Построение образовательной среды лицея: работа с учащимися

87

И.А. Киселева, директор МАОУ лицей № 4 (ТМОЛ), г. Таганрог, Ростовская обл.,

Д.В. Ковтунова, канд. филос. наук, зам. директора по НМР МАОУ лицей № 4 (ТМОЛ), г. Таганрог, Ростовская обл.,

А.В. Байлов, канд. ист. наук, доц. каф. социологии, истории, политологии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог, Ростовская обл.

Во всем мире ведется поиск и отбор обучающихся, которые в будущем могут составить интеллектуальную и духовную элиту человечества. Одним из первых это стал делать И. Ньютон, который потратил значительную часть своего состояния на поиск и последующее обучение талантливых детей Великобритании. В России этим начал заниматься А.Н. Колмогоров, создавший первую специализированную физико-математическую школу-интернат при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (далее - МГУ). Аналогичные школы-интернаты были созданы в г. Ленинграде и г. Новосибирске. Учебный процесс в них проводился преподавателями, аспирантами и студентами вузов.

Формы обучения и образовательные программы полного общего образования

К концу 80-х - началу 90-х гг. XX в. вузы нашей страны стали открывать различные специализированные заочные, воскресные, вечерние школы. В 1988 г. в г. Таганроге было создано одно из первых образовательных учреждений такого типа. Первоначально являясь спецклассом с углубленным изучением математики, физики и информатики при Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова (сегодня - Инженерная технологическая академия ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее - ИТА ЮФУ)), оно быстро превратилось в ведущее среднее общеобразовательное учреждение города и в настоящее время эволюционировало в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Таганрога (далее - ТМОЛ). Преподавание в нем осуществлялось силами профессорско-преподавательского состава с использованием библиотеки и научно-технической базы ИТА ЮФУ. В рамках образовательного процесса был преодолен имевшийся на тот период фактический разрыв между уровнем образования выпускников средних общеобразовательных заведений и требованиями, предъявляемыми к обучению в вузе, противоречие между необходимостью дифференцированного и индивидуального подхода к обучению одаренных детей и имеющимися в реальной практике методами и средствами такого подхода.

В настоящее время ТМОЛ занимает одно из ведущих мест в системе подготовки технической элиты в г. Таганроге и на Юге России и обеспечивает выпускникам возможность успешного продолжения обучения в лучших вузах Российской Федерации. Продолжая тесно сотрудничать с подразделениям ИТА ЮФУ, он превратился в признанный центр организации работы с одаренными детьми, опыт которого активно используется аналогичными образовательными организациями (далее - ОО).

Основная стратегическая цель образовательного процесса в ТМОЛ - формирование интеллектуальной культуротворческой, построение образовательной среды (рисунок) на основе общих интеллектуальных и духовных потребностей всех субъектов образовательного процесса.

Основные приоритеты работы ТМОЛ:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, сохранения здоровья и жизни обучающихся;
  • социализация одаренных учащихся, направленная на выявление способностей и путей их совершенствования в условиях построения образовательной среды;
  • развитие различных форм мотивации учащихся к образовательносоциальной деятельности (проектная деятельность, образовательный рейтинг обучающихся, тренинги и т. д.);
  • создание условий для проявления творческой активности и мотивации к ней учащихся в различных сферах социально значимой деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий - развитие системы непрерывного дистанционного образования.

Построение образовательной среды лицея: работа с учащимися

Модель культуротворческой интеллектуальной среды: построение образовательной среды

Особенностями организации образовательного процесса в ТМОЛ являются:

1. Система подготовки расписания и максимальная интенсификация образовательного процесса. Так, в профильных лицейских классах (8-11-е классы) расписание включает сдвоенные уроки (пары), что позволяет минимизировать затраты времени на подготовку к урокам, т. к. обучающимся необходимо готовиться не к шести учебным предметам на следующий день, а к трем. Расписание преподавателей ИТА ЮФУ, работающих в ТМОЛ по совместительству, тоже составляется особым образом. Администрация ТМОЛ тесно сотрудничает с диспетчерской службой ИТА ЮФУ, которая занимается составлением расписания, поэтому уроки, которые профессорско-преподавательский состав проводит в ТМОЛ, включены в их общее расписание.

2. Особый подход к формированию и постоянному переформированию состава учебных групп. В профильные классы ТМОЛ (8-10-е классы) набор обучающихся осуществляется при условии успешного участия обучающихся в межшкольной олимпиаде («ТМОЛиаде»). Для организации поступления в классы на учебный курс физико-математического профиля олимпиада проводится по трем предметам (математика, физика, русский язык). На основе набранных баллов составляется рейтинг участия в межшкольной олимпиаде. Для организации поступления в классы социально-экономического и химико-биологического профиля олимпиада проводится по математике, русскому языку, истории и географии (социально-экономический профиль) или химии и биологии (химико-биологический). В 2013/14 уч. г. впервые осуществлен набор учащихся 5-х классов. Межшкольная олимпиада не проводилась, рейтинг был определен по результатам конкурса портфолио. Когда заканчивается предварительное формирование классов, в первую неделю сентября лицеисты пишут входную диагностическую работу, по результатам которой администрация ТМОЛ еще раз делит класс на две группы для таких предметов, как английский язык, информатика. Учащихся 10-х классов позже еще раз делят на дополнительные группы для занятий по физике, алгебре, русскому языку.

3. Высокая степень научного, кадрового, материального обеспечения работы ТМОЛ благодаря реальному участию ИТА ЮФУ: использовалась материальная база ИТА ЮФУ, с момента начала функционирования ТМОЛ учебные предметы преподавали высококвалифицированные специалисты этого вуза. Сегодня в лицее работают 17 кандидатов наук и 1 доктор наук - опытные преподаватели ИТА ЮФУ, ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» и др.

4. Конкретизация профессиональной ориентации лицеистов: каждый получает возможность и обязанность «живого» контакта с факультетами ИТА ЮФУ. Для этого администрацией ТМОЛ организован ряд факультативов совместно с кафедрами ИТА ЮФУ. Лицеисты посещают занятия в институте 1 раз в неделю по 2 ч для ознакомления с деятельностью кафедр (предметы: программирование C++ и криптография, робототехника, нанотехнологии). Также администрацией ТМОЛ из бюджета ОО оплачиваются дополнительные факультативные занятия с преподавателями ИТА ЮФУ.

5. Наличие консультанта (куратора, попечителя, коуч-тренера) из числа студентов старших курсов и аспирантов. В рамках договора администрации ТМОЛ и ИТА ЮФУ лицеисты посещают занятия, где их учат работать на оборудовании кафедры. Работу лицеиста организует аспирант, который выстраивает вместе с обучающимся график индивидуальных занятий. Таким образом, обучающиеся ТМОЛ участвуют в проведении научного эксперимента, выполняемого при подготовке диссертации. Лицеисты по окончании эксперимента готовят исследовательские работы, с которыми выступают на конференциях различного уровня. Так, в 2010/11 уч. г. был подготовлен проект «Разработка методики формирования нанолокальных областей для позиционирования углеродных нанотрубок на подложке», победивший в VI Всероссийской олимпиаде школьников по нанотехнологиям (2012 г.).

Образовательная деятельность - систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и личностного присваивания, освоения культурных форм и способов действия.

В ТМОЛ реализуются образовательные программы полного общего образования: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие углубленную подготовку обучающихся по предметам физико-математического цикла. Профильная составляющая образовательного процесса в соответствии с реализуемыми образовательными программами представлена в табл. 1.

Таблица 1

Профильная составляющая образовательного процесса в ТМОЛ

Класс

Профиль

Учебные предметы

Профильные спецкурсы (количество, ч)

8 л

Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика

Физика

8

4

9 л

Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика

Физика

Информатика

8

4

2

9 э

Предпрофильное изучение предметов физико-математического цикла

Математика

Физика

Информатика

8

4

2

10 а, б

Физико-математический профиль

Математика

Физика

Информатика

9

6

4

10 в

Профильное изучение математики и информатики

Математика

Информатика

8

4

10 э

Физико-математический профиль

Математика

Физика

Информатика

8

6

4

10 с

Социально-экономический профиль

Обществознание

Экономика

География

3

2

3

10 с

Химико-биологический профиль

Химия

Биология

Русский язык

5

4

3

11 а, б

Углубленное изучение физики, математики

Математика

Физика

Информатика

8

7

4

11 в

Профильное изучение математики

Математика

Информатика

8

4

11 с

Социально-экономический профиль

Обществознание

Экономика

География

3

2

3

ТМОЛ является областной пилотной площадкой по апробации учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) по русскому языку издательства «Дрофа» (приказ Минобразования Ростовской области от 27.10.2010 № 845). С 2011 г. педагогический коллектив ТМОЛ участвует в апробации учебника нового поколения по физике (Степанова Г.Н., «Физика, 7 класс», «Физика, 8 класс», «Физика, 10-11 класс»). В апробации учебника принимают участие 3 параллели классов: 7-е, 8-е и 11-е.

Учащиеся лицея и их роль в формировании интеллектуальной образовательной среды

Научно-исследовательская деятельность - это работа лицеистов над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, который служит для иллюстрации законов природы), предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированная, исходя из принятых в науке традиций. Это организованная педагогом коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность учащегося в рамках образовательного процесса обязательной и вариативной частей, которые предполагают образовательные программы полного общего образования, направленные на решение практических задач, формирование ключевых компетентностей и практического опыта. Научно-исследовательская деятельность носит индивидуальный и групповой характер и тесно связана и использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе. Особенно это проявляется в процессе подготовки обучающихся к участию в интернет-конкурсах, интернет-олимпиадах. Учащиеся ТМОЛ второй год принимают участие в интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», несколько команд вошли в 1-ю лигу. Команды формируются по возрастному принципу, в них входят эрудированные, одаренные обучающиеся. Участие в конкурсе способствует раскрытию интеллектуального потенциала, выявлению новых талантов. Также широко используются ИКТ в процессе участия лицеистов в заочных олимпиадах, проводимых вузами. Вузы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга регулярно проводят предметные олимпиады, в которых, как правило, первый тур проходит заочно и дистанционно, что дает возможность старшеклассникам принимать в них участие и в случае выхода во 2-й тур поступать в вуз, имея 100-балльный результат по предмету. В 2011 г. администраций ТМОЛ заключено соглашение о сотрудничестве с МГУ. В рамках соглашения на базе ТМОЛ проводятся очные олимпиады по механике для учащихся Южного федерального округа.

Учащиеся лицея ТМОЛ ежегодно становятся победителями всероссийских олимпиад, победа в которых соответствует 100 баллам на ЕГЭ (в 2012/13 уч. г.: 12 чел. по физике, 4 - по математике и 1 - по обществознанию; в 2013/14 уч. г.: 14 чел. по физике, 5 - по математике, 8 - по русскому языку и 1 - по химии).

Образовательные программы полного общего образования ТМОЛ - это программа школы полного дня, которая организует пространство жизнедеятельности учащегося, чередуя разнообразные виды его деятельности в наиболее комфортном для него порядке. Расширить образовательную среду ТМОЛ, не перегружая ее при этом, позволило развитие сетевой модели образования, использование возможностей других ОО, учреждений культуры и спорта для выявления и поддержки талантливых учащихся (например, для организации работы кружков и спортивных секций лицеистов используется материально-техническая база ИТА ЮФУ, для публикации о деятельности и достижениях ТМОЛ организовано сотрудничество со средствами массовой информации: «Независимая газета» г. Таганрога, газета «Радиосигнал» ИТА ЮФУ и т. д.). В 2011 г. ТМОЛ стал площадкой для проведения V Всероссийского интеллектуального форума-олимпиады по нанотехнологиям «Нанотехнологии - прорыв в будущее». С 2013 г. ТМОЛ сотрудничает с АНПО «Школьная Лига РОСНАНО». Цели участия в проекте:

  • над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;
  • социальное партнерство с ведущими учреждениями науки и индустрии в сфере нанотехнологий;
  • учебно-практическое моделирование и конструирование (игровое, компьютерное, лабораторное и т. п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;
  • проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся 5-11-х классов в области естествознания;
  • активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения учащихся и их педагогической поддержки, способствующих развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности;
  • учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания (популяризация науки в средствах массовой информации, через «музеи науки» и т. п.);
  • проектирование и реализация современной информационной образовательной среды (далее - ИОС) для организации образовательного процесса.

Также с целью расширения образовательной и научно-исследовательской инновационной деятельности участников образовательного процесса администрацией ТМОЛ было заключено соглашение о партнерстве с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «СофтЛайн Эдюкейшн», руководителем которой является выпускник ТМОЛ. Цель сотрудничества - организация, проведение и участие в образовательных проектах по внедрению инновационных решений по повышению качества общего образования и реализации соответствующих эффективных образовательных практик, включая разработку и внедрение образовательных программ полного общего образования и методических материалов для обучения педагогов использованию инновационных решений. Партнеры создали и обслуживают сайт ТМОЛ, организовали для учащихся лицея бесплатные факультативные занятия по программированию, также бесплатно занимаются с учащимися и помогают им готовить научно-исследовательские работы по информатике.

Электронный класс Университета, или новые образовательные программы полного общего образования

В 2010/11 уч. г. стартовал новый экспериментальный проект «Электронный класс Университета»1. При поддержке Центра довузовской подготовки Таганрогского технологического института ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (далее - ТТИ ЮФУ) был сформирован электронный класс, в котором учащиеся лицея 10-х классов начали изучение отдельных предметов (русский язык, физика и математика) с использованием интерактивных учебных ресурсов, размещенных в электронной ИОС профильного обучения.

Электронные курсы по каждому предмету включают:

  • 96 интерактивных лекций;
  • 24 тематических теста;
  • 12 контрольных работ;
  • тренинги и тесты самоконтроля по каждой теме;
  • тренажеры для подготовки к ЕГЭ, репетиция ЕГЭ онлайн;
  • система родительского контроля.

Занятия проходят в мультимедийном классе, оборудованном интерактивной доской и мобильным проекционным оборудованием, 30 персональными рабочими местами с высокоскоростным выходом в ИОС.

Учебный план предусматривает обычное число аудиторных (очных) занятий. Во время этих занятий все учащиеся лицея могут работать в локальной сети с современными электронными образовательными ресурсами по схеме «1 ученик - 1 компьютер». Доступ к ИОС возможен также с любого компьютера, подключенного к Интернету. Это позволяет активизировать домашнюю подготовку к занятиям и превратить ее в творческий процесс, сочетающий индивидуальную и групповую формы деятельности. Учащиеся лицея имеют возможность круглосуточной индивидуальной и коллективной работы с ресурсами ИОС и другими сетевыми источниками. Домашние задания могут выполняться в режимах онлайн или офлайн с последующим введением результата в режиме онлайн. Все учебные достижения каждого обучающегося учитываются и сохраняются в ИОС.

В результате реализации проекта учащиеся лицея собрали для себя солидный портфолио: лицеисты принимают участие и побеждают не только в общешкольных и городских мероприятиях, но и во всероссийских. В 2012/13 уч. г. был первый выпуск электронного класса. Все учащиеся класса успешно сдали ЕГЭ, 8 учащихся стали призерами всероссийских олимпиад школьников, внесенных в Перечень олимпиад школьников, утв. приказом Минобрнауки России от 07.11.2011 № 2598.

Методическая работа в ТМОЛ осуществляется в соответствии с целью - совершенствование личностных и профессиональных качеств учителя; в соответствии с единой методической темой по формированию проектно-исследовательской и построению образовательной среды ТМОЛ в контексте гуманизации и повышения качества образования.

Реализуемая в течение последних 25 лет модель образования в ТМОЛ, компоненты которой были представлены выше, является средством развития мотивации учащихся, т. к. она позволила разработать и обосновать содержание образования, образовательные программы полного общего образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации обучающегося, выбрать технологии обучения, которые позволяют сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности, которые демонстрируют учащиеся лицея.

С целью объективной оценки качества образования в ТМОЛ систематически ведется мониторинг развития личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

С 2007 г. в ТМОЛ введена матричная система организации образовательного процесса, новые образовательные программы полного общего образования, которые предполагает работу различных творческих групп в рамках тематических лабораторий. Задачи, которые стоят перед коллективом ТМОЛ:

  • проведение диагностики уровня сформированных компетенций обучающихся, поступивших в текущем учебном году;
  • совершенствование условий индивидуального развития личности учащихся, соответствующих их способностям и дарованиям;
  • реализация условий для осуществления исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.

Построение образовательной среды: основные мероприятия     

С целью более эффективной разработки проектов в области профильного образования педагогическим коллективом и администрацией ТМОЛ проводятся следующие мероприятия:

1. Углубленная и профильная подготовка учащихся 8-11-х классов по физике, информатике, математике.

2. Профориентационная подготовка учащихся 10-11-х классов, оказание помощи в выборе будущей профессии, знакомство с профессиограммами, вузами г. Таганрога, Ростовской области и России, тестирование на выявление сферы профессиональных интересов и т. д.

3. Разработка телекоммуникационных междисциплинарных проектов.

4. Участие в дистанционных олимпиадах для учащихся 8-11-х классов, основной целью которых является развитие интереса у учащихся лицея к различным учебным дисциплинам, популяризация научного знания, совершенствование навыков самообучения, работы с различными информационными источниками, а также развитие творческого мышления.

5. Внедрение в образовательный процесс дистанционных курсов системы Moodle Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ.

6. Воскресная математическая школа «Вектор» для учащихся г. Таганрога (по математике - 5-8-е классы, информатике - 6-8-е классы, физике - 7-8-е классы).

7. Школа раннего развития «УМКА» и др.

Работа с одаренными детьми - это многогранная и многофункциональная деятельность всего педагогического коллектива. Необходимо предусмотреть степень и меру самораскрытия, на которые способны учащиеся лицея, создать развивающую среду, обогатить содержание лицейского образования через исследовательский метод обучения, сознательно организованное индивидуальное и предметное окружение учащегося. Индивидуальное поле ученика, обогащенная образовательная среда - это пространство воспитания и обучения, совместно создаваемое учителем и учеником по законам творчества и диалектики познания. Одним из направлений стимулирования мотивации к обучению одаренных обучающихся является работа в научном обществе обучающихся.

Научное общество обучающихся (далее - НОО) «ТМОЛиУМ» объединяет лицеистов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Работа в научном обществе дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки;
  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • дает возможность определить профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;
  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует самоутверждению обучающихся.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при обучении в вузах.

В начале учебного года учащиеся лицея выбирают темы исследования, работают над ними весь учебный год, а результаты докладывают на научно-практической конференции исследовательских работ, которая проводится в ТМОЛ в конце учебного года. Лучшие работы, которые показали учащиеся лицея, представляются на студенческих конференциях вузов, городского научного общества, всероссийских и областных конкурсах. Награждение победителей и призеров конференций различного уровня проводятся в актовом зале Центральной городской публичной библиотеки имени А.П. Чехова г. Таганрога. В 2013 г. был выпущен первый совместный сборник исследовательских работ, в настоящее время готовится к выпуску второй сборник.

Эффективность системы образования в ТМОЛ коррелируется с показателями результативности участия лицеистов в олимпиадах, научно-исследовательских проектах, конкурсах. Так, по итогам участия учащихся г. Таганрога в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ) в 2013 г. наибольшее количество победителей и призеров среди учащихся ТМОЛ. В 2012 и 2014 гг. лицеисты становились призерами заключительного этапа ВсОШ по физике.

Традиционно лицеисты становятся победителями и призерами олимпиад, проводимых ведущими вузами страны, в т. ч. всероссийского уровня, внесенных в Перечень олимпиад школьников (утв. ежегодным приказом Минобрнауки России):

  • заочная олимпиада по физике ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (далее - МИФИ);
  • олимпиада «Ломоносов» по физике и по механике, проводимая МГУ;
  • олимпиада по математике ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» (далее - ФИЗТЕХ) и др.

В 2012 и 2013 гг. команда лицеистов принимала участие в 21-й и 22-й Международной Олимпиаде «Интеллектуальный марафон» (2012 г. - г. Салоники, Греция; 2013 г. - г. Барселона, Испания), по итогам которых заняла I место в командном первенстве и завоевала более 10 медалей в личных первенствах. В 2012 г. сборная команда лицея «ТМОЛимпийцы» заняла II место во Всероссийском конкурсе «Турнир юных естествоиспытателей». В международном «Турнире юных естествоиспытателей», который проходил в мае 2013 г. в Турции, команда лицея заняла III место. В 2013 г. сборная команда лицея «Космос» заняла I место во всероссийском конкурсе «Турнир юных естествоиспытателей» и будет принимать участие в международном «Турнире юных естествоиспытателей» в августе 2014 г. в г. Кустендиль (Болгария).

В декабре 2013 г. в г. Москва учащиеся ТМОЛ приняли участие в Первой международной олимпиаде по экспериментальной физике IEPhO - 2013, результат - I место.

Также качество организации образовательного процесса подтверждается результатами участия лицеистов в ЕГЭ по профильным предметам (табл. 2).

Таблица 2

Результаты участия лицеистов в ЕГЭ по профильным предметам

Предмет

2012 г.

2013 г.

Высший балл ТМОЛ

Средний балл ТМОЛ

Средний балл в г. Таганроге

Средний балл в регионе

Высший балл ТМОЛ

Средний балл ТМОЛ

Средний балл в г. Таганроге

Средний балл в регионе

Математика

92

61,75

49,42

44,2

98

61,85

52,21

48,93

Физика

98

54

49,5

44,33

100

65,01

55,19

50,78

Информатика и ИКТ

100

70

62,2

55,33

100

76,44

65,36

58,42

Русский язык

98

72,6

70,37

61,75

98

72,36

71,24

64,56

Ежегодно в вузы поступают 100% лицеистов, из них студентами высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога становятся 60% выпускников, 40% лицеистов продолжают успешно обучение в ведущих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (МГУ, ФИЗТЕХ, Учреждение Российской академии наук Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, МИФИ, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и др.).

___________________________________________

1О возможностях электронной информационно-образовательной среды профильного и предпрофильного обучения можно узнать по адресу: www.cdp.tti.sfedu.ru. - Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль