходного глагола (усеченный постфикс -сь указывает на непереходность исходного глагола). Следовательно, причастия выражают не страдательный, а действительный залог.

2. Не решен вопрос с подлежащим. Если причастия выражают действительный залог, то грамматической особенностью является выражение субъекта действия предложно-падежной формой «у + родительный падеж» - у их.

3. Явная ошибка - у их вместо у них - не является ошибкой в конструкции предложения, но в олимпиадных заданиях может быть прокомментирована дополнительно как фонетическая закономерность современного литературного языка7 (личные местоимения 3-го лица в косвенных падежах с протети- ческим н-).

3-й тип - текстовые задания. При разборе данного типа заданий приведем примеры, которые снабжены графическими выделениями. Курсивом в текстах выделены слова (фразы), ориентирующие учащихся на работу с теоретическим материалом. «Подсказывающий» контекст выделен жирным шрифтом. Подчеркнуты вопросы и задания, предполагающие содержательное высказывание учащегося творческого характера. В скобках и ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ указан вид деятельности, рекомендуемый учащемуся для выполнения определенного фрагмента задания. Указание вида деятельности учащихся - это рекомендация преподавателя, помогающая ученику увидеть наиболее эффективный способ выполнения задания.

ПРИМЕР № 3

«Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании». (И.И. Пущин).

Ответьте на вопросы:

1. О каких событиях идет речь в тексте?

2. Почему слово «отрадно» наиболее точно отражает чувства находившегося в ссылке И.И. Пущина? (Комплексный анализ текста).

3. Является ли лексически закономерной сочетаемость слов «живительная благодарность»? С какой целью автор использует именно это словосочетание? (Комплексный анализ текста).

ПРИМЕР № 4

Прочитайте текст.

В годину лютых зол, в день СТРАШНЫЯ беды,

Когда в огне Москва Везувий представляла,

Детей своих во все заставы извергала И КРОВИЮ граждан багрила их следы,

Когда чрез двести лет столицу вновь карали,

Сквернили алтари, в домах и казнь и плен,

Бежали без ума толпы мужей и жен

И весь домашний скарб злодею покидали, -

Взглянул и я на Кремль - ударил в перси, взвыл,

Схватя жену, детей, давно лиющих слезы,

В беспамятстве помчал на устье тихой Тезы;

И там от всяких зол Господь меня укрыл.

Задание для учащегося:

  • объясните написание выделенных слов;
  • дайте стилистический комментарий к словам, которые подчеркнуты;
  • определите время написания произведения на основе анализа (анализ языковых единиц) его языка (атрибуция текста).

Обоснуйте свой ответ.

Школьные олимпиадные задания по русскому языку предусматривают использование особой методики работы. Прокомментируем наши отметки в тексте на примере № 4. Курсивом выделены фразы «написание выделенных слов» и «стилистический комментарий к словам» потому, что выполнение этого задания связано со знанием исторических процессов в развитии языка: изменением форм прилагательных на -ые (-ыя, -ыю), стилистической окрашенности подчеркнутых в тексте старославянизмов, современным лексическим значением архаизма «перси». Жирным шрифтом в тексте выделен культурологический контекст, помогающий в атрибуции текста: 200 лет - пожар, нашествие врага, случившиеся в Москве через 200 лет после исторических событий 1812 г. Обоснование ответа подчеркнуто как задание, ориентирующее учащегося на творческий, неоднозначный характер ответа. Ведущим видом деятельности в этом задании является атрибуция текста (определение времени написания текста) на основе анализа основных, особо значимых языковых единиц.

Учащиеся верно предположили, что стихотворение рассказывает о событиях войны 1812 г., о пожаре в Москве, занятой Наполеоном, и написано на основе непосредственных впечатлений, т. е. в 1812-1813 гг. Творческие размышления учащихся позволили им дать верное предположение и о названии стихотворения - «Плач о Москве» (настоящее название «Плач над Москвой», автор - И.М. Долгорукий). Однако при обсуждении итогов выполнения задания выяснилось, что учащиеся начинали выполнение этого задания с попытки ответа на главный фактический вопрос о времени написания произведения, несмотря на заданную последовательность вопросов, что говорило о неумении увидеть уже выстроенный алгоритм действий.

В связи с этим план подготовки учащихся к олимпиадам предусматривает использование универсального (общеучебного) способа деятельности для решения олимпиадных задач, связанных с анализом и интерпретацией текста:

1. Медленно прочитать текст.

2. Внимательно прочитать вопросы и задания к тексту.

3. Определить круг теоретических знаний, необходимых для выполнения заданий.

4. Изучить (повторить) теоретические сведения по истории языка.

5. Повторно прочитать текст, выделяя ключевые слова.

6. Дать лингвистический комментарий к ключевым словам.

7. Проработать текст с точки зрения содержащейся в нем историко-культурной информации: дать историко-культурный комментарий датам, персоналиям и другим именам собственным, названиям событий.

8. Интерпретировать текст на основе проведенного анализа.

Приведем рабочие записи ученика при выполнении им задания к примеру № 3:

1. Узнать, что значит термин «лексическая сочетаемость».

2. Составить «портрет» ключевых оценочных слов: отрада, живительный, благодарность (посмотреть в толковом и этимологическом и др. словарях).

3. Уточнить по справочной литературе факты биографии А.С. Пушкина (я думаю, что речь идет о встрече в Михайловском после восстания декабристов).

4. Дать ответы на 2-й и 3-й вопросы, обратив внимание на характер отношений давних и искренних лицейских друзей.

Обобщим сказанное в виде методических советов заместителю директора, организующему работу с учителями по подготовке занятий с одаренными учащимися:

1. Крайне важна системность в работе учителя с одаренными обучающимися: составление программы, подбор заданий в соответствии с рекомендациями заключительного этапа ВсОШ по русскому языку.

2. Необходимо учитывать, что системность лингвистического мышления учащихся закладывается при условии усвоения основных процессов формирования этой системы в ходе развития и становления языка.

3. Важно обратить внимание на овладение учащимися общеучебными умениями чтения текстов (задания, тексты, вопросы), которые существенно повышают осознанность и правильность решения задач, ответов на заданные вопросы, перевода и анализа текста.

Предлагаемый учителю план подготовки учащихся к олимпиадам основан на системе работы по истории языка, т. к. в настоящее время изучение русского языка представлено с позиций синхронии. Между тем только лишь синхроническое рассмотрение языка, а значит, предъявление учебного материала единственно на уровне сформированной нормы хоть и позволяет учащимся увидеть логику языка и его социальную обусловленность, но оставляет за пределами изучения язык как систему, как онтологическое и феноменальное явление.

Хочется обратить внимание заместителя директора и учителя и на то, что в настоящее время исторический компонент носит характер знаний по фактическому типу, чем и определяется наличие в современных учебниках историко-лингвистических и этимологических комментариев к отдельным языковым фактам. Такой подход справедливо назвать «объясняющим» (М.М. Бахтин). Однако принцип историзма в изучении русского языка (Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, А.А. Шахматов) предполагает иное направление его изучения: от фактического знания и объяснения (комментария) к обнаружению особенностей динамики языковых явлений, к пониманию и оценке закономерностей языка как развивающейся системы, формированию ценностного, эмоционально-личностного отношения к жизни языка, целенаправленного развития чувства языка в процессе освоения его системных связей. Это именно то, что является дефицитом современного методического пространства и при изучении русского языка как учебного предмета в ОО в целом, и при подготовке учащихся к олимпиадам в частности.

Методическая система работы по истории языка в ОО обусловлена, с одной стороны, традициями исторического подхода к изучению русского языка обучающимися, с другой - закономерностями бытия русского языка во времени и пространстве, важнейшей из которых, на наш взгляд, является его вечная, поистине живая, взаимообусловленная связь с личностью каждого человека. И здесь необходимо отметить принципиальные, с нашей точки зрения, направления, которые необходимы при работе по истории языка.

Во-первых, это использование текста в качестве основной единицы курса русского языка, т. е. текстоориентированный подход. В методике преподавания русского языка такой подход к изучению языка в ОО становится определяющим. Вследствие того что текст насыщен информативно, эмоционально, идейно, в нем текстово (или подтекстово) заложена культурная составляющая, несущая историческую память. Таким образом, работа с конкретным текстом на занятии - это введение ученика в определенное поле культуры языка, а значит, в его историю. Более того, слово прошлого в определенных трактовках, объяснениях, преданиях - текстах - соотнесено с миром индивидуального сознания и тем самым создает предпосылки духовно-нравственного воспитания личности.

Во-вторых, это внимание к эстетике языка, эстетической функции слова, что можно назвать одним из аспектов рассмотрения языка с исторической точки зрения. Являясь сторонником исторического изучения языка, Ф.И. Буслаев не раз отмечал эстетическую ценность, важность эстетического переживания слова8.

В-третьих, это внимание к этическому воспитанию обучающихся средствами русского языка, в первую очередь словом. «Язык, как выражение нравственной жизни народа, подлежит законам высокой нравственности, ибо составляется не случайной прихотью изобретателя, а устами целого народа как орудия творческой силы», - писал Ф.И. Буслаев, отстаивая исторический подход к изучению родного языка9. Формирование нравственного идеала личности, сохранение традиций русского народа в его представлениях о добре, справедливости, чести, благородстве в процессе обучения родному языку чрезвычайно важно. Изучение истории языка в ОО предполагает не только принципиально новое наполнение содержания образования, но и иную организацию системы познавательной деятельности учащихся, основанную на принципах развивающего обучения и теории учебной деятельности и ее субъекта (В.В. Давыдов).

В свете этой теории подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и усвоение учащимся тех или иных знаний в форме учебной деятельности начинается с творческого преобразования фактического материала. Своеобразие же учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления обучающийся усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и историческое развитие языка. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку, усвоение теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков происходит при решении учебных задач, ориентированных, во-первых, на комплексную работу с текстом как носителем универсальной информации, во-вторых, на развитие языкового чутья, в-третьих, на развитие навыков самостоятельной работы исследовательского характера при работе с языковым материалом. Воспитательный аспект при решении учебных задач рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Поведем итоги. Успешное выступление учащегося на олимпиаде по русскому языку, в т. ч. ВсОШ, зависит в основном от правильной базовой подготовки в ОО, а именно системного изучения русского языка: основа - история языка; далее - освоение курса русского языка в его историческом развитии и современном состоянии. Поэтому всегда необходимо осознавать, что системное изучение современного русского языка невозможно без истории языка. Возникает существенная проблема, на которую хотелось бы обратить внимание заместителей директоров по УВР или НМР: организация дополнительных занятий с детьми и выделение часов факультативных занятий.

_____________________________________

1В полном виде содержательные элементы по истории языка, которые входят в «олимпиадный» уровень, представлены в пособиях: Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение. 8 класс. (Методическое пособие для учителей). М.: «Вербум», 2005. 134 с.; Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение. 9 класс. (Методическое пособие для учителей). М.: «Вербум», 2005. 198 с. - Примеч. авт.

2 Подробнее см. на сайте www.i-u.ru: Винокур Г.О. История русского литературного языка. - Примеч. авт.

3Методические рекомендации к составлению заданий всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 гг. под ред. А.В. Григорьева. - Примеч. авт.

4Подробнее см.: www.krugosvet.ru. - Примеч. авт.

5В настоящее время не утрачено склонение кратких форм прилагательных и причастий в восточно-новгородских, вологодских, вятских, поморских, части костромских и ладого-тихвинских говорах. - Примеч. авт.

6Подробнее см. на сайте www.rus.1september.ru: Всероссийская олимпиада в г. Кисловодске, 2008 г. - Примеч. авт.

7Во многих диалектах общеупотребительно. - Примеч. авт.

8Подробнее см.: Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941. С. 321. - Примеч. авт.

9Буслаев Ф.И. О воспитании и начальном обучении родному языку / Библиотека для воспитания. Ч. 1. М., 1845. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль