Формирование универсальных учебных действий учащихся: контроль

195

А.В. Симонова, канд. пед. наук, зам. директора по УР НОУ СОШ «Московская интернациональная школа "Планета"»

В период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) общего образования главной целью администрации образовательной организации (далее - ОО) является определение реального уровня сформированности у учащихся общих учебных умений, навыков (далее - ОУУН) и видов деятельности учащихся школы, обозначенных ранее в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (далее - ФКГОС), для дальнейшего формирования универсальных учебных действий (далее - УУД). Формирование общих учебных действий учащихся рассматривалось до введения ФГОС общего образования как необходимое условие развития и социализации учащихся. Для разработки алгоритма внедрения ФГОС общего образования необходимо результативно завершить работу по реализации ФКГОС, обеспечить соответствующую преемственность в формировании результатов обучения и провести сопоставительный анализ результатов обучения в рамках ФКГОС и ФГОС. Эта одна из ключевых позиций в работе НОУ СОШ «Планета» на данный период.

ФГОС основного общего образования устанавливает конкретные требования к результатам обучения:

  1. личностным: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  2. метапредметным: освоение обучающимися УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться, освоение межпредметными понятиями.

Требования к результатам освоения программы среднего (полного) общего образования:

  1. личностным: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в виды деятельности учащихся школы, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  2. метапредметным: освоенные межпредметные понятия и формирование универсальных учебных действий учащихся, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной,а также другие виды деятельности учащихся школы.

Формирование общих учебных действий учащихся: контроль хода процесса

Контроль процесса формирования у учащихся 5-11-х классов ОУУН осуществляется администрацией ОО в рамках внутреннего мониторинга качества образования, который в обязательном порядке включает посещение уроков и внеурочных мероприятий.

В таблице 1 сопоставлены ФКГОС в части формирование общих учебных действий учащихся и ФГОС в части формирования метапредметных результатов обучения на примере основного общего образования.

Таблица 1

Сопоставительный анализ результатов обучения в рамках ФКГОС и ФГОС

ФГОС

ФКГОС

УУД

Содержание метапредметных результатов обучения

Виды деятельности

Содержание ОУУН и способов деятельности

1

2

3

4

Познава-
тельные

Умение создавать, применять

и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальное решение.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей.

Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений

Коммуника-
тивные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Информационно-коммуникативная деятельность

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль.

Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем.

Адекватное восприятие речи, способность изложить содержание прослушанного текста.

Владение монологической и диалогической речью.

Создание письменных высказываний.

Составление плана, тезисов, конспектов.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Смысловое чтение

Осознанное беглое чтение текста

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Использование для решения задач различных источников информации

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Регулятив-ные

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности для ее решения

Адекватная самооценка своих достижений, поведения, состояния

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Обращаем внимание на то, что метапредметные результаты обучения представлены как результаты обучения только по ФГОС, поэтому мы не сопоставляем их в данной таблице. Это умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (коммуникативные УУД). А также умение соотносить свои действия с планируемыми результатами обучения, осуществлять контроль видов деятельности учащихся школы в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (регулятивные УУД). Формирование общих учебных действий учащихся, относящиеся к рефлексивной деятельности в ФКГОС, можно рассматривать как личностные результаты обучения в ФГОС (соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни, самооценка с точки зрения нравственных, правовых, эстетических ценностей, использование своих прав и выполнение своих обязанностей).

Реализация программы и формирование общих учебных действий учащихся

Эффективная реализация требований ФГОС возможна лишь на основе глубокой диагностики сформированных у учащихся ОУУН. Работа по формированию и диагностике метапредметных результатов обучающихся может строиться подобно работе по формированию общих учебных действий учащихся. Планирование работы по формированию метапредметных результатов обучения и диагностике ранее сформированных ОУУН начинается с подробного анализа учителем содержания предметного курса и требований к метапредметным результатам обучения при реализации программы учебного предмета по ФГОС. Каждый учитель по своему предмету, исходя из содержания того или иного раздела (темы), анализирует и выбирает те ОУУН, которые органично формируются при изучении данного материала. В результате составляется приложение к рабочей программе по учебному предмету (в части календарно-тематического планирования), где обозначено, формирование общих учебных действий учащихся какого плана требуют акцентирования внимания при изучении каждой темы. Последующие этапы - это систематизация материалов предметными кафедрами или методическими объединениями и планирование внутреннего мониторинга по данному направлению администрацией ОО. Системный анализ данных об уровне сформированности ОУУН по классам и параллелям позволит разработать конкретную программу достижения метапредметных и личностных результатов обучения, обозначенных в ФГОС. Данная программа должна интегрировать все предметные программы и программы внеурочной деятельности.

В качестве примера приводим возможный вариант оформления такого приложения: кодификаторы формирования общих учебных действий учащихся видов деятельности темы «Законы взаимодействия и движения тел» по физике в 9-м классе (табл. 2).

Таблица 2

Пример кодификаторов ОУУН всех видов деятельности по физике в 9-м классе

Название темы (раздела)

Кодификаторы ОУУН всех видов деятельности

1. Познавательная деятельность

2. Информационно-коммуникативная деятельность

3. Рефлексивная деятельность

Законы взаимодействия и движения тел

1.1

1.2

1.4

1.6

1.8

2.1

2.5

2.6

2.9

3.1

3.2

3.3

Механические колебания и волны. Звук

Подобным образом расписываются все темы курса физики за 9-й класс.

Безусловно, каждая рабочая программа содержит перечень формирования общих учебных действий учащихся. Приложение позволяет конкретизировать и распределить планируемые умения и навыки по всем темам курса. Далее, при обобщении выбранных ОУУН, выявляются наиболее часто повторяющиеся по данному предмету формулировки ОУУН познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной виды деятельности учащихся школы. Обобщающие выводы, сделанные профильными кафедрами, являются основой для дальнейшей систематизации материала на административном уровне. В результате по каждому классу создается целостная картина формирования ОУУН средствами учебных предметов. В этом процессе принимают участие учителя и предметные кафедры (методические объединения), а также администрация ОО.

Виды деятельности учащихся школы: общие учебные действия

В качестве примера приводим таблицу формирование общих учебных действий учащихся познавательной деятельности учащихся 9-го класса, аналогично которой анализируются информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность (приложение 1). В таблице представлены лишь те ОУУН, формирование которых является целью практически каждого урока. Безусловно, в зависимости от конкретной темы урока актуальными выступают и другие ОУУН.

Администрация осуществляет внутренний контроль по всем предметам, рассматривая данный вопрос как один из главных в обеспечении современного качества образования (приложения 2, 3). На основе соответствующего диагностического материала и специальных методик оценивается уровень сформированности у учащихся ОУУН, который напрямую зависит от эффективности работы в данном направлении каждого учителя-предметника и всего педагогического коллектива в целом. Для сбора информации по диагностике уровня сформированности у учащихся ОУУН и видов деятельности учащихся школы могут быть использованы различные материалы:

1. Тесты, нацеленные на диагностику всех видов ОУУН:

  • стандартизированные тесты (ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования», ГАУ г. Москвы «Московский центр качества образования» и др.);
  • целенаправленные диагностические тесты и задания, разработанные учителями-предметниками в ОО.

2. Анализ посещенных уроков в части формирования общих учебных действий учащихся и способов деятельности средствами учебных предметов.

3. Самоанализ деятельности учителей.

4. Самоанализ уровня сформированности ОУУН учащихся и другие методы диагностики.

Перед посещением уроков заместителю директора по УВР необходимо обратиться к рабочей программе по предмету, где указаны планы на формирование общих учебных действий учащихся. Анализ урока также включает оценку решения данного вопроса (нужно учитывать, как реализуются программы развития УУД в основной школе). Необходимо дифференцировать критерии оценки и уровень требований, предъявляемых к различным категориям учащихся. Так, результат, полученный на высоком уровне требований, можно рассматривать как реальную оценку уровня сформированности ОУУН, на среднем уровне требований - как 64% от реального уровня и на низком - как 32% от реального уровня. Это аналогично оценке предметных результатов обучения по ФГОС.

Приложение 1

ОУУН познавательной деятельности учащихся 9-го класса

Формирование универсальных учебных действий учащихся: контроль

Приложение 2

Годовой план контроля формирования ОУУН средствами учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий учащихся: контроль

Приложение 3

Годовой план контроля формирования ОУУН средствами учебных предметов.
Среднее (полное) общее образование

Формирование универсальных учебных действий учащихся: контроль



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль