Проектирование раздела ООП: результаты образовательной деятельности школы

998

Требования федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования к структуре основной образовательной программы (далее - ООП) включают раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП общего образования». В комментарии к указанному разделу подчеркнуто, что система оценки должна «закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки»1.

Примем данный комментарий за основу для разработки структуры самого раздела. Первое, на что мы обращаем внимание, - это описание результатов, подлежащих оценке, или, говоря языком ФГОС, «описание объекта оценки». В соответствии с требованиями ФГОС необходимо отразить все три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Чтобы избежать дублирования разделов, в целевом разделе основная образовательная программа общеобразовательной организации можно ограничиться требованиями к результатам освоения ООП, а в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП общего образования» конкретизировать планируемые результаты образовательной деятельности школы до уровня «объекта оценивания».

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

При таком подходе раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП общего образования» должен будет начинаться фразой: «В числе результатов освоения ООП оценке подлежат...». Далее перечисляются те результаты образовательной деятельности школы, которые могут быть объективно наблюдаемы и которые действительно можно оценить посредством письменного контроля (включая контроль с использованием информационно-коммуникационных технологий) или с помощью встроенного педагогического наблюдения.

Результаты образовательной деятельности школы: критерии оценки

В качестве примерного наполнения «входного» блока раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП общего образования» предлагаем вариант, где вся (весьма разветвленная) сетка требований ФГОС к образовательным результатам сужена до необходимого минимума.

Итак, в числе результатов освоения ООП оценке подлежат:

1. Личностные результаты образовательной деятельности школы:

  • сформированная гражданская позиция (в т. ч. чувство ответственности за принимаемые решения);
  • приобретенный опыт социально-культурной практики;
  • готовность к выбору профиля обучения и продолжению образования на профильном уровне;
  • готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций и традиций этноса.

2. Метапредметные результаты образовательной деятельности школы:

  • осознание собственного стиля познавательной деятельности (индивидуального познавательного стиля);
  • навыки работы с информацией;
  • читательская компетенция;
  • приобретенный опыт проектной или проектно-исследовательской деятельности;
  • готовность и способность к сотрудничеству с другими.

3. Предметные результаты образовательной деятельности школы:

  • осознание базовых теоретических моделей и понятий по предметам учебного плана (далее - УП);
  • освоение стандартных правил, алгоритмов и процедур работы с учебной информацией;
  • понимание существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
  • навыки межпредметной интеграции учебного материала;
  • опыт углубленного освоения учебного материала по планируемому для продолжения образования профилю.

Следующий шаг в разработке раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП общего образования» - закрепление за каждым образовательным результатом параметров оценки, оценочной процедуры и используемых индикаторов.

Основная образовательная программа общеобразовательной организации: личностные и предметные результаты        

Взяв за основу приведенную в примере систему оценки результатов по ФГОС, получаем некую матрицу оценочной деятельности. В приложении 1 дан образец того, как подобная матрица «заполняется» содержанием оценки личностных результатов учащихся в соответствии с ФГОС. Помним, что личностные результаты образовательной деятельности школы не подлежат итоговой оценке и не могут быть персонифицированы без особого запроса на то со стороны педагога-психолога и документально подтвержденного согласия родителей обучающихся (их законных представителей).

С оценкой достижений учащихся в области метапредметных образовательных результатов поступаем схожим образом. Но в силу специфики метапредметных результатов и их прямой связи с программой развития универсальных учебных действий (далее - УУД) систему «письменной» оценки дополняем встроенным педагогическим наблюдением за деятельностью учащихся в ходе выполнения группового проекта. Такое наблюдение должно планироваться и обеспечиваться соответствующими «картами наблюдения». Следует отразить в карте уровень коммуникативных навыков учащихся (в вербальной и невербальной их составляющих), уровень культуры общения, готовность быть в команде, слышать и слушать других, реализовывать себя, продвигать или аккумулировать идеи и др.

Встроенное эмпирическое наблюдение может проводить педагог-предметник на специально организованных занятиях или плановых уроках, проходящих в формате разработки и презентации групповых проектов.

Что касается системы оценки предметных результатов - достижений учащихся по освоению предметов, здесь следует исходить из требований ФГОС к структуре образовательной программы, где результаты образовательной деятельности школы задаются (соответственно, и оцениваются) в двух плоскостях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться» (приложение 2).

На сегодняшний день есть несколько вариантов «разбивки» программы предметной деятелньости в школе и предметных результатов на обозначенные плоскости. Можно, к примеру, основная образовательная программа общеобразовательной организации предполагает ссылки на рекомендации к ее разработке, подготовленные Институтом стратегических исследований в образовании (ФГБУ «Российская академия образования»). Авторы рекомендаций (А.М. Кондаков и Л.П. Кезина) говорят о том, что достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки, или портфеля достижений), так и в конце обучения, в т. ч. в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, проводится с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться», по мнению А.М. Кондакова и Л.П. Кезиной, должны фиксироваться «планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения

обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и (или) его пропедевтического характера на данной ступени обучения»2

Оценка достижения учащимися предметных результатов может осуществляться:

  • педагогом-предметником на этапе промежуточного (годового) контроля;
  • педагогом-предметником или специальной комиссией в рамках итогового контроля по предметам, не выходящим на обязательную государственную итоговую аттестацию;
  • заместителем директора по учебно-методической работе в рамках внутришкольного контроля за качеством преподавания тех или иных предметов.

В любом случае в раздел основная образовательная программа общеобразовательной организации «Система оценки достижения планируемых результатов» какие-либо контрольно-измерительные материалы включать нецелесообразно, равно как и нецелесообразно прописывать и оценить результаты образовательной деятельности школы по всем дисциплинам. Достаточно сделать указание на то, что система оценки предметных результатов состоит из совокупности соответствующих разделов рабочих программ педагогов, которые обеспечены контрольно-измерительными материалами, утвержденными на уровне администрации образовательной организации.

В итоге в разделе ООП «Система оценки достижения планируемых результатов» должны быть представлены:

1. Краткое описание результатов освоения учащимися ООП (см. выше).

2. Матрица оценки личностных и метапредметных результатов.

3. Шаблон карты встроенного педагогического наблюдения за деятельностью учащегося в ходе выполнения группового проекта.

4. Пояснительная записка к системе оценки предметных результатов с указанием на рабочие программы педагогов.

5. График мониторинга динамики индивидуальных достижений учащихся.

Необходимо, чтобы последний блок раздела «Система оценки достижения планируемых результатов», т. е. график мониторинга динамики индивидуальных достижений учащихся, повторял аналогичный блок внутренней системы оценки качества образования, где он сопровождается диаграммами, графиками и т. п., отражающими результаты образовательной деятельности школы.

Органы контроля и надзора в сфере образования, требуя во время проверок предъявить «внутреннюю систему оценки качества», прежде всего хотят видеть факты функционирования этой системы, т. е. сведенные, графически отработанные и проанализированные данные внутришкольных мониторингов. Затем они смотрят Положение о внутренней системе оценки качества (далее - ВСОКО) и в ряде случаев содержание внутришкольного контроля в части обеспечения функционирования ВСОКО, требования к составлению рабочей программы по ФГОС.

В заключение подчеркнем, что раздел основная образовательная программа общеобразовательной организации «Система оценки достижения планируемых результатов» определяется Положением о ВСОКО и не должен ему противоречить (приложение 3).

Приложение 1

Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися ООП

Образова-
тельный
результат

Параметр оценки

Индикатор

Оценочная процедура

Исполнитель

Периодич-
ность оценки

Сформированная гражданская позиция

Владение общественно-политической терминологией

Количество учащихся, демонстри-
рующих усвоение общественно-политических понятий и терминов

Опрос или тест

Преподава-
тель общественно-политических дисциплин

Ежегодно, в конце учебного года

Социально-культурная активность учащегося

Единицы портфолио, подтвержда-
ющие социально-культурную активность учащегося

Стати-
стический учет

Классный руководи-
тель, тьютор

Готовность к продолжению образования на профильном уровне, к выбору профиля

Понимание учащимся собственных профессио-
нальных склонностей и способностей

Количество учащихся, своевременно ознаком-
ленных с заключением педагога-психолога о профессио-
нальных склонностях и способностях учащихся

Стати-
стический учет

Первый раз на этапе пред- профиля (по окончании учащимися 7-го класса), второй - по окончании основной школы

Положитель-
ный опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответству-
ющих рекомендован-
ному профилю обучения

Количество учащихся, имеющих опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответству-
ющих рекомендо-
ванному профилю обучения

Стати-
стический учет

Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых соответствует рекомендован-
ному профилю

Количество учащихся, имеющих завершенные и презенто-
ванные проекты, тематика которых соответствует рекомендо-
ванному профилю обучения

Стати-
стический учет

Готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций и традиций этноса

Освоение учащимися существующих норм морали, национальных традиций и традиций этноса

Количество учащихся, демонстри-
рующих освоение существующих норм морали, национальных традиций и традиций этноса

Тестиро-
вание, эссе

Классный руководитель, тьютор, преподава-
тель литературы

Ежегодно, в конце учебного года

Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых свидетель-
ствует о патриоти-
ческих чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа

Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых свидетель-
ствует о патриоти-
ческих чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа

Стати-
стический учет

Классный руководи-
тель, тьютор

Приложение 2

Рекомендуемая структура рабочей программы по предметам основного общего образования (с учетом требований ФГОС основного общего образования)

Раздел ФГОС основного общего образования, регламенти-
рующий структуру рабочей программы

Комментарий

Пояснительная записка, в которой конкретизи-
руются цели общего образования с учетом специфики предмета

  • В рамках какого учебно-методического комплекса (далее - УМК) составлена рабочая программа (далее - РП).
  • На основе какой примерной программы составлена РП: название, авторы, место и год публикации. Общий академический объем учебного предмета согласно УМК. (Если есть расхождение в часах, пояснить, почему и как нейтрализуется).
  • Общие цели преподавания предмета (см. «Фундаментальное ядро содержания общего образования»)

Общая характерис-
тика учебного предмета, курса

  • Связь предмета с ООП, миссией школы и т. п. (особенно это важно по отношению к рабочим программам части, формируемой участниками образовательного процесса).
  • Ведущие формы и методы работы.
  • Содержание, спланированное в рамках реализации «Программы социализации и воспитания учащихся».
  • Система оценки (в случае, если локальным актом по школе функция промежуточной (годовой) оценки достижения образовательных результатов закреплена за учителем-предметником)

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

  • На каком этапе общего образования осуществляется преподавание предмета.
  • С какими другими предметами связано.
  • Если это «ежегодный» предмет, то указать всю линейку часов

Личностные, метапред-
метные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Взять за основу результаты целевого раздела ООП и конкретизировать их с учетом специфики предмета и целей его преподавания

Содержание учебного предмета, курса

За основу взять принцип представления содержания предмета из «Фундаментального ядра содержания общего образования» и описать осваиваемое за учебный год содержание предмета по всем разделам тематического планирования

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема (темати-
ческий раздел)

Содержание по ФГОС

Основные виды деятель-
ности

Планируемые результаты

Ученик научится

Ученик получит возмож-
ность научиться

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

  • Учебники, пособия, электронные образовательные ресурсы и др.
  • Технические средства обучения

Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса

Суммировать результаты, представленные в тематическом планировании

Календарное планирование входит в рабочую программу. Указываются только тема урока, домашнее задание, дата урока по плану и по факту

Приложение 3

Положение о внутренней системе оценки качества образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии:

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  • приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования в образовательной организации»;
  • приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
  • __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________

(название документа, устанавливающего региональную
систему оценки качества образования)

  • уставом образовательной организации.

1.2. Настоящее положение закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации (далее - ОО) и призвано способствовать управлению качеством образования в ОО.

1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:

  • качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень соответствия федеральному государственному образовательному стандарту, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
  • внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), условиях ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм (компонентов), а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ ОО;
  • внешняя система оценки качества образования - включение потребителей образовательных услуг, органов государственно-общественного управления / коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования ОО, содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по соответствующим уровням), целями и задачами государственной политики в сфере образования;
  • ФКГОС - федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
  • ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
  • ООП - основная образовательная программа;
  • НОО - начальное общее образование;
  • ООО - основное общее образование;
  • СОО - среднее общее образование;
  • УУД - универсальные учебные действия.

1.4. ВСОКО:

  • функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью ОО;
  • направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования;
  • учитывает федеральные требования к порядку проведения ОО процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

2. Порядок организации ВСОКО

2.1. Ключевыми направлениями ВСОКО по уровням общего образования являются (за период (-ы), определяемые ОО самостоятельно):

  • содержание образования (основные и дополнительные образовательные программы), его реализация в процессе образовательной деятельности;
  • условия реализации образовательных программ;
  • достижение учащимися результатов освоения образовательных программ;
  • ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________

(перечислить ключевые направления, являющиеся значимыми для ОО)

2.2. Качество образовательного процесса; условий; результата определяют логическую структуру ВСОКО, а также состав лиц, привлекаемых к оценке качества образования, и график оценочных процедур (система мониторинга).

2.3. ВСОКО осуществляется применительно к результатам освоения учащимися и условиям реализации образовательной программы соответствующего уровня общего образования и включает:

  • стартовую оценку, необходимую для проектирования и (или) коррекции целевого раздела ООП, самооценки соответствия содержания образования обязательным требованиям, разработки «дорожной карты» условий реализации ООП;
  • контрольную оценку по итогам реализации ООП и выполнения «дорожной карты»;
  • рубежный мониторинг.

2.4. Стартовая оценка проводится на этапе проектирования и (или) коррекции ООП каждого из уровней основного общего образования и не предполагает оценку результатов.

2.5. Контрольная оценка проводится по итогам освоения (реализации ООП) за период

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

(длительность периода)

и включает оценку:

  • эффективности реализованной или освоенной ООП3;
  • выполнения «дорожной карты»;
  • достижений учащимися планируемых результатов.

2.6. Рубежный мониторинг выполнения мероприятий отдельных подпрограмм (компонентов ООП) и анализ результатов промежуточной аттестации проводится с целью определения эффективности освоения (реализации) ООП.

3. Оценка содержания образования и образовательной деятельности

3.1. Содержание образования в ОО определяется ООП соответствующего уровня общего образования, разработанной согласно требованиям образовательного стандарта (ФКГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).

3.2. Оценку содержания образования осуществляет

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

(должность исполнителя: заместитель директора по УВР,
коллегиальный орган ОО и др.)

на основании параметров и измерителей, разработанных в ОО4.

3.3. В рамках содержания образования оценке подвергаются:

3.3.1. Для классов ОО, обучающихся в соответствии с ФКГОС:

  1. соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.;
  • наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану;
  • наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО;
  • наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана;
  • соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС;
  • реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному (-ым) предмету (-ам), курсу (-ам), дисциплине (-ам) (модулю (-ям) (выполнение рабочих программ);
  • наличие программ воспитательной направленности;
  • наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП (при включении внеурочной деятельности в ООП);
  • наличие рабочих программ и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению (при включении внеурочной деятельности в ООП);
  • реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности (при включении внеурочной деятельности в ООП);
  • наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению;
  • наличие адаптированных образовательных программ;
  • наличие индивидуальных учебных планов и графиков;
  • наличие плана работы с молодыми талантами и мотивированными обучающимися.

3.3.2. Для классов, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО:

  • соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);
  • учет в ООП специфики и традиций ОО, социального запроса потребителей образовательных услуг;
  • наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);
  • наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очной, очно-заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательным потребностям и возможностям обучающихся);
  • соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) и учебного плана ОО по уровням образования;
  • наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС;
  • реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному (-ым) предмету (-ам), курсу (-ам), дисциплине (-ам) (модулю (-ям) (выполнение рабочих программ);
  • наличие программы формирования и развития УУД;
  • наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся (для НОО);
  • наличие программы социализации и воспитания обучающихся (для ООО);
  • наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и другой документацией по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;
  • реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности.

3.4. Оценка образовательной деятельности осуществляется по следующим показателям:

3.4.1. Общая численность обучающихся, осваивающих ООП, в т. ч.: НОО, ООО, СОО.

3.4.2. Предоставляемые формы получения образования; количество учащихся, получающих образование по каждой из форм:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная;
  • индивидуальный учебный план;
  • надомное обучение.

3.4.3. Предоставляемые формы реализации ООП по уровням общего образования, количество учащихся, получающих образование по каждой из форм:

  • сетевая форма;
  • с применением дистанционных образовательных технологий;
  • с применением электронного обучения.

4. Оценка условий реализации ООП

4.1. Оценку условий реализации ООП по уровням общего образования проводит заместитель директора по УВР при содействии заместителя директора по АХД по параметрам и измерителям, разработанным в ОО5.

4.2. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) включает анализ:

  • кадрового обеспечения;
  • материально-технического оснащения;
  • качества информационно-образовательной среды;
  • учебно-методического обеспечения;
  • библиотечно-информационных ресурсов.

4.3. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) проводится на этапе ее проектирования (коррекции) с целью определения фактических условий и разработки «дорожной карты».

5. Оценка результатов реализации ООП

5.1. Оценка результатов реализации ООП в части, соответствующей ФКГОС:

5.1.1. В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по уровням), в отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.

5.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих формах:

  • промежуточная аттестация;
  • накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);
  • итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне (по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору));
  • анализ результатов ГИА.

5.2. Оценка результатов реализации ООП, соответствующих ФГОС:

5.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

  • промежуточная аттестация;
  • накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);
  • итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне (по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору));
  • анализ результатов ГИА.

5.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

  • комплексная контрольная работа;
  • тест;
  • экспертное заключение по результатам выполнения учащимися группового проекта.

5.2.3. Контрольно-измерительные материалы для оценки достижения учащимися метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня разрабатываются

на_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________ уровне.

(указать уровень)

5.2.4. Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным как приложение к данному Положению6.

5.2.5. Оценка достижения личностных результатов освоения учащимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых психологом или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений учащихся в мероприятиях программ воспитательной направленности.

5.2.6. Оценка личностных результатов встраивается в программы воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым образовательным стандартом.

5.2.7. Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным как приложение к данному Положению6.

5.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся:

  • организуются и проводятся в ОО согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП соответствующего уровня общего образования.

5.4. В рамках текущего контроля как контроля формирующего проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных - в зависимости от реализуемой ООП.

___________________________________________

1Подробнее см.: www.standart.edu.ru. - Примеч. авт.

2Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. С. 16-17. - Примеч. авт.

3Структуру оценки условий реализации ООП целесообразно отразить в приложении к положению о ВСОКО. Подробнее читайте в следующем номере журнала «Справочник заместителя директора школы».

4О структуре стартовой оценки содержания образования и образовательной деятельности (качества процесса) читайте в следующем номере журнала «Справочник заместителя директора школы».

5О структуре оценки условий реализации ООП как приложении к положению о ВСОКО читайте в следующем номере журнала «Справочник заместителя директора школы»

6О содержании оценки метапредметных результатов освоения учащимися ООП читайте в следующем номере журнала «Справочник заместителя директора школы».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль