Внутришкольная система учебно-методического сопровождения развития у учащихся УУД

253

В федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) общего образования формирование у учащихся умения учиться выделено как самостоятельный и важный компонент. Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы (далее - ООП) основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Метапредметные результаты освоения ООП основного общего образования включают умения:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. направленные на решение учебных и познавательных задач;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Трактовка учебно-познавательной деятельности как самоуправляемой деятельности учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающейся овладением необходимыми для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации, определила состав и структуру классификации общеучебных умений.

В нашей классификации умения расклассифицированы в три большие группы:

1. Учебно-управленческие умения.

2. Учебно-информационные умения.

2.1. Умения работать с письменными текстами.

2.2. Умения работать с устными текстами.

2.3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

3. Учебно-логические умения.

3.1. Анализ и синтез.

3.2. Сравнение.

3.3. Обобщение и классификация.

3.4. Определение понятий.

3.5. Доказательство и опровержение.

3.6. Определение и решение проблем.

Каждая группа умений содержит конкретные операционально представленные формулировки умений1. Последовательно прокомментируем группы общеучебных умений2.

Организация учебно-методического сопровождения развития у учащихся УУД: классификация умений

В основу классификации учебно-управленческих умений положена логика самоуправления учебно-познавательной деятельностью учащегося. Трактовка учения вообще и учебно-познавательной деятельности, в частности, как самоуправляемого процесса предполагает рассмотрение данных умений сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность сориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых последовательно, а иногда параллельно. Как правило, в состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности:

  • планирование, т. е. определение целей и средств их достижения;
  • организация, т. е. установление и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;
  • контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
  • регулирование, т. е. корректировка планов и процесса их реализации;
  • анализ, т. е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.

Следует отметить, что осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав данных умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодействие, взаимодополняемость, определенную последовательность использования.

Таким образом, под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, универсальные учебные действия учащихся, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ учащимися собственной учебной деятельности.

В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. Соответственно, формирование у учащихся умения учиться должно прорабатываться в трех направлениях:   

  • умение работать с письменными текстами;
  • умение работать с устными текстами;
  • умение работать с реальными объектами как источниками информации.

Следует отметить ряд особенностей последней группы умений. Наряду с традиционными умениями, связанными с наблюдением и проведением эксперимента, в данной группе отдельно представлены умения моделирования. Это объясняется тем, что овладение умениями моделирования позволяет более эффективно понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, принципы развития и взаимодействия с окружающими объектами.

Таким образом, под учебно-информационными умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

В первую группу учебно-логических умений входят пять первых умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение), соответствующих основным методам и формам мышления, которые являются предметом изучения формальной логики. Однако формальная логика, несмотря на богатый арсенал своих средств, не охватывает процесс движения мысли в его диалектических противоположностях. Эти вопросы решает диалектическая логика, предметом которой является творческое мышление, проявляющееся в постановке и решении проблем.

Таким образом, под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

В отличие от учебно-управленческих и учебно-информационных умений, сгруппированных в два блока для начального общего и основного общего образования, учебно-логические умения представлены целостно для всех уровней общего образования. Это объясняется тем, что формирование у учащихся умения учиться и совершенствование их учебно-управленческих и учебно-информационных умений определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности.

Например, в начальной школе составляется простой план, а в основной - сложный план устного или письменного текста. Учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе применяются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

Эффективное формирование у учащихся умения учиться

Умения и навыки являются одним из важнейших компонентов содержания образования. Г.И. Щукина еще в 70-е гг. XX в. надеялась, что «в свете современной теории деятельности различие между навыком и умением сейчас выступает более зримо, чем десятилетие назад, когда умение считалось незавершенным навыком, а навык рассматривался как автоматизированное умение»3. Однако до сих пор в отечественной дидактике существуют две противоположные точки зрения относительно содержания понятий «умение» и «навык».

Сторонники первой точки зрения считают умения лишь переходной ступенью от знаний к навыкам, своеобразным неавтоматизированным этапом в развитии учебных действий. В.М. Коротов следующим образом отразил эту точку зрения: «Так знание переходит в умение; умение, в свою очередь, аккумулируется в навык; навык автоматизируется и становится привычным действием»4.

Еще в 50-е гг. А.Ц. Пуни утверждал, что «умения представляют собой еще не сформированные, не закрепленные навыки, т. е. являются еще недостаточно заученными действиями»5. Ю.К. Бабанский очень доходчиво излагает суть данной точки зрения: «Умение постепенно перерастает в навык. То есть термины “умение” и “навык” отражают уровень сформированности системы определенных действий»6. Эти утверждения справедливы, если речь идет об умениях, преимущественно используемых в наглядно-действенном мышлении. В логическом мышлении интеллектуальные умения невозможно довести до состояния навыка.

Однако подавляющее большинство современных дидактов и психологов придерживаются второй точки зрения, суть которой высказала Г.И. Щукина, рассматривая умение и навык как различные операции учебных действий: «Навык - стереотипная, автоматизированная операция, необходимая в учении при выполнении тех элементов предметных действий, в которых нужна точность, закрепленность связей, стереотипных действий, которые могут происходить без непосредственного контроля сознания (быстрота беглого чтения, письма, элементарного счета, сосчитывания, проведения точных линий при черчении и др.).

Умение - операция интеллектуального свойства. Умения часто называют знаниями в действии, т. к. умение всегда оперирует приобретениями знаний. Существенным свойством умений является их обобщенность, вследствие чего они с успехом реализуются в измененных и разнообразных ситуациях. И те, и другие операции (способы) представляют для деятельности большую ценность. Собственно, процессуальный аспект учения без наличия прочных, стабильных навыков и мобильно действующих умений и невозможен, и безуспешен»7.

Рассматривая интеллектуальное умение в ракурсе деятельностного подхода, приведем устоявшуюся точку зрения. Умение по своему характеру предполагает всегда сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности, способами и условиями ее выполнения; по структуре - это система различных знаний и навыков; по механизму реализации - самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия.

Таким образом, формирование у учащихся умения учиться направлено на выработку готовности к успешному выполнению определенной деятельности. Навыки являются составными частями умения. При этом они в какой-то мере автономны от объединяющих их умений, т. к., с одной стороны, один и тот же навык может входить в состав различных умений, а с другой - умение может реализовываться за счет различных по комбинации навыков, выбираемых в зависимости от конкретных условий.

Кроме навыков в структуру умений входят знания, которые используют для выбора состава и комбинаций навыков, а также знания, необходимые для осуществления определенной деятельности8.

Подобная трактовка общеучебных умений как сложных интеллектуальных умений предполагает обязательное предъявление учащимся теоретико-инструктивных знаний о корректном осуществлении того или иного умения. Поэтому формирование метапредметного умения сравнивать не происходит автоматически при сравнении прилагательного и существительного на уроке русского языка. Главным в этой учебной ситуации является освоение учеником новых предметных знаний и умений, а овладение умением сравнивать является третьестепенным, если не будет подготовлено и проведено соответствующее метапредметное занятие. В данной учебной ситуации умение сравнивать только используется. Если ученик не имеет представления о сравнении, не владеет хотя бы инструктивно-теоретическими знаниями, то умение используется неэффективно, его развитие происходит не целенаправленно, а стихийно на эмпирическом уровне.

Когда учитель рассказывает о морфологических особенностях глагола как части речи и при этом просит учащихся слушать его внимательно, то он должен избавиться от иллюзии: якобы он еще и учит внимательно слушать. При выполнении предметных учебных заданий универсальные учебные действия школьников (далее - УУД) не осваиваются учащимся автоматически при выполнении предметных учебных заданий как побочный продукт. Эффективное применение УУД при решении предметных задач предполагает, что они сначала должны были выступить в качестве предмета целенаправленного освоения.

Цель метапредметного обучения

Метапредметный характер действий9 обуславливает выстраивание сложной дидактико-методической системы освоения учащимися УУД.

Во-первых, цель метапредметного обучения - формирование инструктивно-теоретических знаний, технологических и аксиологических основ владения УУД. В соответствии с принципом метапредметности, предложенным и обоснованным А.В. Хуторским, основу содержания образовательного процесса метапредметного курса должны составлять фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.

Примером подобного метапредмета в общеобразовательной организации (далее - ОО) могут быть «логические пятиминутки» для учащихся начальной школы10 и курс для учащихся 9-10-х классов «Азбука логичного мышления»11, который также называют «Курсом интеллектуального выживания».

Цель метапредметного обученияв рамках курса «Азбука логичного мышления» - способствование формированию у старшеклассников опыта применения на практике усвоенных гностических знаний и общеучебных умений для решения учебно-познавательных проблем. Прагматичная цель метапредметного обучения, направленная на развитие деятельностной составляющей учебно-познавательной компетентности старшеклассников не исключает, а напротив - предполагает максимально полный состав объектов познания и действительности, с которыми сталкиваются учащиеся при освоении данного курса. В качестве фундаментальных метапредметных объектов выступают методологические позиции учебно-познавательной деятельности (проблема, гипотеза, рефлексия и т. д.), а также средства учебно-познавательной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятия, доказательство и опровержение). Таким образом, содержание данного метапредметного курса обусловлено рефлексивным характером учебно-познавательной деятельности: она направлена на получение новых знаний, не просто на результат, а на сам процесс.

Начиная с первых тем, на протяжении всего курса прослеживается мысль социальной и личностной ценности познания и учения. Учащиеся в деятельности осваивают морфологический, структурный, функциональный, генетический аспекты системного анализа, методы моделирования, формулирования гипотез и т. д.

Курс предполагает освоение обучающимися ориентировочных основ осуществления УУД (алгоритмов, схем, определений понятий и т. п.), предусматривает более гибкий характер содержания, возможность его оперативной перекомпоновки. Цель метапредметного обучения - ориентация учащихся на проведение пролонгированного учебного исследования или разработку проекта, позволяющего освоить совокупность принципов, методов, приемов научного исследования как системы процедур.

Однако стержневым объектом познания в границах данного курса являются общеучебные умения, опыт их применения для решения учебно-познавательных проблем, которые и определили основные темы:

  • «Определение существенного»;
  • «Определение причины и следствия»;
  • «Осуществление сравнения»;
  • «Определение предмета рассуждения»;
  • «Составление классификации»;
  • «Доказательность рассуждений».

Порядок освоения общеучебных умений предполагает актуализацию учебно-познавательной проблемной ситуации, которая часто встречается в процессе мыследеятельности, например, затруднение в составлении классификации. Затем излагается алгоритм способа деятельности, позволяющий правильно преодолеть сложившуюся проблемную ситуацию.

Если овладение алгоритмом предполагает использование правил формальной логики, то изучается необходимый минимум теории. Например, алгоритм составления классификации предполагает использование правил деления и определения понятий. Следовательно, предусмотрено их изучение12.

Во-вторых, метапредметные занятия общеобразовательных курсов также играют важнейшую роль в целенаправленном формировании знаниевой, деятельностной и аксиологической составляющих владения УУД.

Разработка и проведение метапредметного занятия требует обязательного соблюдения ряда прописных истин дидактики урока. Так, исходя из учебно-воспитательной цели занятия, необходимо выбрать конкретный тип урока из традиционной кассеты. В качестве примера приведем наиболее корректную типологию, предложенную Ю.А. Конаржевским13. Исходя из дидактической цели обучения, кассета типов уроков может выглядеть следующим образом:

  • комбинированный урок;
  • урок усвоения нового материала;
  • урок закрепления изучаемого материала;
  • урок повторения;
  • урок систематизации и обобщения нового материала;
  • урок проверки и оценки знаний и умений.

Конечно, любая классификация, в т. ч. и данная, до некоторой степени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого при отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закрепление, повторение и т. д. (таблица).

Чрезвычайно важно отметить, что сегодня в практике работы широко используется такая разновидность комбинированного урока, как урок синтетический. Под синтетическим подразумевается такой урок, на котором решаются различные дидактические задачи: ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, закрепление и повторение ранее пройденного.

В отличие от т. н. комбинированного урока синтетический урок в зависимости от дидактической цели строится по-разному. На этих уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учителем, но и в форме разнообразной самостоятельной работы учащихся.

В ходе синтетического урока происходит изучение нового материала на этапе актуализации опорных знаний. Такое изучение связывается с самостоятельной работой учеников, систематическим применением ими своих знаний на практике, с непрерывным повторением знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях. Синтетический урок отличается от комбинированного «размытостью» этапов, более сложной структурой и более сильным развивающим влиянием на личность.

Кассета типов уроков, предложенная Ю.А. Конаржевским

Этап урока

Тип урока

Комбини-рованный урок

Урок усвоения нового материала

Урок закрепления изучаемого материала

Урок повторе-
ния

Урок система-
тизации и обобщения изученного материала

Урок проверки и оценки знаний

1. Организаци-
онный этап

+

+

+

+

+

+

2. Этап проверки домашнего задания

+

+

3. Этап всесторонней проверки знаний и умений

+

Этап повторения (за счет этапов 3,4, 5, 6)

+

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений

+

+

+

+

+

5. Этап усвоения новых знаний и умений

+

+

Этап обобщения и систематизации изученного (за счет этапов 2, 3, 5, 6)

6. Этап закрепления новых знаний и умений

+

+

+

7. Этап информиро-
вания учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

+

+

+

+

+

Внедрение учебно-методического сопровождения развития у учащихся УУД и оценивание результатов

Учитывая преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - формирование, закрепление, применение и т. д., - организация учебно-методического сопровождения развития у учащихся УУД предусматривает определение предполагаемого уровня освоения УУД. В качестве примера приведем следующий наиболее убедительный перечень уровней, предложенный В.П. Беспалько14:

  • исходный уровень (понимание): обучающийся знает, как корректно осуществлять действие (умение), но у него отсутствует опыт его реализации при решении учебно-познавательных проблем;
  • I уровень (узнавание): обучающийся выполняет каждую операцию действия, опираясь на знания, как корректно его осуществлять: описание, алгоритм, подсказка, намек (репродуктивное действие);
  • II уровень (воспроизведение): обучающийся самостоятельно выполняет действие при решении ранее рассмотренных типовых учебно-познавательных проблем (репродуктивная деятельность);
  • III уровень (применение): обучающийся применяет действие при решении нетиповых учебно-познавательных проблем (продуктивное действие);
  • IV уровень (творчество): в известной ему сфере деятельности обучающийся самостоятельно применяет действие для создания собственного образовательного продукта при решении нетиповых учебно-познавательных проблем (творческому освоению подлежит как сама деятельность, так и знания о ее корректном осуществлении - продуктивная деятельность).

Определение конкретного уровня освоения УУД обуславливает выбор образовательной технологии. Образовательная технология должна учитывать поэтапное освоение УУД, предложенное П.Я. Гальпериным почти полвека назад15:

1-й этап - мотивационный. Обучающийся должен захотеть овладеть данным действием: он ясно понимает, ради чего ему надо овладеть этим действием, какое практическое и теоретическое значение оно имеет при решении учебно-познавательных проблем;

2-й этап - ориентировочный. Обучающийся должен знать, как корректно пользоваться ориентировочной основой действия, т. е. системой понятий, указаний, памяток, инструкций, алгоритмов и ориентиров, на основе которых должно быть корректно выполнено данное действие;

3-й этап - материализованный. Обучающийся, пользуясь системой понятий, указаний, памяток и т. д., на основе которых должно быть корректно выполнено данное действие, выполняет на практике формируемое действие при решении типовой учебно-познавательной проблемы (с помощью материальных предметов или же с моделями). Действие выполняется развернуто, шаг за шагом;

4-й этап - громкоречевой. Обучающийся выполняет данное действие, готов рассказать или написать, что и для чего он делает, какую операцию выполняет при решении типовой учебно-познавательной проблемы;

5-й этап - внутриречевой. Обучающийся, выполняя данное действие, проговаривает выполняемые операции действия про себя (внутренняя речь);

6-й этап - умственный. Обучающийся выполняет действие умственно, во внутреннем плане, при решении нетиповой учебно-познавательной проблемы.

Конечно, нельзя рассчитывать, что на одном уроке будут использованы все этапы. Напротив, в зависимости от типа урок может строиться из двух-трех этапов. Учитывая интеллектуальную природу общеучебных умений, решающую роль в освоении УУД на метапредметных занятиях играет ориентировочный этап: обучающийся должен знать, как корректно пользоваться ориентировочной основой действия. В конечном счете именно корректное владение ориентировочной основой определяет качество реализации учащимся УУД.

В-третьих, далее УУД должны осознано применяться учащимися в границах всех учебных дисциплин. Проектирование применения общеучебных умений целесообразно осуществлять в процессе планирования системы уроков по учебной теме. Не учебная программа, а именно календарно-тематическое планирование позволяет учителям-предметникам зафиксировать процесс узнавания, воспроизведения, применения УУД в границах общеобразовательных учебных дисциплин. В качестве примера представим возможную матрицу календарно-тематического планирования и инструктивные комментарии к ней.

При этом применение конкретного общеучебного умения предполагает соблюдение ряда требований. Данное умение должно выступать в качестве предмета преподавания и учения, т. е. факт использования этого УУД должен быть известен и учителю, и ученику. Необходимо в границах учебного занятия специально выделять время для инструктажа по корректному использованию данного УУД или, как минимум, напоминать учащимся о том, что на метапредмете они овладели необходимыми инструктивными знаниями и минимальным опытом осуществления данного УУД. Поэтому уже при календарно-тематическом планировании определяется, на какой материал метапредметного курса может опираться учитель-предметник. Данное обстоятельство инициирует ознакомление учителей-предметников с содержанием метапредметного курса, преподаваемого в классах, в которых они работают.

В-четвертых, система учебно-методического сопровождения развития у учащихся УУД предусматривает применение умений в режиме творческой деятельности посредством вовлечения учащихся в осуществление образовательных проектов и проведение учебных исследований, т. е. не только на репродуктивном уровне, но и в творческих ситуациях при решении реальных учебно-познавательных проблем. Такую возможность предоставляет проектная и исследовательская деятельность, которая не только создает ситуации востребованности УУД для эффективного решения учащимися личностно интересных и социально актуальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения в творческой деятельности при создании собственного образовательного продукта.

Управленческо-методическое сопровождение осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся может включать три пакета материалов:

  • локальные нормативные документы ОО, обеспечивающие стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса, например, положение о конференции проектных и исследовательских работ учащихся, положение о научном обществе, годовая циклограмма управления учебно-методическим сопровождением проектной и исследовательской деятельности учащихся и т. д.;
  • методические рекомендации учителям, выступающим в качестве консультантов проектных и исследовательских работ учащихся, например, учебная программа метапредметного курса, календарно-тематическое планирование метапредметного курса, форма заявки на учебное исследование и проект, форма паспорта проекта или учебного исследования и т. д.;
  • дидактические рекомендации учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты, например, требования к определению проблемы как к началу исследования, требования к выбору и формулировке темы, структура защитной речи и т. д.

В-пятых, учебно-управленческие умения (регулятивные УУД) могут осознанно применяться при создании портфолио социокультурных достижений учащихся. Как известно, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности (учебной, проектно-исследовательской, художественно-эстетической, социальной и др.), и является одним из средств деятельностного подхода к образованию. Предназначение портфолио заключается в поддержании высокой образовательной мотивации учащихся, т. к. портфолио может являться основанием для автоматического выставления отметки за некоторые зачеты. Этот вид портфолио максимально развивает умения как стратегического планирования, так и рефлексивной деятельности учащихся, расширяет возможности их самообразования.

В-шестых, дополнительно хотелось бы отметить, что участие в деятельности детских объединений, интеллектуальных клубов, секций и кружков познавательной направленности будет способствовать развитию готовности учащихся осуществлять самоуправляемую учебно-познавательную деятельность.

В-седьмых, аксиологическая составляющая владения УУД может развиваться посредством участия в воспитательных акциях, демонстрирующих позитивный потенциал социокультурных ценностей учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, социально-культурные ценности, инструктивно-теоретические знания, технологические основы владения УУД, освоенные учащимися в границах метапредметов и метапредметных занятий, позволяют учителям-предметникам организовывать более эффективное применение общеучебных умений в границах общеобразовательных дисциплин. Метапредмет избавляет учителей-предметников от тавтологии и разнобоя в инструктажах по ориентировочным основам осуществления данных действий, предоставляя возможность активно и сознательно использовать уже сформированные умения. При организации в ОО проектной и исследовательской деятельности метапредмет формирует у обучаемых общий стартовый уровень знаний и умений, необходимых для компетентного участия в образовательном проекте и проведения учебного исследования. В процессе многолетней экспериментальной работы, проводимой в ОО, мы убедились, что учебно-методический комплекс метапредметного курса является наиболее обязательным компонентом внутришкольной системы освоения учащимися УУД.

Календарно-тематическое планирование

Изучаемые темы

Предпола-
гаемая дата проведения

Образовательные цели учебного занятия* (графа заполняется только на четверть вперед)

Формируемое (развиваемое) УУД**

1-я четверть (триместр)

Тема № 1 «______________________________________» (количество часов)

1.

Тема № 2 ______________________________________» (количество часов)

1.

* Формулирование образовательных целей учебного занятия играет роль интеллектуального, методического катализатора, который позволяет целостно охватить содержание нескольких учебных тем, убедиться в возможности формирования и развития того или иного общеучебного умения. Графа заполняется только на одну тему вперед.

** Фиксируется только шифр применяемого УУД. В связи с тем что основанием для определения необходимости и возможности использования того или иного УУД являются методики преподавания конкретной учебной дисциплины и содержание учебной темы, графа заполняется только на одну тему вперед. Невозможно предусмотреть карантин, срыв занятий по уважительной причине и т. п., вынуждающие учителя впоследствии сделать образовательный акцент именно на предметных знаниях и умениях.

__________________________________

1Подробнее см.: Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой. 2012. № 5. С. 33-40. - Примеч. авт.

2Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 5. С. 67-76. - Примеч. авт.

3Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. С. 53. - Примеч. авт.

4Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. С. 14. - Примеч. авт.

5Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. С. 30. - Примеч. авт.

6Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. С. 9192. - Примеч. авт.

7Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. С. 52. - Примеч. авт.

8Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. № 2. С. 15-19. - Примеч. авт.

9Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: изд-во «Эйдос»; изд-во Института образования человека, 2012. 73 с.

10Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. «Логические пятиминутки» для младших школьников // Управление начальной школой. 2011. № 9. С. 20-24; № 10. С. 31-42. - Примеч. авт.

11Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. М.: изд-во «5 за знания», 2007. 352 с. - Примеч. авт.

12Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Учебно-методический комплекс элективного курса «Азбука логичного мышления» // Справочник заместителя директора школы. 2013. № 3. С. 31-43. - При- меч. авт.

13КонаржевскийЮ.А. Система. Урок. Анализ. Псков: «ПОИПКРО», 2012. С. 189-195. - Примеч. авт.

14Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. М.: «Высшая школа», 1989. С. 37-38. - При- меч. авт.

15Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1966. С. 259-276. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль